В 1921 году предполагалось, что со временем радиоуправляемые автомобили станут неотъемлемой частью дорожного движения, однако этого не произошло. Технологии действительно нашли применение, но совсем в других отраслях. Появились, например, беспилотные летательные аппараты. Автомобильный мир за всю историю знал немало изобретений, иногда причудливых и даже диких, которые со временем не получили распространения.
Роторные и газотурбинные двигатели
Начнём с глобальных узлов в автомобилях, а именно с его сердца. Чем только ни пытались в разное время заменить поршневые ДВС, но вытеснить их другой разработкой пока не удаётся. Ещё в 1957 году Феликс Ванкель и Вальтер Фройде разработали роторный мотор. Конструкция с вращающимися в цилиндрах роторами позволила серьёзно сократить потери в преобразовании энергии. Проще говоря, двигатели стали компактнее, проще, легче и при этом мощнее. На революционную, казалось бы, технологию обратили внимание многие производители, даже наш «АвтоВАЗ». Однако на по-настоящему массовое производство решилась одна Mazda. Дело в том, что проблемы роторных моторов до конца решить так и не удалось. Склонность к перегреву, чувствительность к маслу, низкий ресурс и, самое важное для автовладельца, меньшая экономичность не позволили роторам обрести популярность в автомобильном мире.
К сожалению, в автомобильном производстве не прижились также газотурбинные двигатели, в которых все процессы проходят в потоке движущегося газа. Первый автомобиль с таким механизмом выпустили в компании Rover ещё в 1950 году. Преимуществ над поршневым двигателем более чем достаточно. Конструкция, преобразующая энергию сжатого воздуха в механическую работу, оказалась проста, надёжна и долговечна. Вдобавок газотурбинный мотор всеяден и обладает очень высокой мощностью при компактных размерах. К сожалению, проблемы оказались всё те же — повышенный аппетит в условиях автомобильной компоновки. То, что было удачной конструкцией для самолёта, оказалось не лучшим вариантом для машины. Решать вопрос с расходом топлива автопроизводители не стали и сделали ставку на традиционные поршневые моторы. Впрочем, идею усовершенствовать газотурбинные установки в автомобильном мире окончательно не похоронили.
Воздушная подушка
В 1959 году инженеры компании Curtiss-Wright разработали первый автомобиль на воздушной подушке. Он мог передвигаться по любой поверхности (а точнее, над ней), потому прекрасно подходил, например, для любителей природы. Но технология оказалась невостребованной среди гражданского населения. Стоимость заоблачная, обслуживание — тоже, а толку мало. Максимальная скорость составила всего 61 км/ч, к тому же затраты энергии на подъём просто колоссальные. Поэтому сегодня такие транспортные средства остаются актуальными разве что для военных или спасателей. Для передвижения в обычных условиях автомобили на воздушной подушке бесполезны.
Автоматические ремни безопасности
Среди автомобильных опций и функций, прогрессивных для своего времени, тоже многое оказалось бесполезным. В 1970-е годы в Америке и других странах остро встала проблема — как убедить водителей пристёгиваться? Так в 1981 году на автомобилях впервые установили автоматические ремни безопасности. Сначала Volkswagen Beetle, а затем и многие другие модели начали сами удерживать водителя и пассажиров. Выглядело это так: ремень всегда находился в замках в двух точках, верхняя из которых скользила по специальным рельсам в зависимости от того, включено ли зажигание. Конструкция оказалась сложной, медленной, неудобной для посадки и вдобавок небезопасной, так как не очень крепко удерживала человека. Поэтому сейчас автоматических ремней безопасности на современных автомобилях не встретишь.
Скрытые дверные механизмы
Механизмы открытия дверей встречаются самые разные. Например, в спортивных авто популярны «крылья чайки», вскидывающиеся вверх. Но иногда производители пытались вообще убрать двери с глаз долой. В автомобильном мире известно несколько примеров. Если можно откинуть крышу, то почему то же самое нельзя проделать с дверьми? Видимо, так рассуждали производители. В 1954 году в США создали спортивный автомобиль Kaiser Darrin, двери которого «уезжали» в передние крылья. Из-за этого пришлось сузить пространство в салоне. Механизм оказался слишком сложным и дорогим, да и сама машина не стала массовой. А в 1988 году немецкие таланты из BMW для родстера Z1 разработали систему, которая с помощью сервоприводов задвигала двери в пороги. Пришлось увеличить их высоту, что затрудняло посадку и высадку. В итоге решили, что такая красота не стоит жертв.
Два руля
Над рулевым управлением автомобильные умы экспериментируют постоянно. И некоторые из разработок выглядят очень странно. В 1965 году компания Ford выпустила несколько машин Mercury Park Lane с двумя крохотными рулевыми колёсами, соединёнными цепью. Система Wrist Twist Steering позволяла повернуть тяжёлую машину буквально одним пальцем быстро и на большой угол. Для пальцев были предусмотрены даже специальные отверстия. Оказалось дорого и не очень удобно.
Алексей Дмитриев
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть