22009

Цмок или василек? Как зазвать туристов в Лепельский край?

№ 35 от 29 августа 2012 года 29/08/2012

В Беларуси давно ведутся разговоры о том, как стать страной, привлекательной для туристов. Безусловно, чтобы гостям было комфортно, нужны хорошие гостиницы, развитая инфраструктура, широкий выбор ресторанов и т.д. и т.п. Но это, как принято говорить, необходимые условия. Но достаточно ли их?

Пару лет назад в Беларуси стали культивировать идею мифа о цмоке*. Не все ее восприняли положительно: мол, зачем нам нужны какие-то языческие существа из восточной мифологии, когда есть уже известные национальные символы - зубр, аист, василек…

- Цмок - не чуждый белорусам, - утверждает краевед Валадар ШУШКЕВИЧ из Лепеля. - О цмоке упоминалось еще в Статуте Великого Княжества Литовского: «Теж уставуем: зверов спракавечных стародавніх цмоков іж ніхто не мает біті альбо мучіті в неволе, як цмок той у пущех або сенажатех гуляет, або теж у болоті сідіт, або теж пріходіт до замку поесті. А хто цковал тово цмока і шкоду ему учініл, або горш тово зобівші гэтак с корыстію схоплены быв, то мает той платіті сорок рублев грошей або бітым пугою на пляцы местскім мае быть».

Также о цмоках, которых видели на белорусских озерах, можно прочитать в романе Владимира Короткевича «Хрыстос прызямліўся ў Гародні»: «За адну ноч на водмелях тых яшчураў, тых цмокаў знайшлі сорак, ды палова таго хісталася на фалях, як плаваючыя выспы. Ды другой раніцай знайшлі яшчэ трохи менш паловы таго, што выдахла ў першую ноч. А яшчэ праз ноч усплыў самы вялікі. (...) На шыі сядзела галава, адначасова падобная і на галаву змяі і на галаву лані. І, дальбог, смяялася тая галава. Мо проста зубы скаліла, а мо - з нашых бедаў. І зубы былі велічынёй з конскія, але вострыя, і многа іх было на такую галаву аж данельга. Вочы вялізныя, як сподкі, каламутна-сінія ў зелень, ашклянелыя...»

Для туристов

Валадар Шушкевич убежден: если сделать цмока брендом Беларуси, то Лепельский край запросто может стать туристической Меккой.

- Ездят же туристы искать лохнесское чудовище! - говорит краевед. - А чем мы хуже? У нас своя богатая история.

Правда, как выглядит цмок, сказать сложно. Зато Валадар Шушкевич раскрыл секрет, как его можно вырастить: черный петух должен снести яйцо, из которого потом вылупится цмок и, когда подрастет, будет носить хозяину золото.

Но нужны ли белорусам новые мифы? У краеведа Шушкевича единомышленников не так много:

- Я работал журналистом, недавно вышел на пенсию. До этого, когда написал в районной газете несколько статей о цмоке, мне сказали: «Нечего ерундой заниматься, пиши про реальный сектор экономики!» Но я хочу писать про наш чудесный Лепельский край, хочу, чтобы к нам приезжали туристы. Я вижу, что цмок интересен людям. И если мы разработаем туристические маршруты, такие как, например, «В поисках цмока», уверен, отбоя от желающих его найти не будет...

СПРАВКА

*Цмок - дракон в белорусской и польской мифологии. В отличие от западноевропейского дракона цмок не враждебен человеку. Сохранившееся в Беларуси слово «цмок», в противовес «змею», делающему акцент на «земляной» природе дракона, указывает на водную стихию. В некоторых белорусских диалектах словом «цмок» называют радугу.

А еще цмоками называли духов, прилетавших к своим любимым под видом черных кур, крылатых ящериц или змеек и открывавших клады, которые прочим были недоступны. Цмок носил своему хозяину деньги, делал его нивы плодородными, а коров - дойными. За это хозяин должен был кормить цмока яичницей, иначе тот мог разгневаться.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно