Но флагшток крейсера 1-го ранга «Аврора», спущенного на воду в 1900 г., в разные времена украшали российский, два советских (РСФСР и СССР) и снова российский военно-морской флаги. В ближайшем будущем легендарный корабль ждёт длительный ремонт. Пока он не начался, «АиФ» побывал в самых потаённых уголках «Авроры».
Легенды крейсера
Экскурсантов на «Аврору» ещё пускают, но чемоданное настроение чувствуется повсюду. И на верхней палубе, где гуляет сырой ветер с Балтики, и под бронёй, где пахнет машинным маслом и флотским борщом.
3 марта 2016 г. крейсер должен быть полностью отремонтирован и возвращён на историческое место у Петровской набережной. И это при том, что дата начала ремонта до сих пор не определена.
- Мне бы ещё 20 контрактников, - мечтает капитан-лейтенант Артём ЗНАМЕНЩИКОВ. Уроженец Севастополя, он служит 44-м по счёту командиром крейсера, имея под началом аж 4 офицеров, 4 мичманов и 19 гражданских специалистов: - Ведь, до того как Сердюков списал легендарный крейсер как непрофильный актив, здесь служили 78 человек!
Кстати, о легендах, которыми крейсер оброс, как корабельное днище ракушками. Одна из них родилась и умерла практически на наших глазах - о том, что «Авроре» в ходе предстоящего ремонта собираются вернуть способность передвигаться самостоятельно, которой судно лишилось в 1948 г. вместе с гребными винтами и валами двигателей.
- Технически это возможно, - говорит командир, - но с исторической точки зрения - нет. Чтобы Морской регистр выпустил «Аврору» дальше Благовещенского моста, на неё надо поставить современные спасательные средства и антенны радаров, которые изменят облик корабля. Я уж не говорю о том, что средства навигации и связи XXI в. попросту не втиснешь в тесную ходовую рубку крейсера начала ХХ в. А жаль - настоящий флотский романтик много дал бы, чтобы почувствовать под ногами дрожь от работы паровой машины и увидеть угольный дым из высоких труб...
Но самый живучий миф про «Аврору» состоит в том, что корпус корабля - «ненастоящий». К сожалению, это не совсем миф.
- Дело было так, - рассказывает Сергей ОВСЯННИКОВ, член рабочей группы по ремонту крейсера. - Во время войны «Аврора» довольно сильно пострадала от огня немецкой артиллерии. Её даже хотели порезать на металлолом, но потом решили использовать под нужды Нахимовского училища - там можно было разместить обучавшихся в этом заведении сирот. При ремонте, который закончился в 1948 г., пространство между внутренней и внешней обшивкой для водонепроницаемости залили бетоном - ушло 900 тонн. На какое-то время это спасло корабль, но породило новые проблемы.
В начале 80-х гг. «Аврора» снова начала протекать.
По предложению замминистра судостроения И. Белоусова при очередном ремонте отрезали старую обшивку подводной части крейсера вместе с бетоном - избавиться от него иным способом было невозможно. По историческим чертежам изготовили новую подводную часть и приварили её на место старой. То, что осталось от исторической обшивки, до сих пор гниёт недалеко от порта Усть-Луга в Ленинградской области. Отделить железо от бетона не взялся даже рачительный советский «Вторчермет».
С новым днищем «Аврора» с 1987 г. стоит на месте своей «вечной стоянки». Тогда же, кстати, на крейсере появились фаянсовые унитазы, которых не было в первоначальном проекте. При Цусиме весь экипаж, вплоть до командира, использовал утки типа больничных.
7 футов ремонта
Как любой дом столетнего возраста, «Аврора» пережила много капитальных ремонтов. Взять хотя бы артиллерию: пушки, с которыми «Аврора» встретила октябрь 1917-го, вскоре сняли и отправили на усиление Волжской флотилии красных. Там они, включая «то самое» носовое орудие, и сгинули. В 1923 г. на крейсер поставили 130-миллиметровки, которые до наших дней тоже не дожили. И только после Победы на «Авроре» появились пушки, которые украшают её и поныне...
- А ещё на «Авроре» стоит рулевая машина «Сименс», - рассказывает Дмитрий КАНТАЕВ, заместитель заведующего музеем крейсера. - Стоит, но не работает. Была и стиральная машина той же фирмы - одна из первых на русском флоте. Она, к сожалению, не сохранилась.
Что ещё изменится на «Авроре» после очередного ремонта? На заводе снимут 26 слоёв краски (каждый год к Дню ВМФ обновляли), после чего корабль «похудеет» почти на 11 тонн.
На крейсере заменят электропроводку и противопожарную систему. Советские интерьеры из лакированных ДСП, делающих кают-компанию похожей на мебельную комиссионку времён застоя, собираются заменить на красное дерево.
Изменится музейная экспозиция: откроют новые залы о Русско-японской войне, в которой «Аврора» в отличие от многих русских кораблей не погибла и не сдалась. При этом по документам крейсер так и останется памятником Октябрьской революции, в которую, правда, не внёс особого вклада. Как рассказывают музейщики, знаменитый холостой выстрел всё-таки имел место. Но означал он вовсе не сигнал к штурму Зимнего дворца, а предупреждал эскадру на Неве, что большевики собираются свести один из петроградских мостов.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть