Отчасти правы те люди, которые утверждают: сегодня к нашумевшим киноновинкам, знаковым театральным премьерам и выставкам живописи можно приобщиться, не выходя из дома. С другой стороны, подобная доступность лишает людей радости общения, свежести восприятия и полного погружения в фантастический мир искусства.
Почему для «человека разумного» важно в цепочке своих потребностей обязательно выделять время для знакомства с прекрасным, «АиФ» попросил рассказать искусствоведа, куратора выставок Ольгу КЛИП.
- В начале XIX века, когда музеи только начали открываться, достаточно было развесить картины на стенах, чтобы публика пришла в восторг. Сегодня, чтобы увлечь зрителей, используется множество подходов, современных видов коммуникаций с аудиторией. Например, каждому доступны бесплатные мобильные приложения: благодаря им можно узнать полезную информацию, которая станет подспорьем при ознакомлении с произведениями искусства. Также удачно используется «дополненная реальность», когда, например, с помощью 3D-очков создается эффект присутствия в каком-нибудь «реконструированном» историческом месте. Современные технологии, с которыми мы сталкиваемся каждый день, делают знакомство с прекрасным интереснее, понятнее, доступнее.
Большое событие
- Достаточно часто можно услышать: «У нас смотреть нечего… Не то что в Лувре».
- Наш белорусский зритель не избалован искусством. У нас в связи с историческими событиями - революции, войны - сохранилось не столь богатое культурное наследие, как в западноевропейских странах: там практически в каждом, даже малонаселенном пункте в музейных коллекциях хранятся произведения искусства мирового значения. В Минске один художественный музей, есть еще музеи в областных центрах - их коллекции достойны внимания. Но на этом в общем-то и все. Другой вопрос, что периодически экспонируются выставки известных художников. Как правило, это большое событие для города.
- Но все равно людей нужно как-то убеждать, что из существующих видов развлечений им нужно выбрать, скажем, не кино, а выставку. Как это сделать?
- Мы сейчас говорим о культуре визуального потребления. Наверняка многие любят прогуляться по торговым центрам и просто поглазеть на то, что там продается. Мы не обязательно идем в магазин, чтобы что-то купить: интересно пощупать, примерить одежду, присмотреть предметы интерьера или мебель… И для того, чтобы прийти в музей, на мой взгляд, нужно отталкиваться от этого опыта: мы идем посмотреть. Но при этом важно понимать: смотреть на качественный, высококультурный продукт. Не ширпотреб и не товар массового производства.
Например, на выставке графики Сальвадора Дали «Божественная комедия», которая проходит в Национальном историческом музее, представлен достаточно новый для большинства зрителей визуальный ряд. Хотя с сюрреализмом наверняка многие знакомы, эти картины сложны для восприятия. И, чтобы знакомство с экспозицией происходило проще, подготовлен текстовый материал, который предлагается на входе: он помогает ориентироваться в выставочном пространстве. Кроме того, каждая иллюстрация сопровождается отрывком из «Божественной комедии», к которой отсылает Дали. Возможность сопоставить визуальный и вербальный ряды помогает выстроить причинно-следственные связи.
Вообще, это общепринятая мировая практика - помочь зрителю «войти» в пространство экспозиции.
Несколько произведений
- А как правильно распорядиться своим временем? Туристы рассказывают, что могут целый день ходить по Эрмитажу, но все равно не успевают осмотреть всю коллекцию.
- Уже после двух часов хождения по музею человек перестает воспринимать информацию полноценно. Мой совет: собираясь во время поездки посетить известный музей - Эрмитаж или Лувр, - выберите несколько знаковых произведений, которые обязательно нужно увидеть. Например, в Лувре это всем известные три шедевра: Джоконда, Ника Самофракийская и Венера Милосская. А кроме этих трех произведений, вы наверняка откроете для себя еще несколько работ, которые привлекут ваше внимание. Например, мне при посещении Лувра в студенчестве запомнился Чимабуэ с его портретами, которые он составляет из овощей.
А когда я пришла в Венский художественный музей, то моей целью было увидеть «Охотников на снегу» Брейгеля. Безусловно, помимо этого, я увидела и многих других интересных работ. Мой визуальный опыт расширился и пополнился, но главная задача была выполнена.
Неотъемлемая часть
- Готовы ли люди платить за искусство? Часто приходится слышать, что сегодня не до зрелищ - заработать бы на хлеб.
- Притом что искусство не является первоочередной потребностью для человека, искусство и культура - это часть устойчивого развития общества. Т.е., чтобы общество развивалось, росло и прогрессировало, культурная жизнь (посещение выставок, театров и пр.) должна стать неотъемлемой частью повседневности, равно как соблюдение прав человека, экологически дружественный образ жизни, труд и инновации. А музеи делают искусство доступным для широкой аудитории.
Но и конкуренция на этом поприще огромная: часто, если выбор стоит между походом в кино и посещением выставки, выберут первое. Хотя билет на премьеру блокбастера может стоить намного больше.
Что касается выставок, то продавать совсем дешевые билеты нереально. Например, выставку графики Сальвадора Дали «Божественная комедия» можно посетить за 10 рублей. С другой стороны, для тех, кто нуждается, есть преференции - пенсионеры, студенты, школьники могут воспользоваться 50%-ной скидкой. Для друзей, которые соберутся компанией, тоже предусмотрена возможность снизить цену на билет на 2 рубля для каждого. Но это не все бонусы, которые ожидают посетителей. Так, каждое воскресенье в 14 часов для желающих бесплатно проводятся экскурсии с возможностью задать любые вопросы искусствоведу. Запланированы чтения «Божественной комедии», просмотры фильмов, лекции, посвященные интерпретации книги в других видах искусства, а также личности Сальвадора Дали и процессу создания иллюстраций, другие встречи.
Всегда есть возможность продумать различные способы и подходы, которые помогут человеку, пришедшему на выставку, понять то, с чем ему предстоит соприкоснуться.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть