31 декабря артисту, любимому несколькими поколениями зрителей, исполнилось бы 90 лет.
На счету Кузнецова больше сотни фильмов. Кажется, ему довелось сыграть военных всех родов войск и званий — от лейтенанта до генерала и адмирала. И началась эта эпопея вовсе не с красноармейца Закаспийского интернационального революционного пролетарского полка имени Августа Бебеля, возвращающегося из госпиталя домой. Нет, до товарища Сухова артист уже не раз успел побывать в кино даже майором. И картина «Белое солнце пустыни» не стала дебютной. К тому времени артисту было 39 лет, он активно снимался, в том числе в главных ролях. Но такого персонажа и такой картины, которая стала бы любимой всеми, у Кузнецова не было. Ни до Сухова. Ни после. И почему так иногда происходит с хорошими актерами, не знающими простоя, не ведает, похоже, никто.
Рязанов перестал приглашать его
В случае с Кузнецовым надо признать: режиссеры слишком часто предлагали ему роли положительных во всех смыслах персонажей: политически грамотных, ответственных, порядочных. Он играл парторга, командира авиаполка, дивизионного комиссара, председателя колхоза, депутата. И, конечно, следователя… А скольких не сыграл?!

Шутка сказать: Кузнецов трижды отказался от съемок в фильмах Эльдара Рязанова. Есть ли еще среди наших артистов такой же нагл… то есть смелый? В одной его картине — «Дайте жалобную книгу» — Анатолий Борисович все-таки поработал. Но ведь мог еще сняться в «Стариках-разбойниках» (в роли следователя Федяева), в фильме «Берегись автомобиля» (вместо Олега Ефремова, конечно)… После очередного отказа Кузнецова сыграть в «Гараже» председателя Рязанов перестал звать артиста. А ведь, казалось, это была не прихоть, не каприз. Иногда Кузнецов выбирал другого режиссера, предложившего работу раньше и, как ему казалось, интереснее. Порой просил позволить ему сыграть нормального человека, а не «положительную характеристику»…
«Толя тщательно изучал сценарии, соглашался, когда работа обещала быть интересной, — рассказывала мне в интервью вдова артиста Александра Ляпидевская, ныне уже тоже покойная. — И не расстраивался, если роль проходила мимо — например, Арсеньев в “Дерсу Узала” Куросавы».
«И Тихонов — Штирлиц. И что?»
Может, он был по-своему прав. Но получилось-то: фильмов много, а помнит народ в основном Сухова. Самого артиста это не расстраивало, лишь изредка он мог сделать обиженное лицо: «У меня десятки ролей, а вы все про Сухова спрашиваете». По большому счету он был счастлив, конечно: если есть такая роль, значит, не зря жил. Слава героев фильма была столь велика, что спустя 13 лет «Федор Иванович Сухов» даже попал в детский фильм «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные». А уж про особое отношение к картине всех советских (теперь и российских) космонавтов и так все знают.
«Толя был сдержанным, умным. Работать с Мотылем — огромная удача для любого актера. Тем более они хорошо понимали друг друга. Один скажет — второй подхватывает. Да, мужа часто “путали” с персонажем. Но он относился к этому философски: “И Тихонов — Штирлиц. И что?” И в шутку мог повторить слова героя: “Называйте меня просто — товарищ Сухов”». 	
Перед завтраком играл на фортепиано
Надо отдать должное Кузнецову — простоев не было, а он еще успевал озвучивать зарубежные коллег. Это его голосом говорили в киноклассике Збигнев Цибульский и Станислав Микульский, Ричард Бартон и Марлон Брандо, Франко Неро и Ив Монтан, Жан-Луи Трентиньяна и Питер О`Тул, Омар Шариф и Генри Фонда. Подрабатывал и творческими вечерами во всех городах и весях. А в конце жизни увлекся исполнением песен вместе с профессиональными музыкантами, даже диски записывал. И утром перед завтраком обязательно играл на фортепиано. Что-нибудь джазовое.
Пел он всегда хорошо. Но из режиссеров только Владимир Басов рискнул использовать этот талант Кузнецова в картине «Случай на шахте восемь».
«Он вообще хотел стать певцом. Его отец обладал прекрасным басом, служил в Большом театре, а у Толи был хороший баритон, он даже поступил в училище имени Ипполитова — Иванова, но преподаватель вовремя заметила артистические способности и посоветовала перейти в Школу-студию МХАТ».
Александра Ляпидевская, вдова покойного актера Анатолия Кузнецова, скончалась в 87-летнем возрасте. Звезду “Белого солнца пустыни”, ушедшего из жизни в 2014 году, женщина пережила на пять лет.https://t.co/f9hEYism9P pic.twitter.com/Uo4fZPRZie
— Актуальные новости (@actualnewsorg) August 8, 2019
59 лет с разлюбезной «Катериной Матвевной»
Со своей «разлюбезной Катериной Матвевной» — Александрой Анатольевной (дочь легендарного летчика, первого Героя Советского Союза Ляпидевского) — актер прожил 59 лет. И даже писал ей такие же душевные письма, как его Федор Иванович в картине Мотыля.
Однажды актер уехал сниматься в фильме об альпинистах «Путешествие в молодость». Горы снимали в Домбайской Поляне. Оттуда Анатолий писал своей Алечке. Там и осознал, насколько она ему дорога… Александра Анатольевна хранила послания всю жизнь. И всегда доверяла мужу.
«У нас было полное взаимопонимание, мы не ссорились, я не перечила. Да и к чему? Толя был фантастическим человеком. Сильным внутренне. А характер какой?! Все должен был знать, все уметь. Что угодно мог в доме починить. Любил мыть посуду: “Я в это время о роли думаю”».
К сожалению, уйти в другой мир Анатолий Кузнецов решил сам. А без него Александре Ляпидевской было не просто тяжело — невыносимо. Актер не оставил завещания, и за их трехкомнатную квартиру в Глинищевском переулке развернулась противная борьба самых близких родственников — дочери-искусствоведа, зятя и вдовы Кузнецова. Александра Анатольевна осталась совсем одна и вынуждена была жить на даче. Там, где 31 декабря обычно раскладывался большой стол, собирались друзья. И день рождения актера плавно перетекал в празднование Нового года…
            
								
                                                В чём сила, брат? Почему Данила Багров стал героем нашего времени                    
                                                Наталья Гвоздикова: играть смерть на сцене не хо-чу!                    
                                                Не родись красивой. Почему Ирина Мирошниченко осталась без мужа и детей                    
                                                Стать миллионером, потерять все, найти себя. Тернистый путь актера Рыжакова                    
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть