Началом развития кино в Беларуси следует считать 17 декабря 1924 года, когда на основании Постановления Совета народных комиссаров БССР «Об урегулировании кинодела в БССР» было создано Управление по делам кино (Белгоскино) при Народном комиссариате просвещения БССР. До этого времени на территории республики насчитывались 62 стационарные киноустановки и 1 сельская кинопередвижка, в их число входили также кинотеатры, принадлежавшие частным лицам. Распространением фильмов в нашей стране занимались различные организации, работала даже полноправная прокатная контора. В БССР не было единой республиканской киноорганизации, хотя в других республиках уже шло развитие мощного национального кинопроизводства. При этом следует учесть, что при юридическом оформлении Управления последнему был передан лишь основной капитал без оборотных средств.
С момента организации Белгоскино под руководством ЦК КП(б)Б и правительства БССР, воплощая в жизнь ленинскую национальную политику, началось развитие белорусской советской кинематографии во всех ее видах: кинофикация республики, кинопроизводство, работа над кинохрониками, подготовка кадров, капитальное строительство, распространение кинофильмов.
Первые результаты
За десятилетний период были достигнуты большие результаты. В условиях отсутствия собственной производственной базы при необходимости аренды павильонов на кинофабриках других киноорганизаций Белгоскино в 1926 году начинает производственную деятельность съёмкой первой художественной картины «Первая любовь» (режиссёр - Б. Шрейбер) - о работе компартии в условиях фашистской диктатуры.
Начиная с 1932 года Белгоскино одновременно с передовыми киноорганизациями Союза освоило технику звукового кино и за первое десятилетие выпустило 7 звуковых фильмов. Несмотря на большие технические, организационные и финансовые трудности, Белгоскино стало первой организацией в СССР, начавшей выпуск звукового кино на национальном языке.
Творческие кадры
На кинофабрике БССР, временно размещенной в Ленинграде, воспитывались молодые творческие работники кинопроизводства республики. Часть кадров была подготовлена в Государственном институте кинематографии и кинотехникумах. В годы роста нашей кинопромышленности отсутствие кинофабрики на территории БССР особенно тормозило развитие и организацию связи кинопроизводства с национальной пролетарской и писательской общественностью.
ЦК КП(б)Б и СНК БССР на протяжении нескольких лет не раз обсуждали вопросы строительства кинофабрики в нашей республике. Однако эти решения до 1935 года не были реализованы. Из необходимых на строительство кинофабрики 11 млн рублей СНК БССР утвердил 1,5 млн рублей, однако при рассмотрении плана в Москве вопрос был снят.
Наряду с достижениями в сфере кинопроизводства, безусловно, имелось и много недостатков, основными из которых были нехватка коренных кадров, особенно творческих работников (режиссёров, сценаристов, операторов), слабое вовлечение в кинопроизводство белорусских писателей, плохое техническое оснащение фабрики.
Однако за десятилетний период своего существования Белгоскино завоевало в системе производственных киноорганизаций СССР одно из первых мест.
Из-за невозможности построить кинофабрику в республике ЦК КП(б)Б и Совнаркомом БССР в свое время было решено создать временную производственную базу в Ленинграде, в результате чего в 1927 году в специально арендованном помещении начала функционировать кинофабрика «Советская Беларусь».
Успешная продукция
В числе выпущенных Белгоскино художественных фильмов много тех, что шли на территории всего Союза с большим успехом. Например:
«Рубикон» (режиссёр - В. Вайншток) - о росте классовой сознательности иностранного рабочего под влиянием социалистического строительства;
«В огне рожденная» (режиссёр - В. Корш) - о рождении БССР в огне гражданской войны;
«Первый взвод» (режиссёр - В. Корш) - о перерастании империалистической войны в войну гражданскую (звуковое).
«До завтра» (режиссёр - Ю. Тарич) - о революционной борьбе трудящейся молодежи в Западной Беларуси;
«Лесная быль» (режиссёр - Ю. Тарич) - о партизанском движении в БССР во время белопольской оккупации;
«Ненависть» (режиссёр - Ю. Тарич) - о революционной борьбе польского пролетариата.
Не все просто
В особо тяжелом положении находился фонд кинофильмов, главным образом - немых. Такое положение сложилось из-за чрезвычайно слабого пополнения фонда новыми картинами. Это объяснялось выпуском незначительного количества новых немых фильмов, что, с одной стороны, происходило из-за переключения кинопроизводства на выпуск звуковых фильмов, а с другой - из-за отсутствия киноплёнки для размещения требуемого количества художественных фильмов старого фонда.
В это же время Белгоскино добилось систематического выпуска кинохроники, отражавшей политическую и хозяйственную жизнь БССР. Дальнейшей задачей стало улучшение качества кинопродукции, а для этого требовалось усилить техническую базу. Несмотря на все сложности, в БССР были достигнуты значительные успехи в сфере кинофикации.
За первые 10 лет своего существования киносеть БССР выросла из 63 имевшихся в начале создания Белгоскино киноустановок до 962, в том числе 500 стационарных и 462 работающих на селе кинопередвижек. Таким образом, за этот период произошел огромный рост кинофикации республики.
Во всех населенных пунктах БССР с населением больше 2000 человек имелись немые стационарные киноустановки. На территории Союза они были оборудованы в пунктах (ориентировочно) с населением свыше 7000 человек.
Большой скачок в республике был совершен в сфере звукового кино.
Кинотеатры
В 1930 году в Минске был открыт кинотеатр «Красная звезда» - первый звуковой кинотеатр в БССР и четвертый в СССР. К этому же году в нашей стране насчитывалось 46 звуковых киноустановок. В республике звуковые киноустановки работали во всех пунктах с населением больше 8000 человек. Звуковые киноустановки имелись в целом ряде политически важных пунктов (пограничных пунктов), насчитывающих от 1500 человек населения. В среднем же по Союзу звуковые киноустановки находились в пунктах с населением (ориентировочно) больше 20 000 человек.
В Управление по делам кино от политотделов поступал целый ряд жалоб на неудовлетворительное состояние присылаемых им кинофильмов, и эти требования были обоснованными. Но Белгоскино было бессильно что-либо предпринять по вышеуказанным причинам.
Учитывая, что сохранившиеся с дореволюционного времени кинотеатры не соответствовали запросам рабочего зрителя, а также принимая во внимание отсутствие производственных кинопредприятий (мастерских, лабораторий, кинофабрик) в БССР, нужно отметить огромные требования, предъявляемые в сфере строительства.
За первые 10 лет своего существования Белгоскино построило:
- вместо бывшего полуразрушенного кинотеатра «Гигант» в Минске на 500 мест - новый крупный звуковой кинотеатр «Красная звезда» на 1000 мест;
- звуковой кинотеатр «Красная звезда» в Могилеве на 300 мест (реконструирован из старого полуразрушенного кинотеатра на 400 мест);
- вместо старого кинотеатра «Пролетарий» в Минске на 250 мест - новый звуковой кинотеатр на 850 мест. В это же время заканчивалось строительство в Орше нового звукового кинотеатра на 800 мест.
Арсений ТАРГОНСКИЙ
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть