1500

«Вот ведь стерва!» Как сложились судьбы советских актрис-«злодеек»

Хорошие актеры не раз попадали в эту ловушку — сыграешь талантливо негодяя и будешь потом всю жизнь ловить неприязненный взгляд незнакомцев на улицах. Зрители и вправду начинают верить, что в жизни артист тоже человечек так себе. Особенно достается женщинам-актрисам. «Вот ведь стерва!» — восклицают кинолюбители, жадно глядя на экран, и награждают «злодейку» этим ярлыком и в реальности. Да и режиссеры начинают обделять таких актрис положительными ролями, опасаясь, что «змеюки подколодные» в другом образе зрителю уже не «зайдут». И весь фильм ждет неминуемый провал.

Мешает ли это самим актрисам? АиФ вспоминает, как сложилась судьба некоторых ярких злодеек нашего кино.

Ирина Акулова (1951)

Роль: Алевтина, злобная жена летчика Ненарокова, «Экипаж» (1979)

Знаменитый фильм Александра Митты стал и подарком, и катастрофой для карьеры актрисы Ирины Акуловой.

После выхода «Экипажа» Акулова все реже стала появляться на экране, а потом режиссеры и вовсе перестали предлагать ей роли. Обыватели же шипели вслед: «Стерва, истеричка...». Слишком правдоподобно сыграла актриса Алевтину — жену летчика Ненарокова (Анатолий Васильев).

Ирина Акулова.
Ирина Акулова, к/ф «Экипаж», 1979 год. Кадр из фильма

Её героиню откровенно возненавидели, окрестив чуть ли не садисткой, которая сделала заикой собственного сына. А уж на фоне экранного мужа — честного, сильного, доброго мужчины — зрители не оставили ее Алевтине даже шанса на сочувствие. Да и среди коллег ходили слухи, что артистка и в жизни, скажем так, немного взбалмошна. Еще педагоги Школы-студии МХАТ отмечали, что Ирина — как брызги шампанского, настолько она эмоциональна. Может хохотать до упаду, а в следующее мгновенье уже плакать навзрыд. Актриса блистала на сцене «Современника» и МХАТа, снималась в кино — «Блокада», «Если я полюблю...», «Розыгрыш» и др. А потом был «Экипаж»... после которого в фильмографии Ирины Акуловой появился еще десяток картин, но в памяти большинства она так и осталась скандальной женой Ненарокова.

Личная жизнь самой Ирины Григорьевны тоже не назовёшь спокойной гаванью. Она три раза была замужем, но ни один из браков не принес ей настоящего счастья. Первым мужем актрисы стал однокурсник Вячеслав Жолобов, вместе с которым они учились в Школе-студии МХАТ. В 1972 году у пары родился сын Дмитрий. Но отношения это не спасло. Супруг жутко ревновал Ирину, а коллеги не раз замечали у нее синяки. Брак продержался всего шесть лет. Сына из-за постоянных гастролей и съемок актриса отправила на воспитание к своей маме в Кинешму.

Во второй раз Акулова вышла замуж за актера МХАТа Петра Смидовича. Семейная жизнь снова не сложилась, отношения продлились всего три года. Муж оказался, как сейчас бы сказали, тусовщиком. Влюбленные весело проводили время в компаниях друзей и приятелей, а потом выяснилось, что у мужа есть любовница. Последовал развод.

Третий супруг — Петр Пузырев — уехал работать в Австралию, завел там вторую семью и был вычеркнут актрисой из своей жизни.

Ирина Григорьевна поселилась в уединении в родной Кинешме и искала спасение в алкоголе. А в 2021 году вдруг появилась на популярном телешоу, где вспомнила и о своей артистической карьере, и о бывших возлюбленных. Но возвращаться на сцену актриса не собирается: «Мне и дома хорошо... Я счастлива со своими тремя котами. Коты точно не предадут, они лучше всех моих мужчин вместе взятых».

Вера Алтайская (1919—1978)

Роль: Асырк (Крыса), «Королевство кривых зеркал» (1963)

Актриса стала главной злодейкой всех знаменитых сказок легендарного Александра Роу. В то время даже ходила шутка: если хотите напугать детей, зовите Алтайскую. А ведь начиналось все совсем по-другому. Стройная смешливая красавица с хитрой улыбкой и удивительными, как говорили коллеги, «ведьминскими» глазами (у актрисы были разные глаза, один — карий, второй — зеленый) в 1940 году сыграла милую работницу Клаву в комедии Григория Александрова «Светлый путь». На этой картине ей посчастливилось поработать с Любовью Орловой, Евгением Самойловым, Риной Зеленой. Казалось бы, вот она — новая романтическая героиня, но нет...

В военной мелодраме Юлия Райзмана «Машенька» (1942) актрисе достается роль злыдни — разлучницы. Да еще и имя у ее героини — Вера. Зрители решили, что Алтайская и в жизни такая же неприятная особа. Потом были второстепенные роли в картинах «Жила-была девочка», «Это было в Донбассе», «Освобожденная земля» и др. Но Вера Владимировна решила посвятить себя театру, где в отличие от кинематографа всегда блистала в главных ролях.

В 1959 году Алтайская триумфально вернулась на экраны, но снова в образе неприятных, отрицательных персонажей. У Роу в «Марье — искуснице» Алтайская сыграла злую Тетушку — Непогодушку, а в «Снежной сказке» Шенгелая и Сахарова и вовсе Продажную душу.

Вера Алтайская
Вера Алтайская в к/ф Александра Роу «Королевство кривых зеркал», 1963 год. Кадр из фильма

У Александра Роу актриса стала «королевой отрицательных персонажей», причем от картины к картине они становились все противнее. В «Королевстве кривых зеркал» она — злобная Асырк, читай Крыса, в «Морозко» — омерзительно жестокая мачеха, а в «Золотых рогах» — кикимора.

Мужем Алтайской был коллега — актер Алексей Консовский, именно он играл принца в легендарной советской киноверсии «Золушки» (1947). В народе их пару так и называли — «принц и ведьма». Брак просуществовал девять лет, у пары родилась дочь Светлана (1941—1994), которая не пошла по стопам родителей и выучилась на лингвиста. Причины развода двух ярких актеров называют разные. Кто-то говорит, что у Консовского был непростой характер и многочисленные любовницы. Кто-то утверждает, что Алтайская так «заигралась» в своих героинь, что сама провоцировала конфликты. Ходили также слухи, которые якобы распустила одна из следующих жен Консовского, что именно тогда Алтайская начала злоупотреблять алкоголем. Но, так или иначе, бывшему мужу роли в кино предлагали все реже, а Вера с ее «злыднями» была нарасхват у режиссеров.

Зрителям хорошо запомнилась еще одна ее яркая роль в драме Татьяны Лиозновой «Евдокия» (1961). Она сыграла жестокую, непутевую мать, которая бросила своего ребенка. Может быть, именно из-за блестяще сыгранной роли матери-пьяницы многие легко поверили в сплетни об алкоголизме актрисы.

Умерла Вера Владимировна в 1978 году после долгой и тяжелой борьбы с онкологическим заболеванием.

Ольга Викландт (1911-1995)

Роль: Мачеха, «Двенадцать месяцев» (1972)

Выдающаяся театральная актриса Ольга Викландт большинству кинозрителей запомнилась острохарактерными сказочными «злодейками», которых, кстати, играла с удовольствием. Это она и противная сватья баба Бабариха в киноверсии пушкинской «Сказки о царе Салтане» (1966), и жестокая атаманша в «Снежной королеве» (1966), и злобная мачеха в «Двенадцати месяцах» (1972). Коллеги утверждали, что Ольга Артуровна была совсем не похожа на своих отрицательных, зловредных персонажей, но вот характер у нее действительно был нелегкий, твердый и прямой.

Она не любила и злилась, если интересовались ее самочувствием и вообще проявляли жалость по отношению к ней. А еще запрещала упоминать свой возраст и никогда не праздновала свои юбилеи.

Ольга Викландт
Ольга Викландт в к/ф «Двенадцать месяцев», 1972 год. Кадр из фильма

Первым мужем Ольги стал ее педагог, известный актер Василий Ванин. После окончания театрального техникума начинающая актриса была зачислена в труппу театра им. МОСПС (с 1938 года театр «Моссовета»), где муж работал режиссером. И хотя Ванин души не чаял в очаровательной молодой супруге, отказать себе в удовольствии получать повышенное внимание от многочисленных поклонниц не мог. В таком обожании Василий Васильевич не заметил, как супруга увлеклась молодым актером Михаилом Названовым. Викландт вскоре ушла от супруга и начала строить семейную жизнь с новым возлюбленным. Окружение перешептывалось, актрисе приписывали талант манипулятора, а все из-за того, что ей удалось через какое-то время подружить бывшего и нынешнего мужей. Пара даже переехала в квартиру к Ванину и поселилась буквально в соседней комнате. Когда Ванина пригласили перейти в театр им. Пушкина, Викландт и Названов пошли вслед за ним.

К тому моменту, как Ольга Артуровна перевоплотилась на экране в ярких злодеек, оба ее любимых мужчин ушли из жизни. В 1951 году внезапно скончался Василий Ванин, а Михаил Названов умер в 1964-м. Актриса продолжала работать с огромной самоотдачей, как будто задавливая невыносимую душевную боль. Казалось, ничто не может сломить эту сильную женщину. Но случилось то, чего она боялась больше всего, — возраст, старость...

В театре ей стали давать роли, которые не соответствовали ее масштабу, она написала заявление об уходе и обрекла себя на одиночество — закрылась в квартире, пуская к себе только самых близких.

В 1995 году Ольга Артуровна неудачно упала и сломала шейку бедра. От операции актриса осознанно отказалась, и переубедить ее было невозможно, она не хотела быть лежачей калекой. В больнице она также отказалась принимать пищу, выдергивала у себя капельницы и... тихо умерла, не желая быть обузой ни для кого. Ей было 83 года.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно