3206

Тяга к прекрасному. Интересные проекты помогут привлечь белорусов в музеи

№ 23 от 7 июня 2016 года 07/06/2016

Недавно все новостные ленты пестрели сообщениями о том, как в сильный мороз в  Москве люди стояли в огромной очереди, чтобы посетить выставку Валентина Серова в Третьяковской  галерее.  Интересно, что четыре картины туда привезли из Минска.  Белорусы пока такой тяги к искусству не испытывают. Но, как бы то ни было, за последние годы интерес к музеям стал гораздо выше.

Я поведу тебя в музей!

direktorЛюдей сегодня уже не нужно агитировать сходить на выставку или в музей. Подтверждением этому служит  тот факт, что ежегодно в республике появляются 1-2 новых музея: помимо государственных, открываются и ведомственные, частные музеи, отметил директор Национального художественного музея (НХМ) Владимир ПРОКОПЦОВ.

berinНо, чтобы привлекать еще больше посетителей, музеи должны проводить интересные проекты. Успешным опытом организации мероприятий может похвастать  Национальный художественный музей. В прошлом году там с успехом прошла выставка «Изобретения да Винчи», организованная музеем совместно с «Берин Арт Менеджмент». Несмотря на довольно высокую цену билета, за три месяца выставку посетили 47 тысяч человек. Для сравнения:  в Токио, Пекине, Париже экспозиция собирала от 40 до 60 тысяч посетителей. Сотрудничество продолжается, и сегодня гости музея могут ознакомиться с выставкой «Гойя… Пикассо». Как отметил глава холдинга «Берин Арт Менеджемент» Максим БЕРИН, на экспозиции уже побывали около 18 тыс. человек, что можно назвать достаточно высоким показателем.

hromoyНациональный исторический музей  также реализует много новых интересных проектов, рассказал заместитель директора Национального исторического музея Беларуси Александр ХРОМОЙ. С 11 февраля по 28 марта  2016 года работает международная выставка «Радзивиллы. Великая эпоха князей». Это совместный проект Национального исторического музея и ряда литовских музеев. Выставка с успехом прошла в Литве, а сейчас ее могут посетитьь и белорусы. Она дает возможность увидеть подлинные вещи, которые были свидетелями жизни и деятельности представителей великого магнатского рода Радзивиллов.

Кроме того, с 18 февраля 2016 года в течение года можно посетить международный выставочный проект «Вся жизнь в одном велосипеде» об истории развития велосипеда, организованный музеем совместно с компанией «ItalyMania».  Истории экспозиции повествуют об эпохе XIX-XX  вв. во всех аспектах жизни сельских жителей и горожан. Каждый велосипед аутентичен и не был подвержен реставрации. На выставке  представлены только оригинальные экспонаты, и возраст самого «молодого» велосипеда - более 60 лет.

golinskayaЗаместитель директора по научной работе Музея истории Великой Отечественной войны Анна ГАЛИНСКАЯ отметила, что интерес публики к новому Музею истории Великой Отечественной войны не ослабевает.  Только в 2015 году его посетили более 490 тысяч человек. Причем многие гости считают, что за одно посещение невозможно посмотреть экспозицию полностью.

Не хлебом единым

Сегодня почти все республиканские музеи живут за счет поддержки государства, но их настраивают на то, чтобы самостоятельно зарабатывать деньги. Отсюда и возникает вопрос: почему посещение музеев  у нас не бесплатное, как, например, в Великобритании и других странах?  

- Бесплатных музеев быть не должно. Даже школьник хоть три копейки, но должен платить. Это воспитывает у человека иное отношение, чем когда он получает что-то бесплатно. За границей школьник, приходя в музей, жертвует 1-2 доллара на его нужды. Тем самым воспитывается привычка заниматься благотворительностью, - отметил Владимир Прокопцов.

По мнению Александра Хромого, цена билета - объективное мерило популярности музея.

- Когда человек своим кошельком голосует за посещение музея, для нас это важно:  это значит, что он осознанно выбрал наш музей. А уже наша задача - оправдать его желание увидеть и узнать что-то новое, - отметил эксперт.

Но в то же время целью работы музея не должны быть самоокупаемость и стремление к зарабатыванию денег. Нельзя забывать о духовности – это главная миссия  музея.

- Конечно, можно было бы привезти какого-нибудь «попсового» художника, например, Никаса  (Сафронова), набить бюджет. Но мы привезем картины Евсея Моисеенко — белорусского художника из Санкт-Петербурга. Мы обязаны воспитывать высокий вкус, — подытожил Прокопцов.

В подарок музею

- На те картины и скульптуры, которые нужны музею, не хватит всего ВВП страны, - пошутил Владимир Прокопцов. -  Покупаем ли мы работы русских художников? Одна такая картина стоит до миллиона евро. Я считаю, что такой потребности нет. Нам сегодня необходимо заполнить лакуны современными белорусскими художниками, чтобы через некоторое время не получилось так, что художники уйдут, а их работы близкие продадут за три копейки. И нам потом придется покупать их значительно дороже — как получилось с художниками Парижской школы.

Помимо госпрограмм, благодаря которым пополняются музейные фонды, интересные вещи дарят  музеям и простые граждане. Национальный исторический музей Беларуси, по словам замдиректора, пополняет фонды благодаря поддержке официальных партнеров, однако свой вклад вносят и простые белорусы. Например, для организации выставки о Первой мировой войне в экспозиции были  представлены предметы, переданные музею частными коллекционерами. Так, фонды  музея пополнились предметами медицины начала XX века, некоторыми элементами вооружения (внешние оболочки гранат, разные гильзы), медальонами.

А вот покупать экспонаты на «барахолке» музеи не могут по ряду причин, хотя иногда там встречаются  интересные вещи.

Кроме того, в музейной сфере существует негласное правило: коллекционеры, художники, которые организуют свою выставку в музее, одну из принадлежащих ценных вещей должны передать в фонд музея.  Ну и сами музейщики иногда лишний раз подумают, прежде чем выбросить какую-нибудь старую вещь. Ведь со временем она тоже может стать ценностью для истории.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно