2568

Главный кардинал СССР. Как сложилась судьба актера Александра Трофимова?

«Д’Артаньян и три мушкетёра», 1978 г.
«Д’Артаньян и три мушкетёра», 1978 г. Кадр из фильма

В советские времена жители одной шестой части суши зачитывались романами Александра Дюма-отца. Вне конкуренции, конечно, были «Три мушкетера» - несколько поколений советских детей примеряли на себя образы д`Артаньяна и его верных соратников.

Звездный состав

Выход на телеэкраны в 1979 году советской экранизации знаменитого романа у поклонников книги вызвал скорее неприятие: уж слишком далеко ушла киноистория от оригинала, избавившись по дороге от целого ряда персонажей. Но великолепная музыка и отличная актерская игра сделали постановку Георгия Юнгвальд – Хилькевича культовой. А Михаил Боярский навсегда стал мушкетером и давно не расстается с фирменной шляпой.

Время, однако, неумолимо, и сегодня многих из тех, кто создавал картину, уже нет с нами: покинули этот мир Георгий Юнгвальд-Хилькевич, Олег Табаков, Игорь Старыгин, Лев Дуров, Борис Клюев, Владимир Балон, Юрий Шерстнев. Из-за тяжелого недуга ушла из профессии Маргарита Терехова.

Самая странная ситуация сложилась с кардиналом Ришелье. Многие поклонники фильма, перечисляя актеров, сыгравших роли в нем, на его высокопреосвященстве спотыкаются. Ничего удивительного в этом нет – народный артист России Александр Трофимов и сам не особо стремился к публичности. Думается, сам Дюма был бы в восторге: кардинал в советской постановке получился властным, жестким, зловещим. И сразу ясно, что противник у мушкетеров очень серьезный, способный, если будет такое желание, стереть их в порошок.

Талант всегда пробьется!

Представить теперь в этом образе кого-то, кроме Трофимова, невозможно. А ведь изначально он вообще не должен был играть эту роль. Москвич Саша Трофимов рос в обычной рабочей семье. Повзрослеть пришлось рано – в 15 лет он остался круглым сиротой. Уйдя из школы после 8-го класса, Александр поступил в приборостроительный техникум.

Его тянуло к искусству: он пытался писать стихи и сочинять музыку, а работу нашел в офицерском клубе военной академии, став техником сцены. Наблюдая за игрой других, Александр и сам попробовал силы в самодеятельности. А услышав от руководителя коллектива лестные слова о безусловном наличии дара, решился подать документы в «Щуку». И поступил!

Иешуа с Таганки

А дальше траектория взлет его актерской карьеры была головокружительной: выпускника театрального училища приняли в самый модный и авангардный коллектив того времени – Театр на Таганке.

Режиссер Юрий Любимов сделает на него большую ставку, отдав молодому и неизвестному актеру роль Иешуа в «Мастере и Маргарите». Это окажется стопроцентным попаданием: об игре Трофимова заговорят все московские театралы. На него вскоре начнут ходить так же, как и на главную звезду театра – Владимира Высоцкого. Чуть позже у них будет яркая совместная работа в «Преступлении и наказании», где Трофимов играл Раскольникова, а Высоцкий – Свидригайлова.

Что касается роли Иешуа, то в ней Александр Трофимов выходил на сцену Театра на Таганке в течение 35 лет, пока сам не настоял на замене себя молодым актером.

Ехал на Рошфора, приехал на Ришелье

Но вернемся к мушкетерам. Никакого опыта работы в кино у Трофимова не было, и приглашение Юнгвальд-Хилькевича стало первым. Предлагали ему роль … Рошфора. Но, пока актер добрался до Одессы, где работала съемочная группа, ему объявили, что место занято Борисом Клюевым. Трофимову же отводили образ Фельтона.

Пока он ждал своей очереди на пробы, его попросили подыграть Клюеву, который проходил сцену с кардиналом. Трофимов, уже слегка заведенный творящимся вокруг кинохаосом, вложил в диалог с Рошфором максимум, как говорил актер, «чувства собственного достоинства».

Это произвело на режиссера сильное впечатление. И, подумав, Юнгвальд-Хилькевич заявил: «Мы попробуем вас на роль Ришелье!»Постановщикам пришлось повоевать за Трофимова с Гостелерадио, чиновники которого упирались: «Ну, что вы, в самом деле? Какой из этого молодого парня кардинал?» Но Юнгвальд-Хилькевич настоял, и не ошибся.

Молодой еще!

Правда, говорит Ришелье в фильме голосом не Трофимова, а Михаила Козакова. Как пояснял режиссер, трофимовскому тягучему от природы голосу не хватало аристократической наглости, а вот у Козакова она присутствовала в полной мере. Зато музыкальный дуэт с королевой, то есть Алисой Фрейндлих, Трофимов исполнил сам.

Атос, Вениамин Смехов, в книге своих воспоминаний писал: «Саша Трофимов — очень длинный и демонический Ришельё. Меня роднила с ним причастность и к более основательному семейству — любимовскому Театру на Таганке. Во время съёмок в Одессе мы гуляли с ним от гостиницы „Аркадия“ к морю и много друг другу рассказали о предыдущей жизни. Саша — человек закрытый и болезненно гордый, так мне казалось до этих съёмок. Он открылся тонко чувствующим и поэтическим человеком, со множеством комплексов и сомнений. А кардинала сыграл и остро, и умно, и иронично».

Трофимов рассказывал, что в веселую мушкетерскую компанию вне съемок он не влился. И главной причиной были даже не особенности характера, а возраст. Боярскому было на тот момент 29, Смехову – 38, Смирнитскому – 34, Старыгину – 32, Балону – 41, Клюеву – 34. А «демоническому» Ришелье … 26 лет. В общем, кардинал посчитал себя слишком молодым, чтобы стать своим в компании зрелых «зубров».

«Мёртвые души», 1984 г.
«Мёртвые души», 1984 г. Кадр из фильма

Гоголь и Капитан Крюк

На всех актеров, снявшихся в «Трех мушкетеров», обрушилась невероятная слава, но Трофимов оставался верен театру, а к предложениям новых ролей в кино подходил крайне избирательно. Ключик к нему сумел подобрать маститый Михаил Швейцер, у которого Трофимов сыграл в «Маленьких трагедиях», «Мертвых душах» и «Крейцеровой сонате».

В «Мертвых душах» Трофимов сыграл Николая Гоголя, и все отмечали поразительное внешнее сходство с оригиналом. Сам актер считал, что фильмы Швейцера были его лучшими работами в кино.

В 1987 году один из самых успешных советских киносказочников Леонид Нечаев пригласил Трофимова в свою постановку «Питера Пэна». Актер блестяще справился с ролью Капитана Крюка, хотя образ его в картине вышел несколько более упрощенным, чем в оригинальной книге. Но это вопрос не к Трофимову, а к авторам сценария.

«Скупые на эмоции, но обязательно сильные и жёсткие внутренне»

Начиная с 1990-х годов периодически звучал вопрос: «Куда пропал Трофимов?» Но спрашивали так в основном любители кино. Потому что театралы знали – Трофимов по–прежнему верен Театру на Таганке. Интервью актер дает редко, поясняя это так: говорить есть смысл только о новых работах, а в сотый раз вспоминать то, что было когда-то, или просто рассуждать о жизни он не видит особого смысла.

«Его герои — люди, скупые на эмоции, но обязательно сильные и жёсткие внутренне», - так говорится в визитной карточке актера на сайте Театра на Таганке.

В продолжение мушкетерской саги Трофимова не звали – просто потому, что Ришелье не было в дальнейших произведениях Дюма. Сам Александр Алексеевич признается, что ко всем фильмам этой серии относится с уважением, но лично он считает самой удачной и успешной первую картину. И, наверное, большинство зрителей в этом с «кардиналом Ришелье» согласятся. 
 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно