В апреле 1974 года БАМ был объявлен всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Строительство её центральной части заняло более 12 лет.
После 80-х годов о «Стройке века» как-то забыли, шли даже разговоры, что дорога никому не нужна и на неё зря потратили огромные государственные деньги.
Но люди, в чьей судьбе был БАМ, до сих пор не жалеют громких слов, вспоминая, как эта железная дорога изменила их жизнь. Для них такие понятия, как взаимовыручка, энтузиазм, патриотизм, которые сейчас чаще всего воспринимаются с усмешкой, - не пустой звук, а норма поведения.
На комсомольскую стройку съезжались со всего Советского Союза. Новым станциям присваивали даже неофициальные двойные названия. Посёлок Нию, например, строили в основном жители Грузии, поэтому его именовали «Грузия-БАМ». Были на карте и Ростов-БАМ, Беларусь-БАМ, Украина-БАМ и другие. При этом строители, заканчивая работу, зачастую не возвращались в родные края, а оставались жить в уже любимой Сибири навсегда. Один из них - Александр Гудков, который приехал в сибирскую глубинку с Поволжья, - рассказал, какую роль дорога сыграла в его судьбе.
О деньгах - забыли
- Мы добирались до Усть-Кута, тогда называемый воротами БАМа, поездом, а дальше, к примеру в посёлок Магистральный, требовалось ехать на машине, - рассказывает Александр Егорович, который был мастером строительно-монтажных работ - «тянул» линию электроснабжения вдоль магистрали. - На дорогу выйдешь - любой водитель, проезжающий мимо, обязательно остановится и подберёт. Мы никогда не «голосовали». И никогда не платили за поездку. Было даже правило: если деньги предложишь - всё, иди отсюда. Однажды я разговорился с одним из водителей, и он рассказал такой случай: «Москвичка приехала к кому-то в гости, я её подвёз, а она мне деньги суёт! Я ей сразу сказал: знал бы, что решишь мне платить, в Усть-Куте бы оставил. Забудь, говорю, тут про деньги». На БАМ, где гораздо выше рубля ценили простую взаимовыручку и бескорыстную поддержку, Александр Гудков попал в 1977 году, спустя три года после начала стройки. Как и многие, отправился в Сибирь по распределению.
- Тогда начали осваивать Тюмень, и в это же время «загремел» БАМ, - делится он. - Я учился в Куйбышевском политехническом. У нас отличники отправились на тюменские стройки, а мы, «середнячки», поехали сюда. В это время магистраль уже дошла до посёлка Звёздного. Ехать в незнакомую суровую Сибирь было совсем нестрашно. Кто-то из моих однокурсников пошёл в проектный институт. Но нам было неинтересно сидеть за бумагами, мы хотели строить.
Строитель уверен, что БАМ возвели именно «середнячки» - не в смысле троечники или равнодушные, а простые рабочие люди.
Патриотизм есть, энтузиазма нет
Кстати: |
Этой публикацией наше издание начинает серию статей о строителях Байкало-Амурской магистрали. Если вам есть что вспомнить о тех временах, напишите нам в редакцию. Расскажите, как вы попали на стройку века, какую роль она сыграла в вашей судьбе. Сегодня это уже история, советское прошлое, абсолютно чужое и незнакомое современному поколению. Давайте напишем летопись великой стройки вместе с «АиФ»! Отправляйте свои письма и фото по адресу: 664011, Иркутск-11, а/я 117, либо по электронной почте: aifredactor@irk.ru. Все истории будут опубликованы на страницах «АиФ в ВС».
|
На востоке Александр Гудков дошёл до станции Джамку, а потом бамовскую карьеру пришлось закончить: родился ребёнок, стало тяжело жить в вагончиках, особенно зимой.
- Когда только начинал, думал, что отработаю и вернусь в родные волжские края, но для каждого человека написана своя судьба и менять её бесполезно, - размышляет строитель. - Я остался жить в Сибири: привык, женился, дети пошли. И потом - тут какой-то особенный сибирский дух. Возможно, потому что у нас просторно, большие открытые земли, а в Центральной России места меньше. Территория заселённая, и нужно искать выгоду, всё считать, чтобы устроиться получше. В Сибири живут люди с широкой душой.
Впрочем, на вопрос, возможно ли сейчас возродить ипродолжить великую стройку по старой схеме, Александр Егорович отвечает отрицательно. Говорит, что БАМ дал стране первоклассных специалистов, но былой энтузиазм на пустом месте вернуть не получится.
- Магистраль многое дала стране: новые посёлки и города, крупные месторождения. Но БАМ не освоили до конца, его только протянули и всё, - утверждает он. - Чтобы продолжать стройку сейчас, нужны крупные долгосрочные инвестиции, а где их взять - не очень понятно. То, что нужно вложить сегодня, окупится далеко не сразу. Иностранные инвесторы вряд ли возьмутся за такой проект, да и местные - тоже. Это не значит, что патриоты у нас в стране перевелись. Но тот трудовой энтузиазм, который был на БАМе, исчез. Ведь 30 лет назад мы строили не для чужого дяди-инвестора, а для самих себя. Магистраль была наша, родная, и это вдохновляло и мотивировало.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть