aif.ru counter
9148

Как найти «изюминку»? Нужен ли Беларуси кинофестиваль класса А?

№ 47 от 23 ноября 2011 года 23/11/2011

Авторскому, интеллектуальному и умному кино нелегко пробивать дорогу к широкому зрителю. Люди - странные создания: они готовы ругать на чем свет стоит телевидение, кормящее их низкопробными сериалами и шоу-программами, но продолжают смотреть и… ругаться. И почему-то при этом не ищут альтернативу, не интересуются, что гениального сняли Александр Сокуров, Ларс фон Триер или Милчо Манчевский…

Возможно, кто-то еще не знает, где такие фильмы можно посмотреть. Судя по всему, оазисом хорошего кино может стать Минский международный кинофестиваль «Лістапад».

Сегодня в мире немало кинофестивалей. Тематику можно найти на любой вкус: кино православное, военное, патриотическое, студенческое, арт-хаусное… Какое место среди всего это многообразия должен занять «Лістапад»? Сможет ли он стать ярким культурным событием не только для жителей Беларуси, но и вызывать интерес у мирового кинематографического сообщества? Обязательно ли в конкурсной программе должен быть представлен белорусский фильм? Об этом шла речь на круглом столе, подводящем итоги недавно завершившегося 18-го кинофестиваля «Лістапад».

«АиФ» приводит высказывания авторитетных гостей.

Елена СТИШОВА, кинокритик (Россия):

- На мой взгляд, вам не надо стремиться к тому, чтобы сделать «Лістапад» фестивалем класса А. Класс А подразумевает массу условий: например, все фильмы должны быть премьерными, а вам это совершенно ни к чему.

Я не могла не обратить внимания, что многие фильмы, показанные на «Лістападзе», были представлены в панораме последнего Берлинского МКФ. Мы с коллегами обсуждали, что Берлинале сейчас стал слишком политизированным и весьма гордится такой концепцией. К сожалению, по этой причине в основной конкурс попадают отнюдь не лучшие фильмы, но те, где есть острое социально-политическое звучание. А в панораме оказываются похоронены замечательные картины, из которых можно было бы сделать основной конкурс, что, собственно, мы и увидели в Минске.

Прекрасно, что в программу «Лістапада» попал фильм «Матери» македонского режиссера Милчо Манчевского, творчество которого меня остро волнует с того момента, когда в 1994 году я посмотрела его потрясающий фильм «Перед дождем». Манчевский (получил приз «Серебро «Лістапада») потом признался мне: он потерял надежду, что найдется жюри, которое оценит его экспериментальный замысел. И вот оно нашлось.

Поэтому я настоятельно советую оргкомитету напрячься финансово, чтобы была возможность приглашать зарубежных гостей и чтобы не было таких ситуаций, когда некому выходить на сцену получать призы.

Актан Арым КУБАТ, режиссер (Кыргызстан):

- Я из тех, кто говорит открыто, и, думаю, меня понимают. В свое время я недооценил «Лістапад»: дважды здесь в конкурсной программе были представлены мои картины и дважды я не откликнулся на предложение приехать в Минск. «Ну какой там может быть фестиваль?» - думал я. О чем это говорит? Мне кажется, нужно поработать над имиджем фестиваля, чтобы о нем узнали на всем постсоветском пространстве. Это даст возможность привлекать на «Лістапад» больше людей. А может быть, стоило бы подумать о призовых фондах для авторов? В этом, с одной стороны, есть своя «изюминка», с другой, будет возможность поддержать людей, которые хоть как-то пытаются делать фильмы.

На мой взгляд, достоинство «Лістапада» в том, что в конкурсной программе мы не увидели белорусского фильма, который бы оказался там «насильно», потому что его просто надо показать.


В ТЕМУ

В свете вышесказанного «АиФ» решил выяснить, планирует ли Национальная киностудия «Беларусьфильм» выработать какой-то подход, чтобы у нас, наконец, стали снимать кино, претендующее на мировое признание. Что нужно для того, чтобы больше не упускать такие проекты, как фильм «Охотник» Бакура Бакурадзе (Гран-при «Лістапада»), который сейчас собирает призы по миру? Картину, напомним, первоначально планировали снимать на базе нашей киностудии.

Олег СИЛЬВАНОВИЧ, директор Национальной киностудии «Беларусьфильм», рассказал следующее:

- Сейчас режиссер Сергей Лозница снимает картину «В тумане» по произведениям Василя Быкова, которую, надеюсь, уже в мае 2012-го мы сможем представить. В декабре планируется показать фильм «Одинокий остров», который в Минске снимал эстонский режиссер Пеэтер Симм. Кроме того, будем вести переговоры о возможном сотрудничестве с Константином Лопушанским из России.  Но хочу обратить внимание на то, что при выборе совместных проектов в первую очередь я смотрю: что там будет белорусское? Будут ли задействованы белорусские актеры и съемочная группа?

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Подписка в 2020 году



Топ 5 читаемых