В Беларуси давно ведутся разговоры о том, как стать страной, привлекательной для туристов. Безусловно, чтобы гостям было комфортно, нужны хорошие гостиницы, развитая инфраструктура, широкий выбор ресторанов и т.д. и т.п. Но это, как принято говорить, необходимые условия. Но достаточно ли их?
Пару лет назад в Беларуси стали культивировать идею мифа о цмоке*. Не все ее восприняли положительно: мол, зачем нам нужны какие-то языческие существа из восточной мифологии, когда есть уже известные национальные символы - зубр, аист, василек…
- Цмок - не чуждый белорусам, - утверждает краевед Валадар ШУШКЕВИЧ из Лепеля. - О цмоке упоминалось еще в Статуте Великого Княжества Литовского: «Теж уставуем: зверов спракавечных стародавніх цмоков іж ніхто не мает біті альбо мучіті в неволе, як цмок той у пущех або сенажатех гуляет, або теж у болоті сідіт, або теж пріходіт до замку поесті. А хто цковал тово цмока і шкоду ему учініл, або горш тово зобівші гэтак с корыстію схоплены быв, то мает той платіті сорок рублев грошей або бітым пугою на пляцы местскім мае быть».
Также о цмоках, которых видели на белорусских озерах, можно прочитать в романе Владимира Короткевича «Хрыстос прызямліўся ў Гародні»: «За адну ноч на водмелях тых яшчураў, тых цмокаў знайшлі сорак, ды палова таго хісталася на фалях, як плаваючыя выспы. Ды другой раніцай знайшлі яшчэ трохи менш паловы таго, што выдахла ў першую ноч. А яшчэ праз ноч усплыў самы вялікі. (...) На шыі сядзела галава, адначасова падобная і на галаву змяі і на галаву лані. І, дальбог, смяялася тая галава. Мо проста зубы скаліла, а мо - з нашых бедаў. І зубы былі велічынёй з конскія, але вострыя, і многа іх было на такую галаву аж данельга. Вочы вялізныя, як сподкі, каламутна-сінія ў зелень, ашклянелыя...»
Для туристов
Валадар Шушкевич убежден: если сделать цмока брендом Беларуси, то Лепельский край запросто может стать туристической Меккой.
- Ездят же туристы искать лохнесское чудовище! - говорит краевед. - А чем мы хуже? У нас своя богатая история.
Правда, как выглядит цмок, сказать сложно. Зато Валадар Шушкевич раскрыл секрет, как его можно вырастить: черный петух должен снести яйцо, из которого потом вылупится цмок и, когда подрастет, будет носить хозяину золото.
Но нужны ли белорусам новые мифы? У краеведа Шушкевича единомышленников не так много:
- Я работал журналистом, недавно вышел на пенсию. До этого, когда написал в районной газете несколько статей о цмоке, мне сказали: «Нечего ерундой заниматься, пиши про реальный сектор экономики!» Но я хочу писать про наш чудесный Лепельский край, хочу, чтобы к нам приезжали туристы. Я вижу, что цмок интересен людям. И если мы разработаем туристические маршруты, такие как, например, «В поисках цмока», уверен, отбоя от желающих его найти не будет...
*Цмок - дракон в белорусской и польской мифологии. В отличие от западноевропейского дракона цмок не враждебен человеку. Сохранившееся в Беларуси слово «цмок», в противовес «змею», делающему акцент на «земляной» природе дракона, указывает на водную стихию. В некоторых белорусских диалектах словом «цмок» называют радугу.
А еще цмоками называли духов, прилетавших к своим любимым под видом черных кур, крылатых ящериц или змеек и открывавших клады, которые прочим были недоступны. Цмок носил своему хозяину деньги, делал его нивы плодородными, а коров - дойными. За это хозяин должен был кормить цмока яичницей, иначе тот мог разгневаться.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть