488

Много мачех и одна атаманша. Сказочные злодейки советского кино

Екатерина Васильева, Фаина Раневская, Вера Алтайская, Лидия Вертинская, Маргарита Терехова.
Екатерина Васильева, Фаина Раневская, Вера Алтайская, Лидия Вертинская, Маргарита Терехова. Коллаж АиФ

Для актеров роль отрицательного героя — настоящее испытание. И не только потому, что изобразить зло очень трудно, но и по последствиям для карьеры — амплуа злодея может приклеиться так прочно, что избавиться от него будет очень сложно, а о положительных персонажах можно позабыть на долгие годы, если не навсегда. Вместе с тем антагонист в кино нужен — главный герой должен кому-то противостоять и кого-то побеждать.

В советских фильмах про обычную жизнь всё было относительно просто. Алексей Смирнов мог легко сыграть тунеядца Федю в «Операции «Ы», добродушного завхоза в «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», бандита из «Свадьбы в Малиновке» или пирата в «Айболите-66», а запомниться зрителям по роли механика Макарыча из фильма «В бой идут одни старики». Юрий Никулин начинал в кино в составе комедийного трио, участники которого изображали мелких хулиганов и самогонщиков, но сыграл и монаха Аатрикея в «Андрее Рублеве», Семена Горбункова в «Бриллиантовой руке» — и, разумеется, следователя Мячикова в «Стариках-разбойниках», рядового Некрасова в «Они сражались за Родину» и майора Лопатина в «Двадцать дней без войны».

И только Георгий Милляр переиграл буквально всю нечисть в киносказках Александра Роу — и не только в них. Но и актрисы от таких ролей нос не воротили — особенно в тех же сказках, где любая фальшь чувствовалась за версту — и считали подобные амплуа вызовом себе.

Фаина Раневская — мачеха, «Золушка», 1947 г. 

В этой сказке главной злодейкой однозначно является мачеха Золушки, которая бесконечно изводит приемную дочь различными придирками и не разрешает ей поехать на бал. В экранизации, снятой сразу после войны, роль мачехи досталась великолепной Раневской, которая уже была заслуженной артисткой РСФСР — за работу в театре и кино; многие запомнили её Лялю в «Подкидыше» («Муля, не нервируй меня»). Мачеха у неё тоже получилась колоритной, хотя и совсем не страшной — скорее, забавной («Королевство маловато, разгуляться негде»). Да и на карьеру актрисы эта роль повлияла, пожалуй, только в лучшую сторону — вскоре ей вручили три Сталинские премии подряд (не за «Золушку», конечно, за другие работы), а в 1961 году Раневская стала народной артисткой СССР.

 

Лидия Вертинская — Анидаг, «Королевство кривых зеркал», 1963 г.

Ещё одна сказка Роу, поставленная по повести Виталия Губарева. Зло в этом фильме колоритное и с говорящими именами — правильного мальчика из зазеркалья зовут Гурд (Друг, если прочитать наоборот), отражение Оли — Яло, добрую кухарку — тётушка Аксал (Ласка), а правит там глупый король Йагупоп LXXVII (Попугай), у которого есть министры Абаж (Жаба) и Нушрок (Коршун). Но главной злодейкой там выедена дочь Нушрока — Анидаг (Гадина). Эта роль досталась Лидии Вертинской — супруге знаменитого певца Александра Вертинского, которая и в кино попала благодаря особой аристократической красоте. Впервые она появилась на экране в роли птицы Феникс в «Садко» у Александра Птушко, но в целом актерская карьера её не привлекала. Вертинская сыграла лишь в пяти фильмах, а «Королевство...» стало её последней работой в кино — в дальнейшем она работала по специальности, художником. 

 

Вера Алтайская — мачеха, «Морозко», 1964 г.

Мачеха в сказках — это всегда верный признак злодейства, и сказка Александра Роу исключением не стала. Правда, и эта мачеха в исполнении актрисы Веры Алтайской — подобно персонажу Раневской в «Золушке» — тоже была героиней, скорее, комической, хотя Настеньке (Наталья Седых), разумеется, было не до смеха. Для самой Алтайской отрицательные героини были уже не в новинку — в конце 1950-х её как раз начали снимать в этом амплуа, и в тех же сказках она играла тетушку-Непогодушку («Марья-искусница») или служанку Асырк («Королевство кривых зеркал»). В дальнейшем она этих ролей тоже не сторонилась, но, конечно, в основном из-за Александра Роу, который умел даже злодеев в своих фильмах подать в выгодном свете. 

 

Екатерина Васильева — атаманша Сонька, «Бумбараш», 1971 г.

Музыкальная комедия-драма про смутные времена Гражданской войны была поставлена по повести Аркадия Гайдара. Рядовой Бумбараш (его играет Валерий Золотухин) в Первую мировую попал в плен к австрийцам, сумел выжить и вернулся в родную деревню, где его все считают мертвым — в том числе и его девушка, которая давно замужем за другим. Но и помимо этого, вокруг деревни происходит всякое — сражаются красные, белые и зеленые, у каждого — своя правда. Ну а одной из сторон этого конфликта является местная банда, которой руководит роковая Софья — бывшая куртизанка, внезапно получившая власть над жизнями людей. Сыгравшая этого персонажа Екатерина Васильева в кино и театр пришла относительно недавно (она окончила ВГИК в 1967-м), и образ злодейки мог повлиять на её дальнейшую судьбу — но обошлось. Она снималась много и разнообразно, играла в кино и в театре, а в 1986-м стала народной артисткой РСФСР. 

 

Маргарита Терехова — Миледи, «Д`Артаньян и три мушкетера», 1978 г.

В детстве персонажи книг Дюма воспринимались однозначно — храбрый гасконец и мушкетеры короля были на стороне добра, а злобный кардинал, его подручные и гвардейцы (которые, к слову, тоже были мушкетерами) хотели совершить нечто чудовищное. По этому принципу к «хорошим» относили и герцога Бэкингема, который вообще-то был англичанином, а Англия тогда активно вмешивалась во внутреннюю смуту во Франции. Впрочем, подросткам эти политические коллизии были не близки, и советская экранизация «Трех мушкетеров» была выполнена примерно также — Д`Артаньян и его товарищи воевали на стороне добра, разрушая козни кардинала. Одной из подручных Ришелье была миледи Винтер — коварная женщина, умеющая и до чужих тайн докопаться, и своё прошлое скрыть, и ядами не гнушавшаяся. Сыграла её Маргарита Терехова — уже опытная актриса (к тому моменту она получила звание заслуженной артистки РСФСР), много работавшая в театре и кино. Конечно, Георгий Юнгвальд-Хилькевич снимал кино развлекательное, а не историческое — и поэтому Миледи у Тереховой получилась роковой и опасной красавицей, которую очень сложно ненавидеть по-настоящему. Возможно, сыграло роль и смешение двух образов из одной эпохи — за два года до «Мушкетеров» вышла «Собака на сене», в котором Терехова был неприступной красавицей, любви которой добивались все окрестные мужчины в виде Боярского, Караченцова и Игоря Дмитриева. Во всяком случае, роль злодейки никак не повлияла на дальнейшую карьеру актрисы.

Оставить комментарий (0)