130 лет назад, 14 октября 1892 года, на свет появился человек, который впоследствии скажет о себе: «Таких, как я, чрезвычайно мало. Может быть, я такой один». В принципе, только по этим словам уже можно догадаться, о ком идёт речь. Может быть, приведённая цитата и менее известна, чем знаменитое: «Это же элементарно, Ватсон!» Но всё-таки узнаваема. Да, в тот осенний день был опубликован и поступил в продажу сборник из 12 рассказов, повествующих о самом главном сыщике всех времён и народов Шерлоке Холмсе.
Однако, несмотря на всю фантастическую славу этого персонажа, представление человечества о Шерлоке Холмсе сильно искажено. Особенно это касается нашей страны. Холмс и Ватсон, блистательно сыгранные Василием Ливановым и Виталием Соломиным в чудесном фильме Игоря Масленникова, затмили не только иностранных конкурентов, но и литературных прототипов. Это, конечно, приятно. Но составить представление о реальной викторианской Англии конца XIX столетия по этому фильму — дело заведомо гиблое. Впрочем, это касается любой экранизации рассказов о Шерлоке Холмсе.
Выгребная яма Бейкер-стрит
Мало-мальски знакомые с английским языком, разумеется, узнают в названии улицы слово baker. Что в переводе означает «пекарь». Воображение учтиво дорисует остальное — мол, жили здесь хлебопёки, было много булочных, а по утрам раздавался чарующий аромат свежей выпечки...
На самом деле улицу назвали по фамилии архитектора и строительного подрядчика XVII столетия Уильяма Бейкера. Именно он начал в 1755 году прокладывать здесь новую лондонскую «стрит». А до этого район лет 200 активно использовался в качестве «подсобного хозяйства» Лондона — здесь разводили свиней. Поскольку свинья кроме бекона даёт ещё кое-что, то в этом районе производили и компост. Причём свиные экскременты смешивали с тем, что в викторианской Англии стыдливо называли «ночной почвой». То есть с содержимым ночных горшков. Сырьё для компоста идеальное, спору нет. А вот об «аромате выпечки» лучше забыть — вплоть до времён Холмса здесь господствовало совсем иное благоухание. Доктор Ватсон, кстати, в сердцах прямо называет эту улицу выгребной ямой.
Так что киношный вид Бейкер-стрит, выдержанный в стиле «бедненько, но чистенько», — это стопроцентный промах.
Вернее, пятидесятипроцентный. Потому что «бедненько» вполне соответствовало статусу этих кварталов. Он был из серии «так себе», поскольку сразу за Бейкер-стрит начинались совсем уже криминальные районы. Но жильё Холмса и Ватсона выделяется даже на этом не самом благополучном фоне. Согласно незыблемым городским правилам, лондонские дома делились на четыре категории. Дома первой и второй категорий имели по фасаду три окна. Дома третьей и четвёртой — только два. В доме, где сдавала комнаты миссис Хадсон, если верить Конан Дойлю, окон было два. Словом, малопрестижный грязный район и дом по последнему разряду. Впрочем, для сыщика 27 лет, а именно столько было Холмсу в момент знакомства с Ватсоном, — более-менее терпимо.
Джентльмены навеселе
Санитарное состояние окраинных районов Лондона было, как мы уже поняли, аховым. Отсюда и такие малоприятные штуки, как холера и тиф. Вот характерная деталь из рассказа «Этюд в багровых тонах» — у нас сюжет этого рассказа экранизирован в «Кровавой надписи», второй серии фильма Масленникова о Шерлоке Холмсе: «Два дома на Лористон-Гарденс стоят пустые, и все потому, что хозяин не желает чистить канализационные трубы, хотя, между прочим, последний жилец умер там от брюшного тифа...»
Самая лучшая профилактика холеры и тифа — это, разумеется, не пить сырую воду. Только кипячёную. А ещё лучше — никакую вообще.
И вот тут в небытие должны уйти напёрсточки шерри, которыми в конце каждой серии нашего фильма пробавляются Холмс и Ватсон. То есть не в небытие, конечно. Наши герои могли по вечерам пить и шерри, почему нет. Например, после ужина, в который органично входила «батарея древних и покрытых паутиной бутылок вина». «Батарея» — это дюжина. Двенадцать стандартных бутылок по 0,7 литра. На двоих. А потом — шерри.
Что от такого бывает наутро, известно всем. Но утренние муки продолжаются недолго. В полдень Холмс и Ватсон выпивают по стакану-другому портвейна или хереса почти без закуски. «Стакан портвейна с сухариком», фигурирующий в нескольких рассказах, это прямо-таки викторианский стандарт.
Поддать во время работы — само собой разумеется. В повести «Знак четырёх» Холмс планирует поимку преступников, то есть погоню с возможной перестрелкой не где-нибудь, а за обеденным столом: «У нас есть устрицы, пара куропаток и небольшой выбор белых вин».
Кроме того, Холмс всегда — подчеркнём, всегда (!) — имеет при себе фляжку объёмом «в полпинты». Где-то около 300 граммов. А что во фляжке? Конан Дойл обычно говорит о «глоточке бренди». Вполне возможно, но это будет потом, когда Холмс разбогатеет достаточно для того, чтобы покупать бренди. Поначалу же, пока его заработок как частного сыщика ещё непостоянный, а репутация только складывается, во фляжке, скорее всего, ирландский виски. Стоит вдвое дешевле бренди, встречается чаще, чем скотч.
Как бы то ни было, Холмс и Ватсон, что называется, постоянно «навеселе». Но этого не покажут ни в одной экранизации.
По одёжке встречают
Всем известно, что Шерлок Холмс надоел автору уже после первых шести рассказов. То есть буквально в самом начале — на дворе 1891 год, ещё не вышел сборник, а Конан Дойл уже пишет: «Я собираюсь убить Холмса в шестом рассказе и навсегда с ним покончить. Он отвлекает меня от более важных вещей». В 1893 году, то есть спустя всего лишь год после выхода сборника, публикуется рассказ «Последнее дело Холмса», где сыщик погибает в Рейхенбахском водопаде. Шквал негодования писателя не волнует. К Холмсу Конан Дойл возвращаться не хочет принципиально. Причём настолько, что как бы «сдаёт» своего героя напрокат, прекрасно понимая, что новые авторы могут серьёзно напортачить.
Тогда-то к Конан Дойлю обращается американский актёр и драматург Уильям Джиллет, который просит права адаптировать несколько сюжетов для пьесы. Вот ответ Конан Дойля: «Вы можете женить сыщика, убить его и вообще сделать с ним всё, что угодно».
Вот это «всё, что угодно» и подарило нам канонический внешний вид Холмса. А заодно и фразу, по которой его безошибочно узнают на всей планете Земля. «Элементарно, мой дорогой Ватсон» — это изобретение Джиллета. И оно вполне логично дополнило образ великого сыщика.
А вот одежда, которой одарил его Джиллет, напротив, не лезет ни в какие ворота. Да, кепка с двумя козырьками и плащ с пелериной стали каноном. Но в реальной викторианской Англии ходить по Лондону в таком виде не осмелился бы никто. Даже Холмс, которого многие держали за чудака и оригинала.
Итак, плащ с пелериной. Он же — «инвернесский плащ». Вообще-то, такая одежда предназначалась только и исключительно для загородных прогулок и охоты. Рукавов у него не было, и движения при стрельбе ничем не стеснялись. Со скрипом допускался в городе лишь один вариант «инвернесского плаща» — из однотонной ткани непременно тёмного цвета. А вот знаменитая кепка исключалась в городе как класс. Она предназначалась для холодной сельской местности — собственно, и появились такие головные уборы в Шотландии.
Сыщик, вышедший на улицы викторианского Лондона в таком виде, неизбежно привлекал бы к себе всеобщее внимание. Можно ли говорить о каком-либо «скрытом наблюдении», которое так часто практиковал Холмс? Нет, конечно. Но сила инерции велика — именно так одет Холмс почти в любой экранизации.
10 лучших исполнителей роли Шерлока Холмса
10 лучших исполнителей роли Шерлока Холмса
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть