6358

Судьба нашего кинематографа. Появятся ли успешные белорусские фильмы?

"Аргументы и факты" в Беларуси № 28 11/07/2017

 

На Национальной киностудии «Беларусьфильм» наконец завершена долгоиграющая реконструкция. Сформирована команда руководителей: к генеральному директору Игорю Поршневу присоединились известный режиссер Вячеслав Никифоров и продюсер Юрий Игруша. Что ждет белорусское кино с их приходом? По крайней мере, ряд высказываний, прозвучавших в пресс-центре «АиФ» на круглом столе, посвященном проблемам и перспективам белорусского кино, позволяет надеяться на перемены. Хотя нужно понимать, что один или двое – в поле не воины. И, даже если получится при новых подходах выпускать по одной гениальной картине в год, это, безусловно, невозможно расценивать как возрождение.

Продюсер телевизионных и интернет-проектов Владимир МАКСИМКОВ, который модерировал проведение круглого стола, сразу расставил точки над «і»:

- Я отношусь к кино как потребитель: оно может либо нравиться, либо не нравиться. Поэтому первый вопрос хотел бы адресовать представителям руководства киностудии: какие у вас планы – финансовые, творческие и другие – по развитию белорусского кинематографа?

Генеральный директор Национальной киностудии «Беларусьфильм» Игорь ПОРШНЕВ сообщил:

- Как известно, реконструкция на киностудии велась с 2009 года, но уже точно определена дата окончания долгой истории: в ноябре нынешнего года запланировано открытие. Отношение государства к этому проекту серьезнейшее, деньги вложены немалые… Что касается развития киностудии, то мы представили в Министерство культуры планы до 2020 года, где расписали, как будем загружать киностудию, какие проекты снимать. Со стороны государства к нам тоже есть требования: пока это 6 полнометражных фильмов в год; 9-12 единиц анимационной продукции; определенное количество часов документальной хроники, научно-популярных фильмов.

Я пришел на киностудию в 2015 году, а заместитель по творческим вопросам у меня появился в январе 2017 года. На Вячеслава Александровича Никифорова я взвалил  ношу по творческой составляющей: даже те проекты, которые были запущены на киностудии до моего прихода, мы стараемся  поднять над уровнем местечковой продукции. Юрий Игруша возглавил маркетинговую службу, которая занята формированием новой стратегии продвижения и реализации продукции и услуг студии.

Три вида фильмов

В ответ на вопрос, какие фильмы будут снимать на киностудии, заместитель генерального директора по творческой части Национальной киностудии «Беларусьфильм» Вячеслав НИКИФОРОВ разъяснил:

- Сегодня восторжествовала концепция малобюджетного кино, заключающаяся в том, чтобы на выделенные средства снимать не один фундаментальный проект, а несколько более мелких. Это хорошая идея. Однако мы убеждены, что малобюджетное кино – только часть кинопроцесса Беларуси. Кинематограф «делают» отряды сценаристов, режиссеров, операторов, продюсеров, в ином случае можно говорить лишь о вялотекущем процессе, в результате которого вдруг кто-то где-то «вынырнет». Но, как правило, «выныривают» там, где есть селекция, поэтому мы можем не дождаться шедевров, если не объединим достаточное количество грамотных в кинопрофессиях людей. В первый месяц своей работы я пригласил на встречу молодых режиссеров: думал, придут человек десять, а пришли около сорока. Я им сказал: «Это не беседа о профессии, мастерстве, искусстве. Это беседа о ремесле. Давайте начнем с того, что у табуретки 4 ножки, и они должны быть одинаковой длины, а место, на котором нужно сидеть, должно быть ровным, без гвоздей». Я же вижу по созданной ранее продукции несовременное мышление, киноязык 70-80-х годов. Талантливыми людьми кинематограф Беларуси сегодня небогат, и лучшие работают в России или здесь, но в российских проектах. Есть большой отряд, который готов делать «табуретку» как попало. А нам шесть фильмов сдавать…

Что касается планов киностудии, конечно, в первую очередь удивляет, почему за 25 лет суверенитета не было снято ни одной картины на историческую тему, почему нет экранизаций белорусской классики. Нужно всех, кто занимается кино, долго сечь на конюшне, пока не отпадет охота снимать фильмы, не имеющие отношения к нашей культуре.

Итак, в планах съемка малобюджетных фильмов – раз. Во-вторых, амбициозных проектов, касающихся нашей истории, - актуальных донельзя, но требующих дополнительного финансирования. В-третьих, таких фильмов, как, например, о нашем знаменитом земляке Андрее Громыко, в копродукции с другими странами.

Как продвигать?

Но как удовлетворить творческие амбиции и при этом продать созданный продукт и заработать на нем?

- Помимо премьерных картин, мы также должны продавать то, что было сделано киностудией за многие годы, - объясняет начальник отдела маркетинга, реализации и рекламы Национальной киностудии «Беларусьфильм» Юрий ИГРУША. – В каталоге тысячи позиций, включая документальное кино, игровое, анимацию, которые охотно покупают для показов. Меньше - в дальнем зарубежье, больше – в России и Беларуси. Что касается работы на будущее, мы находимся в тесной связке с нашим художественным руководителем Вячеславом Никифоровым, поскольку существует перспективное планирование будущих проектов (создание и пополнение перспективного сценарного пакета). 

В мае состоялось очень важное мероприятие: по инициативе Министерства культуры был проведен комплексный анализ отечественной кинематографии  и мер по ее эффективному развитию. Было создано 7 комиссий, в которые вошли специалисты в сфере производства кино, его продюсирования и продвижения. По итогам их работы был проведен единый комплексный анализ – это серьезный документ, который многое учел: стратегию производства фильмов, приоритеты, тематику. Рассмотрены такие вопросы, как возврат иностранным производителям фильмов средств, уплаченных ими в виде налогов на территории Беларуси  (этого у нас до сих пор нет, а в соседних странах успешно применяют), до инициирования внесения изменений в систему кинопроката и законодательство. Например, на киностудии 8-часовой рабочий день, а в коммерческих структурах 12-часовой  - неконкурентный момент. Благодаря проведенному анализу были подняты десятки вопросов, которые сейчас взяты на контроль, и даже установлены сроки по их выполнению.

Чтобы белорусское кино стало лучше, нужно создать соответствующие условия: этими вопросами занимается киностудия и в том числе отдел маркетинга. Сегодня мы говорим лишь о финансировании государством ряда проектов, но никто не отменял привлечения сторонних средств, негосударственных. Пока мы готовим почву для создания качественного кино. Чтобы в будущем было что успешно продавать, сегодня нужен комплексный подход к изменению сложившейся ситуации в кинопроизводстве, над чем сейчас ведется активная работа.

Сценарист, режиссер, продюсер Андрей КУРЕЙЧИК, известный тем, что за привлеченные средства снимает уже третью художественную картину, считает  несовершенным распределение государственных средств на создание фильмов:

- Давайте сравним, на что в других странах выделяется госфинансирование в области кинопроизводства: первое – это поддержка молодых талантов, потому что они только пришли в профессию и им сложно найти деньги самостоятельно. Второе – поддержка национальной культуры. Все! Государство нигде не занимается бизнесом, кроме Беларуси. Почему у нас финансируются какие-то бизнес-проекты за счет налогоплательщиков на безвозвратной основе? В той же России если взял средства из Фонда кино – верни. Потому что это кредит, который, как известно, нужно возвращать. Проблема в том, что в Беларуси, занимаясь кинобизнесом на деньги налогоплательщиков, это делают плохо, и деньги пропадают. Если хочешь заниматься бизнесом – вкладывай в это свои средства или ищи спонсоров. А государственное финансирование должно выделяться на исторические проекты, экранизацию национальной классики, как правильно сказал Вячеслав Никифоров.

Также надо понимать, что в Беларуси крупнобюджетные проекты не окупаются, потому что рынок маленький, кинотеатров немного, телеканалы платят мало. Белорусское кино по определению вынуждено быть малобюджетным. Если на рынке можно продать только 100 конфет, зачем производить 1000?

А чтобы выйти со своей продукцией на внешние рынки, необходимо создавать копродукцию. Сегодня сложно найти кино из западноевропейских стран, для создания которого не объединялись бы как минимум пять государств. Иначе фильм не продать и не попасть на кинорынки. Проблема в том, что киностудия раньше формировала свой план в отрыве от проката и продаж. Возможно, при новом руководстве все это изменится…

Созвучными оказались и слова киноведа, сценариста, продюсера, координатора Национального киноконкурса Минского международного кинофестиваля «Лістапад» Николая ЛАВРЕНЮКА:

- Пока в Беларуси кино снимается в никуда, потому что структура производства и финансирования фильмов, к сожалению, архаична и не вписывается в тенденции мирового кинематографа. Мы остаемся оторванными от мирового кинопроцесса, потому что Беларусь – terra incognita на карте кинематографии, единственная страна в Европе, до сих пор не имеющая кинофонда, киноцентра, который бы непосредственно занимался распределением средств, продвижением кинематографии, интеграцией с мировым пространством.

Заместитель начальника отдела по кинематографии Министерства культуры Алексей БЕЗУГЛЫЙ напомнил, что в Беларуси стопроцентное финансирование получают как раз национальные проекты, дебютные картины молодых режиссеров, фильмы для детей и кинолетопись:

- Так было всегда. Сегодня, правда, суммы намного скромнее по сравнению с 2012-2014 гг., когда снималось порядка 10-15 игровых картин с использованием средств республиканского бюджета либо средств киностудии и до 70 документальных фильмов и выделялось порядка 7-10 млн долларов. И никто не то что не запрещал, а мы призывали и призываем искать внебюджетные, спонсорские средства. И предлагать услуги для проектов киностудии, если денег нет на счету. Но я хотел бы сказать о другом. О том, что государство пытается сохранить порядка 100 действующих кинотеатров, модернизировать киностудию, куда бы могли прийти в том числе негосударственные производители кинопродукции.

К слову, в Министерстве культуры второй год разрабатывается указ, который будет способствовать максимально комфортной работе кинематографистов. К его разработке привлечены представители государственных и независимых структур, широкая кинематографическая общественность.

Как снимать

В ходе круглого стола неоднократно звучала мысль, что кино делают личности и фамилии.

Вячеслав Никифоров поделился своей болью за судьбу знаменитых белорусских режиссеров старшего поколения, которые оказались невостребованными на родине:

- Знаменитый режиссер Игорь Добролюбов, который принес Беларуси награду Венецианского фестиваля за фильм «Иван Макарович», так и умер в 2010 году, ничего не дождавшись. Почему ему не поступало предложений преподавать в Академии искусств? Но такое отношение отомстило: носители традиций, таланта – это люди. Когда не видят и не слышат этих людей – конец всему. Поэтому сейчас традиции прерваны. Поэтому мы и стали свидетелями феноменальной ситуации, когда молодой режиссер Дарья Жук, которая получила образование режиссера в США и вернулась на родину снимать кино, оказалась более оснащенной, чем киностудия в частности и белорусское кино в целом. Дарья написала талантливый сценарий и, обладая необходимыми знаниями о технологии съемочного процесса, привлекла финансовых партнёров и сделала фильм. Вот пример того, как надо снимать кино!

Неудивительно, что после этих слов внимание было обращено на Дарью ЖУК, которая получила режиссерское образование в Колумбийском университете, где ее сокурсниками были талантливые кинематографисты из разных стран:

- Когда с тобой рядом учится человек, который окончил курс Михаэля Ханеке, конечно, ты смотришь ему в рот. Моим однокурсникам, подающим надежды, образование оплачивали страны, из которых они приезжали. Поддерживали, может быть, не весь пятилетний курс обучения, а два-три года, но и это немало. 

Что касается моего дебютного полнометражного фильма «Хрусталь», я всегда хотела сделать кино в Беларуси, но не знала, с какой стороны к этому подойти. Хорошо, что передо мной был пример моих однокурсников, которые каким-то образом умудрялись находить деньги и снимать кино. Например, один из ребят после учебы вернулся домой в Китай и снял фильм за канадские деньги. Положительный пример вдохновляет, ты понимаешь, что все возможно! И я сама нашла инвесторов для своего фильма: сложилась копродукция между США, Германией, несколькими российскими инвесторами, также мне помогла киностудия «Беларусьфильм».

А чтобы белорусское кино вышло из кризиса, по мнению Дарьи Жук, должна быть создана плодотворная среда для молодых фильммейкеров: образовательная, социальная, творческая.

- Мы должны перестать вариться в собственном соку. Необходимо поддерживать диалог с мировым кинематографом, при этом определяя и переопределяя наши кинокорни и традиции. Это продолжение развития платформы кинофестиваля «Лістапад» с национальным конкурсом, воркшопами, продюсерскими встречами. Это фокус на образовании и привлечении имен и мастеров к преподаванию в Академии искусств, поддержка независимых кинофестивалей, киношкол в том числе небольших А также четкие, устоявшиеся правила национального конкурса и поддержки дебютов, которые не менялись бы из года в год.

Альтернативный взгляд

Безусловно, разговор о судьбе белорусского кино был бы неполным без упоминания о целой плеяде независимых режиссеров, которые, зачастую не имея специального образования, но обладая огромным желанием сказать свое слово в кинематографе, снимают картины и даже получают за них всевозможные призы. Понятно, что их работы критики не обходят стороной, упрекая за плохое качество звука, монтажа, слабую режиссерскую работу. Сколько подобной критики по поводу своих фильмов пришлось выслушать тому же Андрею Курейчику!

Поэтому очень важно, что на круглом столе о необходимости развития независимого кино сказал представитель киностудии, профессионал Вячеслав Никифоров:

- Я совершенно искренне говорю не первый год о том, что всячески приветствую так называемое независимое кино. Кино снимают те, кто его любит. И чем больше зрителей у нас будут любить кино, тем быстрее у нас появятся хорошие фильмы. Ну и что, что полулюбительские! Это надо всячески поддерживать, здесь ключевое слово - любовь. Даже такой мастер своего дела, как Андрей Курейчик, делает попытки, кому-то кажущиеся неуклюжими. Но они дорогого стоят, поскольку это попытки оторваться от замшелого киноязыка 70-х годов. Или то, что делает Андрей Кудиненко со своим «Хронотопом», - уверяю вас, это прорыв к новым темам и средствам выражения.

По законам жанра закончили круглый стол позитивом: Игорь Поршнев заверил, что успешные белорусские фильмы появятся в прокате уже через год. Ждать осталось всего ничего.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно