4223

Время СССР: художники воссоздают советскую уличную среду

В Нижнем Новгороде стараются воссоздать городскую среду советского времени. Корреспондент "АиФ" Эльфия Гарипова побывала в арт-галерее, где представлены образцы советского быта.

 Нижегородские художники стараются превратить память о советском прошлом в арт-объекты, сделав из них символические знаки времени.

На главной пешеходной улице Нижнего Новгорода, начинающейся почти от самого Кремля, перемешались времена и эпохи. Есть там и незаметный переулок с аркой под вывеской «Кладовка». Это место хорошо знакомо всем нижегородцам — любителям «подышать» ароматом советской эпохи, увидеть предметы того времени в новом художественном осмыслении.
Автор фото: Эльфия Гарипова/АиФ.ru

Елка, автомат и телефон

Во дворе галереи сразу попадаешь в своеобразный мир советского быта. Слева тут же натыкаешься на автомат для газированной воды. В таких раньше всегда стояли граненые стаканы. Их почему-то никто не крал, только иногда одалживали на время любители сообразить «на троих». Эти стаканы споласкивались тут же в автомате, и в них подавалась либо простая шипучка за одну копейку, либо с вишневым или грушевым сиропом — за три копейки. Помнится, никто не заболевал после такого напитка: наоборот, дети часто выпрашивали у родителей денег на вкусную «газировку».

Справа пристроилась телефонная будка, которую уже не встретишь на улицах города. В ней пока нет телефонного аппарата, что не удивительно: время от времени их выдирали в корнем так, что торчали одни провода. Плохов рассказал, что настоящий телефонный аппарат того времени обязательно найдет и по нему будет можно разговаривать. Еще он планирует поставить в будке куклу пионера, который держит в руках телефонную трубку. Пока на его месте красуется елка, уцелевшая после новогодних праздников.

Еще одна, украшенная красной фанерной звездой на макушке и множеством предметов, которые непривычно видеть в качестве елочных игрушек, стоит в глубине двора уже всю зиму. Странная елка смотрится здесь гармонично и даже, по признанию одного из посетителей, пробуждает желание на следующий год нарядить дома свое новогоднее дерево как-то по-особенному.

Павел Плохов — основатель и бессменный художественный руководитель арт-галереи «Кладовка» объясняет: «Мы создали некое музейно-выставочное пространство, в котором собраны, как в настоящей кладовке, предметы быта, скульптуры, графика, плакаты, картины, артефакты. Наша галерея — еще центр притяжения творческих сил Нижнего Новгорода и всех, кому интересны предметы ушедших эпох».

Прямо на кирпичной стене противоположного здания висят красные громокоговорители-«колокола». Такое впечатление, что сейчас из них польется бодрый «Марш энтузиастов» со словами «Нам ли стоять на месте?! В своих дерзаниях всегда мы правы».

Адаптировать под советскую среду

На стеллажах стоят и висят старые кофейники, кружки, кувшины, чашки, из которых пили чай и молоко наши бабушки и мамы. Отдельно красуется целая выставка самодельно расписанных чайников. Если кто помнит, раньше они были преимущественно скучных зеленых или голубых расцветок. Художники решили сделать утилитарные предметы веселей и подарили им пеструю расцветку.

Плохов объясняет: «В свое время существовал такой проект „Театр советского чайника“. Там выставлялись не только эти чайники, но и другие артефакты, а также арт-объекты, адаптированные под советскую среду: расписанные мясорубки, газовые плиты и колонки, телевизоры, раскладушки, из которые создавались художественные инсталяции».

Купи слона

Сейчас руководитель арт-галереи возвращается к идее воссоздания советской уличной среды. «Наш двор — это начало нового проекта, который будет называться «Музей городской среды», - поясняет он. - Во дворе галереи появятся водная колонка и старый светофор в рабочем состоянии. Все это будет адаптировано с помощью художественных средств, но свое назначение, функциональность и аромат эпохи предметы не потеряют.

Одно время Плохов мечтал приобрести для двора галереи старую статую слона из серии парковой скульптуры, которая была популярна в советскую эпоху. Но не успел, ее разобрали на части и куда-то вывезли. «Сейчас присматриваюсь к статуе читающего мальчика, отдаленно напоминающего юного Володю Ульянова, — смеется Плохов. — Во дворе „Кладовки“ он смотрелся бы очень органично».

Все выставки, проходящие в галерее, в той или иной мере связаны с советским периодом. Многие арт-объекты созданы на основе настоящих бытовых предметов того времени: в «Мастерской творческих услуг» Павел Плохов и Ольга Дружкова из предметов советского периода создают настоящие художественные инсталляции. Например, на выставке, посвященной встрече китайского Нового года «Вся правда о змее подколодной» можно увидеть «змейку Рубика» по мотивам очень популярной у советских детей (и не только) игрушки венгерского изобретателя кубика Рубика. Но большинство представленных предметов попали сюда именно из нашего советского прошлого.
 

Неизменную улыбку вызывает мини-диарама по мотивам фильма Леонида Гайдая «Самогонщики»: под плакатами, изображающими персонажей любимой многими комедии разместился… настоящий самогонный аппарат с сопутствующими аксессуарами.

В музыкально-литературном зале можно увидеть редкие по нынешним временам экспонаты, которым уже по нескольку десятков лет.

«К сожалению, у нас украли радиоприемник, один их самых первых, которые создавались на Ленинградском радиозаводе, — сокрушается Плохов. — Нам его подарили сотрудники конструкторской лаборатории Ростислава Алексеева, он был выпущен примерно в 1927 году. Мы люди доверчивые, думали, что нашим гражданам можно все показывать».

«Яуза-5» бело-голубой окраски

Но большей частью много аппаратуры галерее просто дарят. Ту, что в нерабочем состоянии, Плохов сотоварищи восстанавливают: патефоны, магнтофоны, радиоприемники, телевизоры. Среди них есть аппараты, прототипы которых участвовали в съемках художественных фильмов. Следующая выставка как раз будет посвящена бытовым предметам, которые встречаются в любимом советском кино. В ней зрители увидят бытовую технику, начиная с патефона и заканчивая кассетными магнитофонами типа «Романтик».

«Мы собираем аппаратуру, аналоги которой присутствовали в фильмах Гайдая, — рассказывает Павел Плохов, — а также „Курьер“, „Влюблен по собственному желанию“, „Самая обаятельная и привлекательная“ и многих других».
Художники стараются подобрать аналоги один в один, хотя могут быть модификации по цвету. Например, в фильме «Бриллиантовая рука» у героини Светланы Светличной в знаменитой сцене соблазнения Семена Семеныча был катушечный магнитофон «Яуза-5»бело-голубой окраски. Точно такой же найти не смогли, аналог, который будет представлен в «Кладовке» — бело-бежевый. В фильме «Конец операции «Резидент», действие которого частично происходило в Горьком, «снимался» радиоприемник Spidola Рижского радиозавода. В галерее представлен его аналог, который в точности копирует своего киношного собрата.

Практически каждая вещь не просто выставлена на обозрение, но наполнена особым, понятным людям из того времени смыслом. Ностальгические воспоминания о временах битломании появляются у стеллажа с портретами и куклами Джона Леннона и Йоко Оно. Радиоприемник «Альпинист» нашел удачное соседство с портретом Владимира Высоцкого, вызывая в памяти строки из его песен о горах. Добрая улыбка появляется на лицах посетителей при виде олимпийского медвежонка и модных в то время пейджеров.

«Аппаратура, которой тогда пользовались счастливчики, была не для всех доступной, — вспоминает Павел. — Например: японская „вертушка“ с колонками стоила 2–3 зарплаты советского человека со средним доходом 120 рублей в месяц. Да и отечественные аппараты были далеко не у всех».

Самые старые аппараты коллекции — два патефона 20-30-х годов и примерно 200 пластинок к ним. Кроме этого, в галерее собрано около двух тысяч виниловых пластинок, популярных в советскую эпоху.

Среди бытовой аудиотехники иногда попадаются очень причудливые вещи. Со старой дачи в галерею привезли однокассетный мономагнитофон «Легенда». Сотрудники галереи долго не могли понять, зачем в него была вставлена кассета с колесиком. «Оказалось, что это радиокассета, а колесико нужно, чтобы ловить радиоволны ловить, -улыбается Павел. — Магнитофон с такой кассетой мог работать как радиоприемник. Очевидно, его владелец увлекался прослушиванием «вражеских радиоголосов».

Эльфия Гарипова, "АиФ" - Нижний Новгород"

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно