aif.ru counter
4876

Хорошее кино есть, но... Большому искусству нужно большое внимание

№ 48 от 25 ноября 2014 года 25/11/2014

И если о международной кинопрограмме, представленной в нескольких конкурсах, все гости фестиваля отзывались, как всегда, c восторгом, то состояние дел в белорусском кинематографе уже в который раз стало причиной бурных обсуждений.

Прежде всего международное жюри, оценивавшее белорусские картины, отметило: хорошее кино есть! На круглом столе, посвященном проблемам национального кинематографа, председатель жюри конкурса национального кино, директор Ереванского международного кинофестиваля «Золотой абрикос» Арутюн ХАЧАТРЯН искренне удивился: «Такое единодушие среди членов жюри, когда фильмам, получившим главные награды, единогласно были выставлены высокие оценки, встретил впервые!»  Как всегда, высокий уровень мастерства продемонстрировали аниматоры: лучшим анимационным фильмом была названа работа Игоря Волчека «Рондо-каприччиозо», снятая на Национальной киностудии «Беларусьфильм». Одна из документальных работ - «Афганистан. Я помню» Халимы Хасановой - тоже производства киностудии, а вторую победившую ленту - «Перекресток» - режиссер Анастасия Мирошниченко снимала на собственные средства. Большинство фильмов, представленных в конкурсе игрового кино, тоже были сняты режиссерами за личные деньги, в частности, «Hard Reboot» Андрея Кудиненко, «Сторож» Виктора Красовского, «Баба, Ваня и коза» Дарьи Юркевич, в итоге названный жюри лучшим среди игровых картин.

Ситуация, когда у государства нет денег для съемок игровых картин, кинематографистам из других стран непонятна: «У вас в Беларуси снимаются в год 2-3 игровых картины, порядка 20 документальных лент, - как и в Армении, - говорит Арутюн Хачатрян. - У нас были война, землетрясение, закрытые границы, но мы себя утешаем тем, что потом все будет хорошо!.. А у вас все прекрасно, так почему же так мало денег выделяют на кино? Ведь кино - самое важное орудие национальной политики, и если вы хотите рассказать о своей культуре - Министерство культуры должно помочь кино встать на ноги».  Позже, на церемонии награждения победителей национального конкурса кино, председатель жюри продолжил свою мысль: «Мне не нравится, что в зале мало зрителей и награждение происходит не на главной площадке фестиваля. Мы будем требовать, чтобы в следующем году призы национального конкурса вручали на главной церемонии закрытия... Я поздравляю вас с хорошим кино, но нужно продолжать, и я сегодня сказал человеку, отвечающему за кино (начальнику управления по кинематографии Министерства культуры Беларуси Владимиру Лисовскому. - Прим. ред.), что надо больше денег выдавать на кино, больше молодых людей привлекать, потому что это очень важно...»

48-25-2

Личный опыт

Автор лучшего игрового фильма Дарья ЮРКЕВИЧ призналась в интервью «АиФ»: «Я 10 лет бьюсь, чтобы снимать кино. В 2012 г. я подавала заявку на конкурс, объявленный Министерством культуры, однако фильм так и не был запущен: деньги не выделили. Тогда я решила: буду снимать, несмотря ни на что! Сегодня я ничего не жду от Министерства культуры и сама ищу деньги для своих картин. Я убеждена: если тебе есть что сказать людям, ты обязательно найдешь для этого возможности».

После окончания БГАИ Дарья Юркевич поехала обучаться режиссуре во Францию, что, по ее признанию, полностью изменило ее мировоззрение: «Если мы избавимся от местечковости, то сможем снимать кино, которое будет интересно на международной арене».

Дарья говорит, что многие страны мира завидуют той модели поддержки кино, которая сложилась во Франции. Например, Центр национальной кинематографии выделяет кинематографистам гранты на всех этапах создания фильма, от сценария до съемочного процесса. Прежде чем кино будет запущено, может пройти от 3 до 5 лет, и все это время режиссер занят работой над своим фильмом. Выделяемые гранты позволяют ему не только заниматься творческим процессом - это и заработная плата, на которую человек все эти годы живет.

Как собирать таланты?

Режиссер Сергей КАТЬЕР на круглом столе призвал Министерство культуры Беларуси коллекционировать режиссеров, привлекать их для работы на киностудии «Беларусьфильм», а не ожидать, что они сами попросятся:

«Например, фильм «Тимур и команда», снятый Натальей Галузо (независимая кинокомпания «Иллюзион». - Прим. ред.), получил несколько призов на международных кинофестивалях, но почему-то не был заявлен в конкурсной программе фестиваля детского кино «Лiстападзiк». Вы (обращается к Владимиру Лисовскому. - Прим. Ред.) не финансировали этот фильм, но вы должны быть заинтересованы, чтобы молодой режиссер имела выход на международный экран. Человек сам находит деньги на съемки кино, которое получает призы, и его надо под-держать!..»

Начальник управления по кинематографии Министерства культуры Беларуси Владимир ЛИСОВСКИЙ, отвечая Сергею Катьеру, отметил: «Лоббировать на уровне Министерства культуры интересы одного конкретного режиссера не стоит, потому что есть большая команда других режиссеров, которые могут задать вопрос: «Почему?»

Он предложил встретиться и вместе придумать механизм коллекционирования.

Присутствующие на круглом столе кинематографисты посоветовали чиновнику как минимум посмотреть все белорусские фильмы, а Сергей Катьер поставил под сомнение утверждение о большой команде режиссеров: «Поверьте: нет никакой большой команды.  А у тех, кто есть, еще нужно узнать, согласятся ли они снимать кино за те деньги, которые предлагают. Поэтому я говорю о том, что нужно не лоббировать, а коллекционировать таланты, отслеживать их по всему миру, создавать им условия... Хотя бы пригласить специалиста, узнать, какую тему он хочет осветить. Для чего же тогда существует Министерство культуры?»

48-25-3

За счет кинематографа

Еще одно предложения от Сергея Катьера касалось создания кинозала, где можно было бы показывать документальное кино. Владимир Лисовский идею поддержал, однако заметил: «Для этого нужно изыскать средства. Давайте часть рекламных средств направим на создание этого кинозала, потому что из бюджета деньги выделять не будут». Начальник управления по кинематографии также проинформировал, что сейчас предлагается направление развития отечественного кинематографа за счет самого кинематографа: «Надо снимать такое кино, чтобы, продав его, можно было сделать новое!» Владимир Лисовский сообщил, что, хотя в этом году конкурс кинопроектов не проводился, но есть надежда, что деньги для его проведения в будущем году будут выделены: «По-другому я не вижу решения основной задачи, чтобы кино все-таки было. Должны быть основные фильмы, которые будут представлять Беларусь как кинематографическую республику – для этого мы ждем поддержки от государства. Но целиком уповать только на бюджетные деньги сейчас уже нельзя. Времена, когда из бюджета полностью финансировался каждый конкурсный проект, прошли. Сейчас ситуация по финансированию изменилась: настраивают нас, и все Министерство, учить и самим учиться, как зарабатывать деньги на кино... Но Министерство культуры однозначно планирует отстоять позицию, чтобы бюджетные деньги выделялись на национальный проект, на два дебюта начинающих талантливых режиссеров, на детское кино и - получится или нет - на экранизацию произведений белорусских литераторов. Кстати, в прокат должны будут выйти еще три картины, снятые «по-старому», - это пресловутый «Авель», который снимает американец с советским прошлым Уильям Девиталь, «Сладкое прощание Веры» и детская картина «Арбузик и Бебешка».

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Подписка в 2020 году



Топ 5 читаемых