2946

«Души мертвые»: социальная драма без крови, ужаса и трэша

№ 30 от 26 июля 2016 года 26/07/2016

Еще один успешный культурный проект, продемонстрировавший, что на благое дело можно быстро собрать необходимую сумму, - художественный фильм «Души мертвые» (о спектакле «Опиум», для создания которого средства собирали на краудфандинговой платформе Ulej.by, «АиФ» писал в №23 от 7 июня 2016 г.).

«Изначально фильм мне представлялся жестче, - признается продюсер. – Однако, когда мы начали работать с режиссером Виктором Красовским, выяснилось, что видение картины режиссера и продюсера не совпадают: мне пришлось уступить, поэтому сценарий был полностью переработан».

Режиссер Виктор Красовский не скрывает: «тот самый» сюжет искали долго. В итоге возникла история о современном логистическом центре, среди работников которого есть и люди с инвалидностью. Директор ценит дисциплину и порядок, и многие не в восторге от его методов управления. Неожиданно приезжает собственник предприятия – успешный, общительный, умный, знает всех сотрудников по именам, а они, в свою очередь, уважают его и ценят. Однако собственник озабочен прибыльностью предприятия, поэтому ставит перед заместителем задачу сократить трудовой коллектив…

В ходе работы над сценарием Виктору Красовскому пришла идея, что этот фильм нужно снимать одним планом. «Смысл безостановочной съемки в том, что такая картинка сильнее вовлекает зрителя в сюжет, постоянно удерживает внимание, - рассказал оператор Александр АЛЕЙНИКОВ. – «Души мертвые» - это Беларусь сегодня, здесь и сейчас. Камера как бы подглядывает за обыденной жизнью современного предприятия…»

Фильм сняли всего за два дня двумя дублями - этому предшествовали пять дней репетиций.

С миру по нитке

Философия краудфандинга – люди голосуют рублем за то, что хотят увидеть. В этом смысле фильм «Души мертвые» - проект успешный, потому что заявленная сумма была собрана достаточно быстро (57 спонсора перечислили 5025 рублей 60 копеек), также создатели вложили в создание кино личные средства, и им активно помогали волонтеры (предоставляли возможность пользоваться оборудованием и другую помощь).

Часто в малобюджетных проектах актеры снимаются «по дружбе», «за бесплатно», но Леонид Калитеня придерживается точки зрения, что любой труд должен быть оплачен: «Конечно, мы не могли предложить голливудских гонораров, но если человеку не платить, то и соответствующий продукт получается». Без трудностей тоже не обошлось: например, за несколько дней до начала съемок сменилась большая часть актеров, и режиссеру пришлось в спешном порядке «прошерстить» телефонную книжку. Так, Павел Харланчук оказался свободен и сыграл роль собственника предприятия. В числе других известных актеров в работе заняты Максим Брагинец, Юлианна Михневич, Геннадий Фомин, Егор Легкин.

К участию в фильме также были приглашены непрофессиональные актеры, работники социального предприятия «Арт-идея». «Работать с ребятами было очень легко, - признается Виктор Красовский. – Мне даже немного стыдно, что перед ними были поставлены очень простые актерские задачи. Можно было бы сделать что-то посложнее…»

Мнения

У публики фильм «Души мертвые» вызывает полярные эмоции. Культуролог Максим ЖБАНКОВ на обсуждении картины высказал точку зрения: «Фильм получился мягкий, комфортный, красивый, но микширующий болевые точки. Не превращает ли это его в фестивальный продукт? Когда смотришь его, все аккуратно, грамотно, но почему-то не больно…» Леонид Калитеня согласился: «Вы правы: передо мной стояла задача избежать трэша, безысходности, кровищи, чтобы зритель не впал в состояние ужаса и не потерялась бы философия, которую режиссер прорисовал тонкими штрихами».

А зрительница - мама ребенка с инвалидностью – поделилась своим мнением с создателями фильма: «Вы вскрываете сложную тему: то, как поступает главный герой (собственник предприятия), отражает отношение нашего общества к людям с инвалидностью, где нравственность борется с позицией «С глаз долой – из сердца вон!» Другой вопрос: чему учит фильм, с чем уйдут люди после просмотра?..»

Автору этих строк кажется, что за нарочитой легкостью повествования невооруженным глазом видны проблемы, которые в нашем обществе наконец выходят «из подполья». И благодаря форме, которую создатели выбрали для диалога со зрителем, есть шанс на то, что аудитория хотя бы на секунду задумается на ту тему, которую, возможно, считает «неинтересной». Невозможно вечно жить в отрыве от действительности. Если мы чего-то не замечаем или не хотим замечать, не значит, что этого нет.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно