Анатолий Папанов и Андрей Миронов - творческий дуэт, без которого сложно представить советский кинематограф.
Открытием его зрители обязаны, пожалуй, Эльдару Рязанову. Хотя Андрей Миронов и Анатолий Папанов и работали в одном театре — Московском театре Сатиры у Валентина Плучека, именно на экране их впервые восприняли единым целым. Помнится, Анатолий Папанов, добывший свою первую «Волгу» уже в очень зрелом возрасте, едва не вылетел из фильма «Берегись автомобиля», где они с Мироновым сыграли тестя и зятя.

Вдруг вокруг да около съемочной группы пошли разговоры, что артист нарушает актерский ансамбль, играет в более плакатной, гротесковой манере, чем другие. По этому поводу устраивали даже совещания, слегка напоминавшие судилища. Но Рязанову хватило ума отстоять артиста и крикнуть во весь голос: «Свободу Анатолию Папанову!». Примерно так, как сам Папанов кричал в конце фильма: «Свободу Юрию Деточкину!»
То, что этот удивительный дуэт украсил фильм «Бриллиантовая рука», - поистине подарок для Леонида Гайдая. Миронова после этой комедии в прямом смысле носили на руках. На гастролях Театра Сатиры в Ленинграде толпы зрителей преграждали путь машине Андрея Миронова и скандировали: «Крокодил не ловится, не растет кокос! Миронов, мы тебя любим!» А Анатолию Папанову приходилось перевоплощаться в шпиона на задании: он среди бела дня облачался в берет, плащ, темные очки, чтобы не приставали поклонники.
Неожиданное прочтение
В кинокартине «12 стульев» Захарова у Миронова получился абсолютно неожиданный Бендер: без определенной национальности, холодный, необаятельный, мало говорящий, зато беспрестанно танцующий и поющий: можно сказать, безжалостный Бендер-манекен, готовый на все ради воплощения своей мечты о Рио-де-Жанейро, мечты, ставшей самоцелью, заменившей ему нормальную жизнь. Киса - не столько смешной, сколько страшный, со своим таким богатым на оттенки «Да уж!», с какими-то чересчур животными инстинктами, с не совсем реальным прошлым и совсем нереальным будущим. То, что именно герой Анатолия Папанова убивает в этом фильме персонажа, сыгранного Андреем Мироновым, оставляя его песню недопетой, а потом гибнет сам, не в силах справиться с разочарованием в одиночку, — некий перст судьбы. Больше вместе они не снимались. Кончилось кино...
Сыграли лучшие роли
Они сыграли все свои лучшие роли в театре в паре, именно в паре: стали там Городничим и Хлестаковым в «Ревизоре», Фамусовым и Чацким в «Горе от ума», Сысоевым и Всеволодом в «У времени в плену», Шафером и Баяном в «Клопе», Гаевым и Лопахиным в «Вишневом сад».
И ушли почти одновременно. Папанов, только-только снявшись в «Холодном лете 53-го», умер в своей московской квартире, когда в жару мылся в ванне холодной водой — горячей в тот день не было. Сердце не выдержало. В Риге, где гастролировал тем летом Театр Сатиры, его так и не дождались. А на 9-й день после ухода Папанова Миронов, только снявшийся в картине «Человек с бульвара Капуцинов», ушел публично, недоиграв чуть-чуть своего Фигаро на этих же рижских гастролях, ушел, так сказать, при большом стечении народа. Более 30 лет назад. В августе 87-го. Миронову было 46 лет, а Папанову — 64 года...
КСТАТИ
Вопреки расхожему мнению, актёры не дружили. Слишком мало у них было точек соприкосновения. Миронов - обласканный ребёнок. Папанов - ветеран войны. К тому же и разные поколения. Как вспоминала дочь Анатолия Дмитриевича Елена Папанова, отец прошёл адскую бойню, был ранен, вернулся в профессию и честно работал в театре, причем даже не на главных ролях. А Миронова – сына известных родителей – считали баловнем судьбы. Модный, одетый всегда с иголочки. Папанов шутил, что самое большое горе в его жизни – это черствые пирожные.
Людмила Чурсина: Сейчас не удается снять пронзительные картины о войне
Стихотворения и «Остров». Что Петр Мамонов оставил потомкам
Что стало причиной смерти Петра Мамонова?
Главный кардинал СССР. Как сложилась судьба актера Александра Трофимова?
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть