4016

Уникальный дуэт. Папанов и Миронов сыграли свои лучшие роли в паре

"Аргументы и факты" в Беларуси № 29. Клиент всегда прав? 20/07/2021
Анатолий Папанов и Андрей Миронов - творческий дуэт, без которого сложно представить советский кинематограф.
Анатолий Папанов и Андрей Миронов - творческий дуэт, без которого сложно представить советский кинематограф. Кадр из фильма

Анатолий Папанов и Андрей Миронов - творческий дуэт, без которого сложно представить советский кинематограф.

Открытием его зрители обязаны, пожалуй, Эльдару Рязанову. Хотя Андрей Миронов и Анатолий Папанов и работали в одном театре — Московском театре Сатиры у Валентина Плучека, именно на экране их впервые восприняли единым целым. Помнится, Анатолий Папанов, добывший свою первую «Волгу» уже в очень зрелом возрасте, едва не вылетел из фильма «Берегись автомобиля», где они с Мироновым сыграли тестя и зятя.

Телезрители полюбили талантливый  дуэт Папанов - Миронов за запоминающиеся и блистательные роли (кадры из фильмов «Бриллиантовая рука» и «Берегись автомобиля»).
Телезрители полюбили талантливый дуэт Папанов - Миронов за запоминающиеся и блистательные роли (кадр из фильма «Берегись автомобиля»). Фото: Кадр из фильма

Вдруг вокруг да около съемочной группы пошли разговоры, что артист нарушает актерский ансамбль, играет в более плакатной, гротесковой манере, чем другие. По этому поводу устраивали даже совещания, слегка напоминавшие судилища. Но Рязанову хватило ума отстоять артиста и крикнуть во весь голос: «Свободу Анатолию Папанову!». Примерно так, как сам Папанов кричал в конце фильма: «Свободу Юрию Деточкину!»

То, что этот удивительный дуэт украсил фильм «Бриллиантовая рука», - поистине подарок для Леонида Гайдая. Миронова после этой комедии в прямом смысле носили на руках. На гастролях Театра Сатиры в Ленинграде толпы зрителей преграждали путь машине Андрея Миронова и скандировали: «Крокодил не ловится, не растет кокос! Миронов, мы тебя любим!» А Анатолию Папанову приходилось перевоплощаться в шпиона на задании: он среди бела дня облачался в берет, плащ, темные очки, чтобы не приставали поклонники.

Неожиданное прочтение

В кинокартине «12 стульев» Захарова у Миронова получился абсолютно неожиданный Бендер: без определенной национальности, холодный, необаятельный, мало говорящий, зато беспрестанно танцующий и поющий: можно сказать, безжалостный Бендер-манекен, готовый на все ради воплощения своей мечты о Рио-де-Жанейро, мечты, ставшей самоцелью, заменившей ему нормальную жизнь. Киса - не столько смешной, сколько страшный, со своим таким богатым на оттенки «Да уж!», с какими-то чересчур животными инстинктами, с не совсем реальным прошлым и совсем нереальным будущим. То, что именно герой Анатолия Папанова убивает в этом фильме персонажа, сыгранного Андреем Мироновым, оставляя его песню недопетой, а потом гибнет сам, не в силах справиться с разочарованием в одиночку, — некий перст судьбы. Больше вместе они не снимались. Кончилось кино...

Сыграли лучшие роли

Они сыграли все свои лучшие роли в театре в паре, именно в паре: стали там Городничим и Хлестаковым в «Ревизоре», Фамусовым и Чацким в «Горе от ума», Сысоевым и Всеволодом в «У времени в плену», Шафером и Баяном в «Клопе», Гаевым и Лопахиным в «Вишневом сад».

И ушли почти одновременно. Папанов, только-только снявшись в «Холодном лете 53-го», умер в своей московской квартире, когда в жару мылся в ванне холодной водой — горячей в тот день не было. Сердце не выдержало. В Риге, где гастролировал тем летом Театр Сатиры, его так и не дождались. А на 9-й день после ухода Папанова Миронов, только снявшийся в картине «Человек с бульвара Капуцинов», ушел публично, недоиграв чуть-чуть своего Фигаро на этих же рижских гастролях, ушел, так сказать, при большом стечении народа. Более 30 лет назад. В августе 87-го. Миронову было 46 лет, а Папанову — 64 года...

КСТАТИ

Вопреки расхожему мнению, актёры не дружили. Слишком мало у них было точек соприкосновения. Миронов - обласканный ребёнок. Папанов - ветеран войны. К тому же и разные поколения. Как вспоминала дочь Анатолия Дмитриевича Елена Папанова, отец прошёл адскую бойню, был ранен, вернулся в профессию и честно работал в театре, причем даже не на главных ролях. А Миронова – сына известных родителей – считали баловнем судьбы. Модный, одетый всегда с иголочки. Папанов шутил, что самое большое горе в его жизни – это черствые пирожные.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно