В небольшом помещении и сцены-то нет - пространство выделено светом. Видим, как девушка выносит кувшин с чистой водой. В воздухе - знакомые многим с детства заклинания: «Ты ничего не можешь», «Ты никогда не выйдешь замуж», «У тебя никогда не будет детей». Тени-родственники вливают в кувшин кто тину, кто алую краску, а кто-то высыпает песок. Прозрачная вода становится грязью.
Простые метафоры действуют как разряд тока. Зрители в зале плачут. Потом актеры садятся рядом, и все вместе обсуждают увиденное. Беседа длится дольше, чем спектакль. Но уже через полчаса все улыбаются и говорят: «Спасибо».
Так живет и работает психологический театр «Лютея». О единственном в Беларуси проекте театральной психологической помощи говорим с профессором кафедры управления и экономики высшей школы РИВШ, педагогом, психологом Натальей РОМАНЧИК.
- Наталья, как все начиналось?
- Проект родился на факультете практической психологии в педагогическом университете, где я тогда работала и писала диссертацию. Мои студенты сами подтолкнули к идее создания театра, в котором целенаправленно исцеляется душа.
На сцену выходили мои студенты. Прошло 27 лет, но эта научная работа продолжается, и мы до сих пор вместе. Мы используем методы арт-терапии, психодрамы, психологического тренинга. Наши спектакли интерактивны, зрители на равных участвуют в каждом показе, если хотят - мы приглашаем их на сцену, а после спектакля говорим о чувствах.
Профессиональных актеров среди нас нет, каждый состоялся в своей сфере деятельности. Это можно было бы назвать многолетним хобби, но это скорее наша жизнь.
«Актерами» стали и многие наши зрители. За время существования театра на сцену выходили 85 человек, которые по образованию являются, например, педагогами, экономистами, юристами, маркетологами. А вечером они играют в театре. Самому старшему нашему участнику около 60, а самой младшей - 14 лет.
За эти годы в театре состоялись судьбы, создались пары, в наших «кулисах» родились 25 детей! Я сама вышла замуж и стала мамой в этот период, и мои любимые муж Андрей и дочь Арсения тоже играют в «Лютее».
Мы не получаем гонораров за выступления, у нас нет своего помещения. Наоборот - все 27 лет мы сами ищем средства для существования «Лютеи», площадки для выступлений, сами занимаемся костюмами, декорациями, реквизитом. Но мы видим, как нужна наша поддержка, мы чувствуем любовь наших зрителей и сами отдаем им любовь. Это бесценно.
КАК СПРАВИТЬСЯ С ГОРЕМ
- Объясните, почему зрители плачут на ваших спектаклях?
- Мы показываем глубокие проблемы, о которых не принято говорить, о которых люди, может быть, и не догадываются. У нас ведь нет сюжета, как в обычном спектакле, и нет героев как таковых. На сцену выходят Горе, Боль, Детство, Вера, Любовь. Это язык символов, жестов и звуков. Мы предлагаем зрителям осознать и пережить, например, боль утраты, смерть близкого человека. Как можно справиться с горем? Его надо увидеть, отплакать и принять. И двигаться дальше.
- О чем еще вы говорили со зрителями за 27 лет?
- О кризисе среднего возраста, о вине и обиде, детских страхах и травмах, одиночестве. Говорили о «внутреннем ребенке» и нерожденных детях. Конечно, говорили и говорим о вере в чудо и любви.
ВЕРИТЬ В ЧУДО
- Как рождается спектакль?
- Я могу вынашивать идею больше года. Сначала «боль» должны осознать мы сами, найти способ выхода, придумать, как это показать. Актер не может выйти на сцену, пока сам не решит проблему. Как он сможет помочь другим, если не помог себе?
Репетируем там, где получается, хотя сейчас все чаще в Zoom. Текст может меняться прямо накануне спектакля, это нормально.
- Я знаю, что вы были на одной сцене с Борисом Галкиным, Любовью Соколовой, Ириной Скобцевой.
- Да. За 27 лет нас часто приглашали на международные фестивали, и мы были счастливы показать, например, Челябинску нашу «Белорусскую свадьбу». Ездили много, и всегда это было приключение. Например, в одной из поездок закончились деньги, и, чтобы заработать на билеты обратно, мы пели на вокзале. Но всегда находились те, кто помогал нам с проездом, жильем. И это то самое чудо, в которое мы все так верим.
- Где можно увидеть вашу афишу? Как поучаствовать в ваших постановках?
- У нас нет афиши, нет своего помещения. На спектакли приглашаем со своих страниц в «Фейсбуке» и «Инстаграме».
- А что значит «Лютея»?
- Это аббревиатура. Любовь. Театр. Я.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть