«Девушка с жемчужной серёжкой», Ян Вермеер, 1665
Эта картина — одна из самых больших загадок в творчестве голландского живописца XVII века Яна Вермеера. Неизвестно время создания картины (дату определили по косвенным данным, и, возможно, она неправильная), неизвестно, кто на ней изображен (по одной из версий, это его дочь Мария); споры ведутся и о жемчуге в сережке — поддельный он или нет. Полотно хранится в музее Маурицхёйс в Гааге; сотрудники музея пытаются найти хоть какие-либо подробности создания этого шедевра. Недавно они опубликовали результаты изучения картины — выяснили, например, что у девушки были нарисованы ресницы (это доказывает, что полотно — портрет), а также узнали, что на заднем плане не просто черный фон, а складки зеленой ткани. Отметим, что одну из версий создания «Девушки с жемчужной сережкой» можно узнать из одноименного британского фильма 2003 года.
«Девочка на шаре», Пабло Пикассо, 1905
В начале XX века Пабло Пикассо еще не был всемирно известным художником; у него не было денег, он жил в общежитиях для бедных, тяжело переживал самоубийство своего друга. Сейчас исследователи выделяют два периода в творчестве Пикассо в эти годы — «голубой» и «розовый»; переходом между ними стала картина «Девочка на шаре». Это полотно было вдохновлено знакомством художника с цирковыми артистами; Пикассо даже собирался написать картину с семьей акробатов, но не реализовал этот замысел. Зато «Девочку на шаре» он написал — на обороте другого холста с портретом мужчины; сделано это было из экономии, поскольку его работы покупались мало. «Девочка...», кстати, принесла художнику весьма солидный доход, но позже: в 1913-м за 16 тысяч франков эту картину купил русский меценат Иван Морозов, и сейчас она находится в собрании ГМИИ имени Пушкина.
«Аллея парка», Исаак Бродский, 1930
Ученик Ильи Репина до революции писал пейзажи, а при советской власти прославился как автор портретов политических деятелей нового государства. Среди его работ, например, портреты Троцкого, Калинина, Луначарского, Дзержинского; также он писал сюжетные картины — «Ленин в Смольном», «Выступление В. И. Ленина на Путиловском заводе» и другие подобные. Пейзажи, впрочем, Бродский не оставил — в 1930-м (одновременно с «Лениным в Смольном») завершил картину «Аллея парка». Много позже исследователи обратили внимание, что эта картина по композиции напоминает другую работу художника на ту же тему — «Аллея парка в Риме», которая считалась исчезнувшей и была известна лишь по репродукции. «Аллею парка» отправили на изучение и нашли римскую аллею прямо под изображением; Бродский просто изменил уже готовую картину под советские реалии того времени, убрав все итальянские приметы. Но осталось неизвестно, почему он так поступил — то ли решил «не преклоняться перед Западом», то ли по какой-то другой причине.
«Ночной дозор», Рембрандт, 1642
Общеизвестное название этой картины — следствие путаницы, возникшей в результате хранения полотна в ненадлежащих условиях. Картину нашли в только XIX веке, она, как оказалось позже, была покрыта слоем копоти, что и предопределило слово «ночной»; к тому же она была обрезанной — в предыдущие века часть холста удалили, чтобы оно уместилось на отведенное ей место. На самом деле это не «Ночной дозор», дело происходит днем, а на картине изображено «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга» (так звучит полное оригинальное название). Писалась она по заказу Стрелкового клуба (отряда гражданского ополчения Нидерландов) и должна была стать парадным портретом мушкетеров одной из стрелковых рот. Но Рембрандт чуть нахулиганил — получился не совсем портрет, да и лишних персонажей (не стрелков) на картине хватает (их шестнадцать).
«Лодка», Анри Матисс, 1953
Одна из последних работ французского художника и скульптора, лидера течения фовистов (он скончался в 1954-м). «Лодка» создана из кусочков бумаги, вырезанных из расписанных гуашью листов; она представляет собой очень условное изображение парусной лодки с отражением паруса в воде. Картина была выставлена в Музее современного искусства в Нью-Йорке в 1961 году, но во время размещения её перевернули вверх ногами; эту оплошность никто не замечал более полутора месяцев. Впрочем, знаток живописи в итоге нашелся — биржевой маклер Женевьева Абер сначала уведомила об ошибке музейного охранника, а когда ничего не изменилось, сообщила в газету New York Times. Лишь после этого картину вернули в правильное положение; сейчас она находится в этом же музее в экспозиции «Последние работы Анри Матисса».
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть