Еще один успешный культурный проект, продемонстрировавший, что на благое дело можно быстро собрать необходимую сумму, - художественный фильм «Души мертвые» (о спектакле «Опиум», для создания которого средства собирали на краудфандинговой платформе Ulej.by, «АиФ» писал в №23 от 7 июня 2016 г.).
«Изначально фильм мне представлялся жестче, - признается продюсер. – Однако, когда мы начали работать с режиссером Виктором Красовским, выяснилось, что видение картины режиссера и продюсера не совпадают: мне пришлось уступить, поэтому сценарий был полностью переработан».
Режиссер Виктор Красовский не скрывает: «тот самый» сюжет искали долго. В итоге возникла история о современном логистическом центре, среди работников которого есть и люди с инвалидностью. Директор ценит дисциплину и порядок, и многие не в восторге от его методов управления. Неожиданно приезжает собственник предприятия – успешный, общительный, умный, знает всех сотрудников по именам, а они, в свою очередь, уважают его и ценят. Однако собственник озабочен прибыльностью предприятия, поэтому ставит перед заместителем задачу сократить трудовой коллектив…
В ходе работы над сценарием Виктору Красовскому пришла идея, что этот фильм нужно снимать одним планом. «Смысл безостановочной съемки в том, что такая картинка сильнее вовлекает зрителя в сюжет, постоянно удерживает внимание, - рассказал оператор Александр АЛЕЙНИКОВ. – «Души мертвые» - это Беларусь сегодня, здесь и сейчас. Камера как бы подглядывает за обыденной жизнью современного предприятия…»
Фильм сняли всего за два дня двумя дублями - этому предшествовали пять дней репетиций.
С миру по нитке
Философия краудфандинга – люди голосуют рублем за то, что хотят увидеть. В этом смысле фильм «Души мертвые» - проект успешный, потому что заявленная сумма была собрана достаточно быстро (57 спонсора перечислили 5025 рублей 60 копеек), также создатели вложили в создание кино личные средства, и им активно помогали волонтеры (предоставляли возможность пользоваться оборудованием и другую помощь).
Часто в малобюджетных проектах актеры снимаются «по дружбе», «за бесплатно», но Леонид Калитеня придерживается точки зрения, что любой труд должен быть оплачен: «Конечно, мы не могли предложить голливудских гонораров, но если человеку не платить, то и соответствующий продукт получается». Без трудностей тоже не обошлось: например, за несколько дней до начала съемок сменилась большая часть актеров, и режиссеру пришлось в спешном порядке «прошерстить» телефонную книжку. Так, Павел Харланчук оказался свободен и сыграл роль собственника предприятия. В числе других известных актеров в работе заняты Максим Брагинец, Юлианна Михневич, Геннадий Фомин, Егор Легкин.
К участию в фильме также были приглашены непрофессиональные актеры, работники социального предприятия «Арт-идея». «Работать с ребятами было очень легко, - признается Виктор Красовский. – Мне даже немного стыдно, что перед ними были поставлены очень простые актерские задачи. Можно было бы сделать что-то посложнее…»
Мнения
У публики фильм «Души мертвые» вызывает полярные эмоции. Культуролог Максим ЖБАНКОВ на обсуждении картины высказал точку зрения: «Фильм получился мягкий, комфортный, красивый, но микширующий болевые точки. Не превращает ли это его в фестивальный продукт? Когда смотришь его, все аккуратно, грамотно, но почему-то не больно…» Леонид Калитеня согласился: «Вы правы: передо мной стояла задача избежать трэша, безысходности, кровищи, чтобы зритель не впал в состояние ужаса и не потерялась бы философия, которую режиссер прорисовал тонкими штрихами».
А зрительница - мама ребенка с инвалидностью – поделилась своим мнением с создателями фильма: «Вы вскрываете сложную тему: то, как поступает главный герой (собственник предприятия), отражает отношение нашего общества к людям с инвалидностью, где нравственность борется с позицией «С глаз долой – из сердца вон!» Другой вопрос: чему учит фильм, с чем уйдут люди после просмотра?..»
Автору этих строк кажется, что за нарочитой легкостью повествования невооруженным глазом видны проблемы, которые в нашем обществе наконец выходят «из подполья». И благодаря форме, которую создатели выбрали для диалога со зрителем, есть шанс на то, что аудитория хотя бы на секунду задумается на ту тему, которую, возможно, считает «неинтересной». Невозможно вечно жить в отрыве от действительности. Если мы чего-то не замечаем или не хотим замечать, не значит, что этого нет.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть