Американо-австралийский актер и режиссер Мел Гибсон оставил заметный след в кино. У него было множество запоминающихся ролей, он показал себя отличным режиссером. Но проблемы с алкоголем в итоге привели Гибсона на край забвения.
Безумный Макс для Гибсона
Родился Мел Гибсон (полное имя Мел Колм-Килле Джерард Гибсон) 3 января 1956 года в Америке в очень большой семье — он был шестым ребенком, а всего у его родителей было 11 детей. Семья была к тому же ирландского происхождения, исповедовала католицизм, которому Гибсон старался не изменять всю жизнь. Но прославился он в Австралии, куда Гибсоны переехали в конце 60-х.
Там он окончил школу, выучился на актера в сиднейском Институте драматического искусства. Его приняли в государственную театральную труппу и почти сразу же начали приглашать в кино. Успех пришел в 1979-м, когда Мелу Гибсону было всего 23 года — тогда он снялся в мелодраме «Тим» и фантастическом боевике «Безумный Макс». Любопытно, что его работу в «Тиме» австралийские критики оценили выше, чем постапокалиптического полицейского Макса Рокатански. Но фантастика тогда считалась очень низким жанром, так что экранизация романа местной писательницы Колин Маккалоу была по большому счету вне конкуренции.
Все хотят Гибсона
Взлет Гибсона был весьма стремительным. В 1981 году режиссер Джордж Миллер снимает второго «Безумного Макса», через четыре года — третьего, а уже в 1987–м австралийская звезда комфортно чувствует себя в Голливуде, где ему досталась одна из главных ролей в боевике «Смертельное оружие» — одном из главных хитов 80-х. На молодого актера посыпались новые предложения, он сыграл, например, заглавную роль в «Гамлете» Франко Дзеффирелли. В его фильмографии тех лет — картины «Птичка на проводе», «Эйр Америка», «Вечно молодой». И это не считая продолжений «Смертельного оружия», которые неизменно вызывали зрительский интерес.
В 1993-м Гибсон снял свой первый фильм в качестве режиссера — драму «Человек без лица». Фильм не стал хитом, не был расхвален критиками; наоборот — его ругали за то, что в нем показана некая сексуальная связь между героями-мужчинами. Тогда такое ещё порицалось, а до выхода «Горбатой горы» оставалось десять лет. Впрочем, первый режиссерский опыт Гибсона оказался вполне достойным, и уже второй его фильм, «Храброе сердце», рассказывающий о шотландском патриоте Уильяме Уоллесе и его борьбе против англичан, был принят с восторгом.
Режиссер Гибсон
Вообще для Мела Гибсона конец 90-х и начало нулевых были очень успешными — фактически вершиной карьеры. Главные роли в исторической драме Роланда Эммериха «Патриот», эксцентричной комедии Нэнси Мейерс «Чего хотят женщины» и триллере М. Найта Шьямалана «Знаки», одна из ролей в драме о войне во Вьетнаме «Мы были солдатами». И, разумеется, две режиссерские работы, которые стоят особняком как в творчестве Гибсона, так и в целом в мировом кинематографе.
Браться за историю распятия Иисуса Христа после фильма Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа» было очень смелым решением. Но Гибсон пошел по собственному пути. Его «Страсти Христовы» — это реконструкция последних 12 часов жизни Иисуса (актер Джеймс Кэвизел); герои разговаривают на языках, распространенных в Палестине того времени — на арамейском, древнееврейском и на латыни. Актеры, кстати, испытывали едва ли не настоящие мучения — Кэвизел, например, нес отнюдь не бутафорский крест. Усилия того стоили — картину высоко оценил папа римский Иоанн Павел II, а в прокате она собрала весьма солидные $612 млн.
По такому же принципу был снят и следующий фильм Мела Гибсона — «Апокалипсис», в котором речь шла о коренных обитателях Америки, индейцах майя, и их жизни до появления испанцев. Он специально подбирал актеров, похожих на мезоамериканцев доколумбовой эпохи; все герои говорили на юкатанском языке (фильм, как и «Страсти Христовы», показывали с субтитрами), а на экране царила непривычная жестокость и натуралистичность. Правда, успеха «Страстей» этому фильму Гибсона повторить не удалось — он заработал во всем мире лишь $120 млн.
Антисемит и гомофоб
По собственному признанию Мела Гибсона, проблемы с алкоголем у него были с 13 лет. Уже в начале карьеры его лишали прав на вождение автомобиля, ему приходилось проводить время на отдаленной ферме, чтобы просто прийти в себя. Впрочем, долгое время на публику его зависимость попадала в смягченном виде, а в Голливуде он проявил себя как отличный профессионал, и многие коллеги даже не знали о его пагубных привычках. Правда, в 1991-м его активно критиковали представители ЛГБТ за гомофобные высказывания, но Гибсон всегда позиционировал себя как «ультраконсерватора», что, видимо, давало определенное оправдание его поведению.
С алкоголем было сложнее. Наружу всё выплыло в 2006-м — тогда актер и режиссер попался на вождении в пьяном виде, поругался с полицейскими и позволил себе несколько антисемитских фраз. Ему пришлось долго извиняться — как через представителя, так и лично, а затем отправиться в клинику для борьбы с алкоголизмом. Любопытно, но оправдание у него было и в этом случае — как раз в 2006-м он переживал мучительное расставание с женой, с которой они прожили 26 лет; у пары было семь детей.
En 2011 el actor Mel Gibson se divorciaba oficialmente de Robyn Moore en un tribunal de Los Ángeles. pic.twitter.com/KDVvqeAMp9
— #ArchivoRetro ® (@archivoretro) December 26, 2014
Собственно, примерно тогда Гибсон и попал в черный список больших голливудских студий. Его положение усугубил скандал с российско-американской пианисткой Оксаной Григорьевой — они были вместе несколько лет, у них родилась дочь, но в 2010-м Григорьева обвинила Гибсона в домашнем насилии. Суд закончился не в пользу актера, и, хотя до разоблачений Харви Вайнштейна было далеко, Гибсон едва не вылетел из профессии с волчьим билетом.
Нет такого человека?
Возвращение в кинематограф оказалось для Мела Гибсона очень трудным. Во время «опалы» его поддерживали очень немногие коллеги — так, Джоди Фостер отважно пригласила приятеля в свой фильм «Бобёр» 2011 года; за прощение оступившегося друга выступал Роберт Дауни-младший, сам едва не потерявший всё из-за алкоголя. Роберт Родригес дал ему роль в картине «Мачете убивает», а Сильвестр Сталлоне — в «Неудержимых-3».
Определенная оттепель случилась в 2016-м, когда новая режиссерская работа Гибсона — военная драма «По соображениям совести» — получила номинацию на «Оскар». Конечно, сейчас он снимается не в столь громких проектах как раньше. Среди его работ, например, неприхотливая комедия «Здравствуй, папа, Новый год!-2» и драма «Игры разумов», но главное, что с Гибсоном снова начали работать голливудские актерские агентства. Возможно, он снова выдаст что-то шедевральное, ведь ему лишь 65 лет.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть