Еще один успешный культурный проект, продемонстрировавший, что на благое дело можно быстро собрать необходимую сумму, - художественный фильм «Души мертвые» (о спектакле «Опиум», для создания которого средства собирали на краудфандинговой платформе Ulej.by, «АиФ» писал в №23 от 7 июня 2016 г.).
«Изначально фильм мне представлялся жестче, - признается продюсер. – Однако, когда мы начали работать с режиссером Виктором Красовским, выяснилось, что видение картины режиссера и продюсера не совпадают: мне пришлось уступить, поэтому сценарий был полностью переработан».
Режиссер Виктор Красовский не скрывает: «тот самый» сюжет искали долго. В итоге возникла история о современном логистическом центре, среди работников которого есть и люди с инвалидностью. Директор ценит дисциплину и порядок, и многие не в восторге от его методов управления. Неожиданно приезжает собственник предприятия – успешный, общительный, умный, знает всех сотрудников по именам, а они, в свою очередь, уважают его и ценят. Однако собственник озабочен прибыльностью предприятия, поэтому ставит перед заместителем задачу сократить трудовой коллектив…
В ходе работы над сценарием Виктору Красовскому пришла идея, что этот фильм нужно снимать одним планом. «Смысл безостановочной съемки в том, что такая картинка сильнее вовлекает зрителя в сюжет, постоянно удерживает внимание, - рассказал оператор Александр АЛЕЙНИКОВ. – «Души мертвые» - это Беларусь сегодня, здесь и сейчас. Камера как бы подглядывает за обыденной жизнью современного предприятия…»
Фильм сняли всего за два дня двумя дублями - этому предшествовали пять дней репетиций.
С миру по нитке
Философия краудфандинга – люди голосуют рублем за то, что хотят увидеть. В этом смысле фильм «Души мертвые» - проект успешный, потому что заявленная сумма была собрана достаточно быстро (57 спонсора перечислили 5025 рублей 60 копеек), также создатели вложили в создание кино личные средства, и им активно помогали волонтеры (предоставляли возможность пользоваться оборудованием и другую помощь).
Часто в малобюджетных проектах актеры снимаются «по дружбе», «за бесплатно», но Леонид Калитеня придерживается точки зрения, что любой труд должен быть оплачен: «Конечно, мы не могли предложить голливудских гонораров, но если человеку не платить, то и соответствующий продукт получается». Без трудностей тоже не обошлось: например, за несколько дней до начала съемок сменилась большая часть актеров, и режиссеру пришлось в спешном порядке «прошерстить» телефонную книжку. Так, Павел Харланчук оказался свободен и сыграл роль собственника предприятия. В числе других известных актеров в работе заняты Максим Брагинец, Юлианна Михневич, Геннадий Фомин, Егор Легкин.
К участию в фильме также были приглашены непрофессиональные актеры, работники социального предприятия «Арт-идея». «Работать с ребятами было очень легко, - признается Виктор Красовский. – Мне даже немного стыдно, что перед ними были поставлены очень простые актерские задачи. Можно было бы сделать что-то посложнее…»
Мнения
У публики фильм «Души мертвые» вызывает полярные эмоции. Культуролог Максим ЖБАНКОВ на обсуждении картины высказал точку зрения: «Фильм получился мягкий, комфортный, красивый, но микширующий болевые точки. Не превращает ли это его в фестивальный продукт? Когда смотришь его, все аккуратно, грамотно, но почему-то не больно…» Леонид Калитеня согласился: «Вы правы: передо мной стояла задача избежать трэша, безысходности, кровищи, чтобы зритель не впал в состояние ужаса и не потерялась бы философия, которую режиссер прорисовал тонкими штрихами».
А зрительница - мама ребенка с инвалидностью – поделилась своим мнением с создателями фильма: «Вы вскрываете сложную тему: то, как поступает главный герой (собственник предприятия), отражает отношение нашего общества к людям с инвалидностью, где нравственность борется с позицией «С глаз долой – из сердца вон!» Другой вопрос: чему учит фильм, с чем уйдут люди после просмотра?..»
Автору этих строк кажется, что за нарочитой легкостью повествования невооруженным глазом видны проблемы, которые в нашем обществе наконец выходят «из подполья». И благодаря форме, которую создатели выбрали для диалога со зрителем, есть шанс на то, что аудитория хотя бы на секунду задумается на ту тему, которую, возможно, считает «неинтересной». Невозможно вечно жить в отрыве от действительности. Если мы чего-то не замечаем или не хотим замечать, не значит, что этого нет.
Владимир Максимков: «Нам надо понять, какое кино создавать»
Игорь Сукманов: «Школа белорусского кино еще не сформировалась»
Почему реклама не спасла «Дастиш фантастиш»?
Антонио Бандерас: у российских актёров отличная подготовка
Судьба нашего кинематографа. Появятся ли успешные белорусские фильмы?
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть