29 июня 1981 года состоялась премьера фильма «Не бойся, я с тобой», снятого на киностудии «Азербайджанфильм».
Картина, вместившая в себя элементы популярных жанров (комедия, истерн, боевик), стала самой известной кинолентой, сделанной в закавказской советской республике. Самой успешной она стала и для режиссера Юлия Гусмана.
В последние годы его больше знают как члена жюри телепередачи КВН, даром что по первому образованию Юлий Соломонович — врач-психиатр, по второму — режиссер-сценарист. А по призванию — кавээнщик. Чем он только не занимался за 77 лет!..
Бюльбюль оглы чуть не сгорел заживо
Однако речь не столько о Гусмане, сколько о фильме, снятом 40 лет назад и ставшем любимым для многих зрителей. Мальчишки и девчонки замирали перед экраном: тут ведь и карате, и любовь, и музыка.
В картине звучали композиции в исполнении Иосифа Кобзона, Ирины Понаровской, Полада Бюльбюль оглы, а также модных «Цветов» Стаса Намина и «Интеграла» Бари Алибасова...
Прекрасной была любовная история: 19-летнюю Телли играла 25-летняя Гамида Омарова, ее 20-летнего жениха Теймура — 36-летний Бюльбюль оглы. О возрасте актеров тогда не особо задумывались. Главное для режиссера — чтобы исполнители были красивы и талантливы и чтобы в их чувства поверили зрители. И они поверили! Да так, что после премьеры Гамиду и Полада тут же «поженили». А что: она — совсем юная, он — в периоде междубрачья. На деле между певцом и актрисой не случилось даже служебного романа. Хотя испытания, которые им пришлось перенести во время съемок, легко могли бы их сблизить. Полад вообще чуть не сгорел заживо.
Восьмиметровая башня. Певец-актер должен стоять наверху. В качестве страховки Полада обвязывают веревкой и прикрепляют ее к опоре. Пиротехники внизу разжигают костер. Но безуспешно...
— Вдруг один из них берет керосин с соляркой и выплескивает эту смесь туда, где должен разгореться огонь, — вспоминал потом Бюльбюль оглы. — Вместе с огнем появляется угарный дым, и я начинаю задыхаться. Пою и чувствую, как отключаюсь... Хорошо, что левая рука была привязана. Мне реально стало плохо. Не было бы страховки — свалился бы в огонь, и все...
К счастью, спускаться с башни на веревке вместе с Гамидой именитому деятелю азербайджанской культуры не пришлось. Вместо него это делал каскадер. Актрису же Гусман уговорил рискнуть, убедив, что будут крупные планы. «Ты, главное, вниз не смотри», — предупредил каскадер девушку. А она, любопытная, не выдержала и посмотрела. Голова тут же закружилась...
Дуров изучил приемы карате
Пострадал от собственного ножа Мухтарбек Кантемиров: лезвие вонзилось в ногу, и цирковой наездник прихрамывал до конца жизни. Кантемировым на экране восхищались и мальчишки, и девчонки. Еще большую любовь зрителей после этого фильма приобрел и Дуров, которому ради съемок пришлось изучить приемы карате. Во многих сценах он играл сам. И лишь там, где это нужно было делать с особым профессионализмом, актера заменял дублер: каскадер и тренер секции карате Сулейман Мамедов. Тем не менее горцы подарили Дурову сразу 20 папах.
Именно карате привлекло внимание мужской аудитории к фильму. Но из-за карате его едва не положили на полку. А ведь ради съемок Гусман даже организовал секцию в Азербайджане, он сам любил и занимался этим видом спорта. Ему важно было, чтобы получился настоящий истерн, боевик, чтобы «драки» выглядели правдоподобно.
Лента стала одной из первых на советском экране, где в таком масштабе присутствовало карате. Когда режиссер приступал к работе, оно было официально признано в СССР, но только в виде секций, утвержденных Спорткомитетом. Все остальные считались подпольными, и однажды с ними начали бороться. Даже статьи в Административных и Уголовных кодексах союзных республик появились: за «нарушение правил обучения спортивному карате» и «самовольное обучение карате» предусматривалась ответственность. Понятно, что выпускать фильм на экраны в такой ситуации было смерти подобно. Даром что в главной редакции ТО «Экран» его приняли на ура. Ни одного замечания, сплошные аплодисменты.
Гусман уезжает в Баку за пленкой, с которой должны быть отпечатаны копии. Возвращается в Москву...
— А там те же люди, которые говорили мне, что я гений, Феллини, кричат: «Сжечь вместе с фильмом автора, распять, уничтожить пленку», — рассказывал в одном из интервью режиссер.
Вырезать карате Гусман не хотел. Стал думать. И вдруг одна из коллег посоветовала назвать драки не карате, а... национальной борьбой гюлеш. Для этого пришлось лишь доснять одну сцену с Сан Санычем (Дуровым). И переозвучить фразу «Я тебя не убью», которая превратилась в «Я тебя не люблю».
Кстати, изначально фильм назывался «Все равно я тебя не убью». Но не факт, что этот вариант прошел бы в высших инстанциях. А вот утвержденный «Не бойся, я с тобой» быстро превратился в крылатую фразу. Нынешняя молодежь уже и не знает о ее происхождении.
А сиквел просто провалился
Интересно, что исполнители главных ролей Кантемиров, Бюльбюль оглы и Дуров попали в фильм случайно. Цирковой наездник прежде участвовал в кино только как каскадер. Певец и композитор был приглашен в фильм для написания песен. А вместо Дурова должен был сниматься Николай Караченцов или Леонид Быков. Но сначала Гусман убедил Кантемирова в том, что он сможет не только скакать на лошади и метать ножи, но и играть. Мухтарбек, в свою очередь, предложил на роль Сан Саныча давнего друга Дурова. А когда стало понятно, что найти киноактера с голосом Бюльбюль оглы невозможно, он сам сыграл Теймура.
Песня «Как жили мы, борясь и смерти не боясь...» после премьеры тут же стала хитом. А фильм был разобран на цитаты (спасибо великим Дунскому и Фриду!). Самые крутые, по-моему, вот эти:
«Расставаться надо так, как будто завтра встретимся. А встречаться — как будто не виделись сто лет».
«Можно играть женщин и оставаться при этом настоящим мужчиной. А можно отрастить вот такие усы и быть трусливой бабой».
Критикам фильм не понравился. Однако публика приняла его с восторгом. Восхищение было таким же большим, как и разочарование от сиквела, снятого Гусманом спустя 30 лет. Повторить успех не получилось...
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть