55 лет назад, в июле 1968 года, в деревне Мистолово Ленинградской области начались съемки фильма «Белое солнце пустыни».
Сначала режиссер Владимир Мотыль снял сцены со сном красноармейца Сухова (Анатолий Кузнецов), где он отбивает серп, а потом счастливый пьёт чай в гареме. После этого съёмочная группа переместилась на побережье Каспийского моря, в Дагестан, где был «создан» город Педжент, в котором разворачивается основное действие ленты.
«Отведут к директору и маме расскажут»
Фильм этот давно стал легендой. Его любят и цитируют многие поколения зрителей. Яркими получились и сцены с участием жён Черного Абдуллы (Кахи Кавсадзе).
Зарина, Джамиля, Гюзель, Саида, Хафиза, Зухра, Лейла, Зульфия, Гюльчатай. Жен — девять, а актрис, которые их сыграли — 12. Почему? В роли Джамили снялись три исполнительницы, в роли Гюльчатай — две. В титры, правда, попала только одна — Татьяна Федотова.
Говорили, эту роль режиссер предлагал Ирине Печерниковой, но ей не понравилось, что ее лицо мельком покажут два-три раза. Тогда ассистенты нашли Татьяну Денисову — студентку циркового училища. Но то ли из-за экзаменов, то ли из-за гастролей Татьяна решила не рисковать и спустя некоторое время отказалась от съемок. Кадры с ее участием, однако, пришлось использовать — переснимать в советские годы было дорого. Так что в той самой сцене, где Сухов сидит в окружении жен Абдуллы и «родной» супруги Катерины Матвевны, снималась как раз Татьяна Денисова.
Когда она ушла из проекта, ассистенты снова бросились на поиски. Дело это было непростым — комплекцией и внешностью новая актриса должна была совпасть с Денисовой. Но где ж было взять ее «двойника»? И что было бы, если б в тот день другая Таня — Федотова — не решила прогулять занятия в Вагановском училище и не пошла бродить по городу?
Когда к ней подошел взрослый мужчина, первой мыслью юной балерины было: «Теперь к директору поведут, маме все расскажут». К маме мужчина действительно отправился. Тане было всего 16, и, чтобы увезти ее на съемки в пустыню на четыре месяца, нужно было получить разрешение родителей.
Мама ее с легким сердцем отпустила. В семье Федотовых было 10 детей, и Таню в свое время даже устроили в интернат, чтобы родителям было полегче. А тут они, видно, решили: чем черт не шутит, вдруг дочь станет звездой?
«Десятилетиями — никакого внимания!»
Кинозвездой после фильма Мотыля было стать нетрудно. После «Белого солнца» актеров, сыгравших основные роли, ассоциировали по большей части только с этим фильмом. Хотя Кузнецов, например, снимался много. А Луспекаев был звездой БДТ.
Федотовой тоже досталась слава. Только слишком хрупкая и недолгая. На многие годы Татьяна исчезла из поля зрения режиссеров и зрителей. И никто не знал, где она...
В 1990-е годы я разыскала ее в Петербурге, она сама пришла ко мне в гостиницу, мы говорили несколько часов. Татьяна плакала...
После того интервью — первого за многие годы — Татьяну стали приглашать для участия в телешоу. Ей звонили, просили у нее интервью. Но ничего нового она уже сказать не могла. Ее жизнь была далека от жизни звезды. «Где ж вы все были столько лет? — возмутилась она, когда мы встретились. — Десятилетиями — никакого внимания!»
А ведь она хотела сниматься. Однажды даже фотографию свою отправила Мотылю, напомнила о себе. Но ничего не вышло.
«Могло случиться что-нибудь плохое»
Судьба большинства из 12 актрис, сыгравших жен Абдуллы, похожа на судьбу Татьяны Федотовой. Снимались только Галина Дашевская, Галина Умпелева и Татьяна Ткач (известна также по роли любовницы Фокса Ани в фильме «Место встречи изменить нельзя»). А латышка Велта Деглава вообще не имела отношения к кино — окончив филфак, стала журналистом и политиком.
Десятилетиями Татьяна переживала, что ролей в кино больше не было. Работала в «Ленконцерте». И вспоминала чудесное время, проведенное со съемочной группой «Белого солнца», хотя роль-то крошечная. «Открой личико!» — просил ее Петруха (Николай Годовиков). Она приоткрыла его раза три. А озвучила Татьяну любимица режиссеров Надежда Румянцева.
Часто бывает: карьера не сложилась, зато повезло с мужем. Наверное, можно сказать так и про Федотову. Но начало их совместной жизни было трудным. Точнее — скандальным. Композитор Геннадий Кузьмин, с которым Татьяна работала в «Ленконцерте», был женат. О служебном романе все узнали, Татьяну прорабатывали на месткоме, коллеги шептались у нее за спиной...
Однажды она не вытерпела и поехала к жене Геннадия. Обещала, что оставит его. А на другой день жена сама привезла его к Татьяне. И он со слезами на глазах сказал: «Я тебя люблю, мы должны быть вместе». Она ответила: «Если я выйду за тебя замуж, мы будем с тобой до конца».
Так и получилось. Они были вместе до последнего дня Геннадия, вырастили двоих детей, дождались внуков. Но 7 лет назад мужа Татьяны не стало.
Последние годы супруги жили в основном в тверской деревне — в отчем доме Татьяны. Она не смотрела телевизор, практически ни с кем не общалась и состояла в христианской общине, которую некоторые считали сектой...
«Бог меня уберег: я не стала актрисой, звездой, — признавалась Татьяна. — Могло случиться что-нибудь плохое. Судьбы звезд очень трагические. Я не хотела бы иметь такую же...»
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть