Соперничество голливудских блокбастеров за внимание зрителей уже стало притчей во языцех и закономерно привело к появлению киновселенных, то есть целых серий фильмов с огромными бюджетами, объединенных неким сверхсюжетом. Такими вселенными были, например, «Звездные войны», «Гарри Поттер» или экранизации книг Толкина от Питера Джексона, но ни в одном из этих циклов фильмы не выходили несколько раз в год, а сюжет всё же был линейным, не предусматривающим никаких побочных линий.
Всё изменилось в конце 2000-х. Глава Marvel Кевин Файги заявил о желании объединить в одном мире героев всех комиксов этой студии. Поначалу идея вызвала скепсис: права на марвеловских персонажей были разбросаны по разным кинокомпаниям (XX Century Fox, например, делала фильмы про Людей Икс, а Sony — про Человека-паука), а те, кто оставался, были не так популярны. Но постепенно зрители полюбили и Железного Человека, и бога Тора, и Черную пантеру, и множество других супергероев, объединенных в команду Мстителей. О своих вселенных задумались многие кинопроизводители, ну а DC — извечному сопернику Marvel — сам бог велел включиться в эту борьбу. У DC были Бэтмен и Супермен, харизматичные злодеи вроде Джокера, а едва ли не одновременно с началом марвеловской серии выходила трилогия Кристофера Нолана про Темного рыцаря.
Но с разворачиванием нолановских фильмов в полноценную киновселенную не сложилось, и ответственным за создание мира супергероев DC неожиданно стал режиссер Зак Снайдер. Впрочем, у руководства студии были причины нанять именно его.
«Рассвет мертвецов», 2004
Путь Зака Снайдера (полное имя — Закари Эдвард Снайдер) в кино ничем особо не примечателен. Родился он 1 марта 1966 года, в детстве «заболел» научной фантастикой, но тогда, после выхода «Звездных войн», это было массовое увлечение, которое захватило не только подростков. Он пытался сам делать кино, родители подарили ему любительскую кинокамеру. Учился в школах искусств в Лондоне и Калифорнии, начинал с рекламы и постепенно дорос до роликов со звездами. В большое кино Зак Снайдер пришел поздно: в 38 лет он снял свой полнометражный дебют, ремейк классического фильма ужасов Джорджа Ромеро «Рассвет мертвецов». Отзывы прессы оказались смешанными, но в прокате картина показала себя неплохо, так что начинающий режиссер получил право на эксперименты. Он выбрал комиксы.
«300 спартанцев», 2007
Но не просто комиксы, а графический роман Фрэнка Миллера «300». Работы Миллера в те годы как раз пользовались спросом, особенно после того, как сам художник снял по своим произведениям фильм «Город грехов». В «300» рассказывалось о Фермопильском сражении, которое обессмертило 300 спартанских воинов и их царя Леонида. Разумеется, ни о какой исторической достоверности в романе речи не шло. Ну а Снайдер добавил в эту фантазию ещё и долю своего безумия. Результат получился ошеломляющим: фильм заработал в прокате семь своих бюджетов (выручка — $456 млн). Правда, мнения критиков разделились, но на недовольство мало кто обратил внимание.
«Хранители», 2009
Пожалуй, к критикам не прислушались совершенно напрасно. Впрочем, и задача, которую Снайдер поставил перед собой в следующем фильме, была очень сложной. Для экранизации он выбрал комикс «Хранители» («Watchmen»). Это лимитированная серия, которую выпускали в 1980-е, о команде супергероев, которые действуют в годы холодной войны, причем персонажи были придуманы специально для «Хранителей». Фактически Снайдер должен был подвести итог многолетним попыткам перенести эту историю на экран. С этим он справился. Но сделать команду Хранителей популярной он не смог: при бюджете в $130 млн (и ещё $50 млн на маркетинг) фильм собрал в прокате лишь $185 млн. Это был провал, который мог поставить крест на карьере любого постановщика. Но «Хранителей» издавала студия DC, которая уже присматривалась к успехам Marvel.
«Запрещённый приём», 2011
Этот фильм можно рассматривать как попытку Снайдера немного отвлечься от переноса комиксов на большой экран. И не самую удачную попытку. Историю девушки, которая в психиатрической клинике в ожидании лоботомии путешествует по выдуманным мирам, режиссер придумал сам, но её не оценили ни критики (им, кажется, вообще не нравилось то, чем занимается Снайдер), ни зрители. Фильм провалился в прокате, а Снайдер вернулся к своим любимым комиксам.
«Человек из стали», 2013
Вообще, экранизаций комиксов DC о Супермене было множество: первый фильм вышел в далеком 1948 году, ну а картины 1980-х с Кристофером Ривзом считаются чуть ли не классикой. Но эта версия особенная: в DC (и примкнувшей к ней кинокомпании Warner Bros) всерьез озаботились тем, в каком направлении развивается киноэпопея Marvel, и решили сделать нечто подобное. Ну а делать пилотный и задающий тон всей вселенной проект позвали уже знакомого с комиксами студии Зака Снайдера. Справедливости ради, надо признать, что он был в самом конце списка потенциальных режиссеров: от этого фильма отказались Гильермо Дель Торо и Роберт Земекис, не стали участвовать Бен Аффлек, Даррен Аронофски, Мэтт Ривз, Тони Скотт и ещё несколько постановщиков. В итоге «Человек из стали» от Снайдера получился вполне обычным кинокомиксом, звезд с неба не хватавшим, но принесшим студии неплохие деньги (сборы составили $668 млн). И Снайдера тут же подписали на продолжение со сложным названием «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости».
«Лига справедливости Зака Снайдера», 2021
Собственно, ещё к выходу «Человека из стали» стало понятно, что DC проигрывает Marvel в «схватке двух йокодзун». Марвеловская киновселенная к тому моменту напоминала конвейер по производству блокбастеров, среди фильмов появились и первые «миллиардеры»: «Мстители» и «Железный человек-3». У DС ничего подобного и близко не было, хотя «Отряд самоубийц» и «Чудо-женщину» зрители приняли хорошо. Но вот с «Лигой справедливости» — прямым ответом на «Мстителей» — дело не заладилось. Снайдер покинул проект (официально — из-за смерти дочери), пришедший ему на смену Джосс Уидон имел своё видение этой истории и всё изменил. Провал вышел громкий, основным виновником назначили Снайдера, но с этим не согласились поклонники DC. Они потребовали показать им «версию Снайдера» (Snyder's Cut), и, что удивительно, студия согласилась выполнить эти требования. Вернее, просто отдала Снайдеру все материалы и разрешила делать с ними всё, что ему заблагорассудится. Даже деньги нашлись: нужную сумму выделил онлайн-сервис HBO Max. Ну а выйдет четырехчасовой фильм 18 марта 2021 года, почти к юбилею Зака Снайдера. И, возможно, это позволит ему реабилитироваться в глазах фанатов и продолжить полноценно заниматься кино и комиксами.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть