Авторскому, интеллектуальному и умному кино нелегко пробивать дорогу к широкому зрителю. Люди - странные создания: они готовы ругать на чем свет стоит телевидение, кормящее их низкопробными сериалами и шоу-программами, но продолжают смотреть и… ругаться. И почему-то при этом не ищут альтернативу, не интересуются, что гениального сняли Александр Сокуров, Ларс фон Триер или Милчо Манчевский…
Возможно, кто-то еще не знает, где такие фильмы можно посмотреть. Судя по всему, оазисом хорошего кино может стать Минский международный кинофестиваль «Лістапад».
Сегодня в мире немало кинофестивалей. Тематику можно найти на любой вкус: кино православное, военное, патриотическое, студенческое, арт-хаусное… Какое место среди всего это многообразия должен занять «Лістапад»? Сможет ли он стать ярким культурным событием не только для жителей Беларуси, но и вызывать интерес у мирового кинематографического сообщества? Обязательно ли в конкурсной программе должен быть представлен белорусский фильм? Об этом шла речь на круглом столе, подводящем итоги недавно завершившегося 18-го кинофестиваля «Лістапад».
«АиФ» приводит высказывания авторитетных гостей.
Елена СТИШОВА, кинокритик (Россия):
- На мой взгляд, вам не надо стремиться к тому, чтобы сделать «Лістапад» фестивалем класса А. Класс А подразумевает массу условий: например, все фильмы должны быть премьерными, а вам это совершенно ни к чему.
Я не могла не обратить внимания, что многие фильмы, показанные на «Лістападзе», были представлены в панораме последнего Берлинского МКФ. Мы с коллегами обсуждали, что Берлинале сейчас стал слишком политизированным и весьма гордится такой концепцией. К сожалению, по этой причине в основной конкурс попадают отнюдь не лучшие фильмы, но те, где есть острое социально-политическое звучание. А в панораме оказываются похоронены замечательные картины, из которых можно было бы сделать основной конкурс, что, собственно, мы и увидели в Минске.
Прекрасно, что в программу «Лістапада» попал фильм «Матери» македонского режиссера Милчо Манчевского, творчество которого меня остро волнует с того момента, когда в 1994 году я посмотрела его потрясающий фильм «Перед дождем». Манчевский (получил приз «Серебро «Лістапада») потом признался мне: он потерял надежду, что найдется жюри, которое оценит его экспериментальный замысел. И вот оно нашлось.
Поэтому я настоятельно советую оргкомитету напрячься финансово, чтобы была возможность приглашать зарубежных гостей и чтобы не было таких ситуаций, когда некому выходить на сцену получать призы.
Актан Арым КУБАТ, режиссер (Кыргызстан):
- Я из тех, кто говорит открыто, и, думаю, меня понимают. В свое время я недооценил «Лістапад»: дважды здесь в конкурсной программе были представлены мои картины и дважды я не откликнулся на предложение приехать в Минск. «Ну какой там может быть фестиваль?» - думал я. О чем это говорит? Мне кажется, нужно поработать над имиджем фестиваля, чтобы о нем узнали на всем постсоветском пространстве. Это даст возможность привлекать на «Лістапад» больше людей. А может быть, стоило бы подумать о призовых фондах для авторов? В этом, с одной стороны, есть своя «изюминка», с другой, будет возможность поддержать людей, которые хоть как-то пытаются делать фильмы.
На мой взгляд, достоинство «Лістапада» в том, что в конкурсной программе мы не увидели белорусского фильма, который бы оказался там «насильно», потому что его просто надо показать.
В ТЕМУ
В свете вышесказанного «АиФ» решил выяснить, планирует ли Национальная киностудия «Беларусьфильм» выработать какой-то подход, чтобы у нас, наконец, стали снимать кино, претендующее на мировое признание. Что нужно для того, чтобы больше не упускать такие проекты, как фильм «Охотник» Бакура Бакурадзе (Гран-при «Лістапада»), который сейчас собирает призы по миру? Картину, напомним, первоначально планировали снимать на базе нашей киностудии.
Олег СИЛЬВАНОВИЧ, директор Национальной киностудии «Беларусьфильм», рассказал следующее:
- Сейчас режиссер Сергей Лозница снимает картину «В тумане» по произведениям Василя Быкова, которую, надеюсь, уже в мае 2012-го мы сможем представить. В декабре планируется показать фильм «Одинокий остров», который в Минске снимал эстонский режиссер Пеэтер Симм. Кроме того, будем вести переговоры о возможном сотрудничестве с Константином Лопушанским из России. Но хочу обратить внимание на то, что при выборе совместных проектов в первую очередь я смотрю: что там будет белорусское? Будут ли задействованы белорусские актеры и съемочная группа?
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть