3914

«Полная смысла жизнь…». Наше прошлое в цитатах: ответы на эпохальные вопросы

№ 23 от 2 июня 2015 года 02/06/2015

«Весьма учёный бедный человек»

Леонардо да Винчи был «универсальным» человеком: живописцем, скульптором, архитектором, анатомом, изобретателем. Но и его современник - наш Франциск Скорина - тоже был универсалом: первопечатник, философ, писатель, предприниматель, медик! В чем особенность того времени, взрастившего таких разносторонних гениев? Л. Пискун, Гродно

Очевидно, не последнюю роль играло открытое образовательное пространство в Европе XV-XVI веков. «АиФ» приводит уникальный красноречивый документ о том, как тогда можно было получить звание доктора наук. Это Актовая запись Падуанского университета о допущении Ф. Скорины к испытанию на степень доктора медицинских наук от 5 ноября 1512 года. «…В Падуе в храме святого Урбана на созванной святой Коллегии славнейших падуанских докторов искусств и медицины по поручению наидостойнейшего доктора искусств и медицины господина Фаддея Муссати во вводном слове приор сказал: «Причина созыва Ваших превосходительств такова: прибыл некий весьма учёный бедный молодой человек, доктор искусств, родом из очень отдалённых стран, возможно, за четыре тысячи миль и более от этого славного города, для того чтобы увеличить славу и блеск Падуи, а также процветающего собрания философов гимназии и святой нашей Коллегии. Он обратился к Коллегии с просьбой разрешить ему в качестве дара и особой милости подвергнуться милостью божьей испытаниям в области медицины при этой святой Коллегии. Молодой человек и вышеупомянутый доктор носит имя господина Франциска сына покойного Луки Скорины из Полоцка, русин». После этого пригласили магистра Франциска, и он покорно и почтительно просил милостью божьей допустить его к испытаниям по медицине. Вышеназванный господин вице-приор сказал: «Господа доктора. Вы выслушали этого бедного и учёного юношу. Если кто-либо хотел бы что-нибудь сказать, пусть встанет и скажет, дополнит его слова». И наконец, после многочисленных речей и высказываний этих господ докторов, господин вице-приор сказал голосовать таким образом: «Кто согласен, чтобы этому господину Франциску присвоить милостью божьей медицинскую степень при сохранении всех требований, пусть бросит свой голос в урну подтверждающую, красную; кто не согласен, пусть бросит в отрицающую, зелёную». И проведённое таким образом голосование не дало ни одного голоса против».

«Важное пожертвование государства»

То, что затянувшееся крепостное право существенно сдерживало развитие, сегодня уже признанный факт. Интересно, а в знаменитом манифесте об отмене крепостного рабства это признавалось или такое решение никак не мотивировалось и преподносилось как подарок крестьянам? Д. Мотюхин, Орша

Глубокого анализа проблемы в Манифесте (от 19 февраля 1861 года) не было. И хотя слабая критика ситуации неравенства законодательства в отношении крестьян присутствует в начале документа, в конце отмена крепостного права все же преподносится как «важное пожертвование, сделанное благородным дворянством».

«АиФ» предлагает перечитать избранные места эпохального Манифеста императора Александра II: «Мы положили в сердце своем обет обнимать нашею царскою любовию и попечением всех наших верноподданных всякого звания и состояния, от благородно владеющего мечом на защиту Отечества до скромно работающего ремесленным орудием, от проходящего высшую службу государственную до проводящего на поле борозду сохою или плугом... Вникая в положение званий и состояний в составе государства, мы усмотрели, что государственное законодательство, деятельно благоустрояя высшие и средние сословия, определяя их обязанности, права и преимущества, не достигло равномерной деятельности в отношении к людям крепостным… Права помещиков были доныне обширны и не определены с точностию законом, место которого заступали предание, обычай и добрая воля помещика… Но при уменьшении простоты нравов, при умножении разнообразия отношений, при впадении иногда помещичьих прав в руки людей, ищущих только собственной выгоды, добрые отношения ослабевали и открывался путь к произволу...

Самому дворянству предоставили мы, по собственному вызову его, составить предположения о новом устройстве быта крестьян, причем дворянам предлежало ограничить свои права на крестьян и подъять трудности преобразования не без уменьшения своих выгод. И доверие наше оправдалось. В губернских комитетах дворянство добровольно отказалось от права на личность крепостных людей. Страна не забудет, что оно добровольно, побуждаясь только уважением к достоинству человека и христианскою любовию к ближним, отказалось от упраздняемого ныне крепостного права и положило основание новой хозяйственной будущности крестьян... И теперь с надеждою ожидаем, что крепостные люди поймут и с благодарностию примут важное пожертвование, сделанное благородным дворянством для улучшения их быта… Самый благотворный закон не может людей сделать благополучными, если они не потрудятся сами устроить свое благополучие под покровительством закона».

«Заниматься расстрелами людей - дело нелегкое»

Читал, что расстрелять царскую семью поручили обычным солдатам. Неужели никто из них не отказался этого делать, ведь одно дело - стрелять в бою, другое - в безоружных женщин, больного мальчика (сына Николая II)? П. Лепешев, Барановичи

Ответ на этот вопрос есть в воспоминаниях Я. М. Юровского, руководившего расстрелом царской семьи.

«Я решил взять столько же людей, сколько было расстреливаемых, всех их собрал, сказав в чем дело. Нужно ведь сказать, что заниматься расстрелами людей - дело вовсе не такое легкое, как некоторым это может казаться. Это ведь не на фронте происходит, а, так сказать, в «мирной» обстановке. Тут ведь были не просто кровожадные люди, а люди, выполнявшие тяжелый долг революции. Вот почему не случайно произошло такое обстоятельство, что в последний момент двое из латышей отказались - не выдержали характера».

«Союз Советских республик Европы и Азии»

Когда уже стало понятно, что СССР может рухнуть, предлагал ли кто-то из мыслителей варианты нового государства без разрушения связей между республиками? Н. Блинова, Брест

Еще в 1989 году сопредседателем Межрегиональной депутатской группы Съезда народных депутатов СССР Андреем Сахаровым совместно с Галиной Старовойтовой и Анатолием Собчаком был предложен проект союза республик в виде федерации под названием Союз Советских республик Европы и Азии, который должен был прийти на смену СССР.  Он предполагал, что субъектами нового Союза, обладающими исходным суверенитетом, должны стать около 50 полностью равноправных одноранговых республик, в которые должны были быть преобразованы все союзные республики и автономии СССР, за исключением взявших курс на независимость Литвы, Эстонии и Латвии. Сахаров даже написал проект Конституции нового государства (сокращенно - Европейско-Азиатский Союз). В ней, в частности, были такие положения:

«Цель народа Союза Советских Республик Европы и Азии и его органов власти - счастливая, полная смысла жизнь, свобода материальная и духовная, благосостояние, мир и безопасность для граждан страны, для всех людей на Земле.

На территории Союза в мирное время полностью запрещена смертная казнь.

Союз не имеет никаких целей экспансии, агрессии и мессионизма.

Республика может иметь республиканскую денежную систему наряду с союзной денежной системой.

Центральное правительство Союза включает: Съезд народных депутатов Союза; Совет Министров Союза; Верховный Суд Союза» и др.

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно