Британский режиссер Кристофер Нолан в последние недели почти не исчезает из новостей. Связано это с его новым фильмом «Довод», который обещает стать первым голливудским блокбастером, добравшимся до кинотеатров после отмены карантинных мер. Правда, путь к зрителю 200-миллионной ленты оказался трудным и непредсказуемым. В онлайн-сервисы столь дорогой проект, разумеется, никто не отправит, а вот появление «Довода» в прокате зависит от многих факторов. Но ясность вроде бы появилась: несколько раз переезжавший с даты на дату фильм в итоге первыми увидят зрители в Европе в конце августа (в России он выйдет с 10 сентября). А вот США придется подождать еще сколько-то времени: эпидемиологическая обстановка там такая, что сейчас не до «Довода».
Наверное, самому Нолану подобная свистопляска нравится не больше, чем поклонникам его творчества, которых он сумел завоевать за четверть века в кино. Конечно, может показаться, что фильмография у него для такого срока не слишком обширная: «Довод» — это его 11-й полнометражный фильм. Но почти каждая картина режиссера становилась событием, у него пять номинаций на «Оскар», да и вообще Нолан сейчас является одним из самых авторитетных режиссеров мирового кино.
«Помни», 2000
Кристофер Нолан родился 20 июля 1970 года, свои первые фильмы (короткометражки, разумеется) снимал ещё во время учебы в Университетском колледже Лондона. При этом у него два гражданства: британское и американское, полученное благодаря матери, стюардессе из США. Впрочем, начинал он как постановщик в Великобритании, хотя и признавался в интервью, что никакой помощи от британской киноиндустрии он не получал. Уже его первый полнометражный фильм — «Преследование» 1998 года — получил признание, но прорывом стала вторая картина «Помни», которую он снял по рассказу своего брата Джонатана Нолана. Речь в фильме шла о человеке (его играл Гай Пирс), у которого действует лишь кратковременная память. Он ищет убийц своей жены и постоянно напоминает себе о том, что может забыть, с помощью посланий, фотографий и татуировок. «Помни» получил две номинации на «Оскар» (одна из них — за сценарий), а заодно привлек к британскому режиссеру внимание крупных американских студий.
«Бэтмен», 2005, 2008, 2012
После «Помни», который при минимальном бюджете (всего $9 млн) заработал в прокате вчетверо большую сумму, Нолан снял «Бессоницу», триллер про двух детективов, ведущих расследование убийства на Аляске. Эта картина была не настолько прибыльной (кассовые сборы в $113 млн при бюджете в $46 млн), но зато позволила Нолану претендовать на место режиссера в перезапуске экранизации комиксов про Бэтмена. От этого проекта уже отказались Дэвид Финчер, Клинт Иствуд и тогда еще братья Вачовски. Дело в том, что новая версия должна была соревноваться с выходившими в 1990-е фильмами Тима Бёртона («Бэтмен» и «Бэтмен возвращается») и Джоэла Шумахера («Бэтмен навсегда» и «Бэтмен и Робин»), которые ещё не успели основательно забыться. Нолан справился: он взял на заглавную роль Кристиана Бейла, молодого, но уже известного актера, у которого, впрочем, все «Оскары» были впереди, а также создал новую историю в духе большей реалистичности и снял её в жанре нуара.
В итоге с «Бэтменом» Нолан остался на семь лет. Во второй части — «Темный рыцарь» — он показал лучшего Джокера (наверное, до появления в этой роли Хоакина Феникса), Хита Леджера, который посмертно получил «Оскар» как лучший актер второго плана. Ещё один «Оскар» у «Темного рыцаря» был техническим: за лучший монтаж звука. Кроме того, эта картина в прокате заработала больше миллиарда долларов ($1,004 млрд), став четвертой за всю историю кино. Выход в прокат третьего фильма про Бэтмена — «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды» — был омрачен расстрелом зрителей в Авроре (штат Колорадо). Впрочем, свой миллиард картина заработала, а заодно установила пару рекордов в прокате.
«Начало», 2010
Разумеется, Нолан не занимался все семь лет только историями про Бэтмена. В 2006-м он выпустил триллер «Престиж», а после «Темного рыцаря» смог заняться воплощением в жизнь своей давней идеи о создании осознанных сновидений. На создание «Начала» Нолан потратил примерно столько же денег, сколько и на каждый фильм о Бэтмене (бюджет составил $160 млн), но оно того стоило. В фильме снималась целая россыпь звезд: Леонардо Ди Каприо, Джозеф Гордон-Левитт, Эллен Пейдж, Марион Котийяр, Том Харди, Том Беренджер, Майкл Кейн. Картина заработала в прокате бюолее $800 млн. А заодно «Начало» стало первым фильмом Нолана, который был одним из фаворитов оскаровской гонки: у ленты было восемь номинаций на премию Амерканской киноакадемии, из которых она выиграла в четырех. Правда, в основном за технику съемки: например, Нолан не получил премию ни как продюсер (в номинации «Лучший фильм»), ни как автор сценария.
«Интерстеллар», 2014
После «Начала» и трилогии о Бэтмене Кристофер Нолан мог делать почти что угодно. Он выбрал научную фантастику о путешествиях в космос и об опасности истощения, грозящей Земле. Сценарий он снова написал вместе с братом Джонатаном, а на главные роли пригласил Мэттью Макконахи, Энн Хэтэуэй, Джессику Честейн и Майкла Кейна. Критики фильм похвалили, зрители принесли $677 млн выручки, картина получила пять номинаций на «Оскар» (и одну выиграла — за спецэффекты). В целом это можно расценивать как успех, но Нолан явно стремился к большему.
«Дюнкерк», 2017
Драма, основанная на реальных событиях Второй мировой войны — эвакуации английской армии и союзников из Дюнкерка в 1940 году, — снималась Ноланом явно как дань своей родной Великобритании. В принципе, фильм оказался очень успешным: его хорошо приняли критики, он окупился в прокате (сборы составили $526 млн). Кроме того, у него было 8 номинаций на премию «Оскар», — в общем, всё то, на что многие режиссеры даже не рассчитывают. Правда, оказалось, что либо академики Американской киноакадемии игнорируют Нолана (который, правда, впервые получил режиссерскую номинацию), либо ему просто не везет с графиком выхода фильмов. В том году триумфатором были «Форма воды» и её режиссер Гильермо дель Торо. «Дюнкерку» достались лишь технические призы, хотя и сразу три: за звук и монтаж. Но, возможно, с «Доводом» ему повезет больше, если, конечно, фильм выйдет в США в приемлемые для киноакадемии сроки.
«Дюнкерк». Военный экшн без крови, компьютерной графики и Брэда Питта →
Боль и слава Кадочникова. Почему Хрущев лишил работы легендарного артиста
Страсти по Владимиру. Кто отрезал голову памятнику Высоцкому?
Левин в Лондоне, Лобанов запел. Как живут актеры сериала «Интерны»
Мимо славы. Глеб Стриженов, который никогда не завидовал брату
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть