К концу декабря мировой кинематограф обычно уже вовсю подводит итоги. Но 2020 год сказался и на этой отрасли — из-за пандемии привычные кинособытия были отменены (как Каннский кинофестиваль) или прошли в непривычные сроки; премиальный цикл тоже сдвинулся и закончится, видимо, только в апреле 2021-го, когда вручат «Оскары». С прокатом творится форменная неразбериха — релизы отменяются, переходят в онлайн или переносятся на отдаленное будущее.
Но даже в декабре 2020-го совсем без итогов кинобизнес не остался. Правда, этот год сказался и на том, кто же стал лауреатом по версии различных номинаторов.
Что там на Западе?
Премия «Выбор народа» (People’s Choice Awards) по большей части отражает то, что запомнилось простым зрителям. И в 2020-м эти «простые зрители» назвали лучшим фильмом комедийный боевик «Плохие парни навсегда» — третью часть франшизы с Уиллом Смитом и Мартином Лоуренсом. У этой картины были очевидные преимущества — узнаваемые (хотя и постаревшие) герои, выход в прокат в январе, когда COVID-19 гулял исключительно по Китаю, ну и залихватский сюжет.
Лучшей комедией «народ» назвал молодежный ромком «Будка поцелуев 2», вышедший на Netflix, а лучшим экшеном — диснеевскую «Мулан», которая не побоялась появиться кинотеатрах. Любопытно, что в драматической категории «выбор народа» пал на мюзикл «Гамильтон», который из-за коронавируса переехал в онлайн (на «Disney+»).
У двух больших сообществ американских кинокритиков — Нью-Йорка и Лос-Анджелеса — свои фавориты. В Нью-Йорке победила историческая драма «Первая корова»; премьера этой картины состоялась ещё в 2019-м в Теллуриде, её показывали в Берлине и даже на неделю выпустили в американский прокат в марте, но потом она оказалась на стримингах, хотя создатели этого не планировали.
А в Лос-Анджелесе критики отдали предпочтение мини-сериалу британского режиссера Стива МакКуина «Голос перемен» — антологии из пяти связанных с расизмом историй, случившихся в Лондоне в 1960-1980-х годах.
Отметим, что те же критики Лос-Анджелеса назвали лучшим иностранным фильмом «Дылду» Кантемира Балагова, которая в прошлом году претендовала на «Оскар» от России.
Десятка от Обамы
Любопытно, что «Дылда» попала и личный рейтинг кинофильмов и сериалов экс-президента США Барака Обамы. Он, правда, не расставлял выбранные картины по рангу, так что понять, какое место заняла работа Балагова в его сердце, невозможно. Но соседство у истории двух девушек из послевоенного Ленинграда весьма лестное.
Так, в списке Обамы есть победитель Венецианского кинофестиваля-2020, фильм американского режиссера Хлои Чжао «Земля кочевников» с Фрэнсис Макдорманд в главной роли; есть новый пиксаровский полнометражный мультфильм «Душа» (в России выйдет в январе 2021-го). Есть «Манк» Дэвида Финчера с Гэри Олдменом — история создания знаменитого фильма «Гражданин Кейн»; эта картина — один из основных претендентов на будущий «Оскар».
Что смотрели у нас?
У нас обычно каждое издание составляет свой собственный рейтинг предпочтений. Большие порталы о кино составляют списки лучших по другим критериям. Например, Кино.Mail.ru анализирует количество оценок, выставленных пользователями и его популярность у посетителей — и лучшим фильмом 2020 года стала криминальная комедия британского режиссера Гая Ричи «Джентльмены». «Джентльмены» успели выйти в прокат в феврале, до закрытия кинотеатров, и заработали в России весьма неплохо (1,22 млрд рублей).
В топ попала и фантастика от Кристофера Нолана «Довод», который стал хитом в августе-сентябре, после открытия кинозалов (940 млн рублей), но она уступила более камерным «Маленьким женщинам» Греты Гервиг (всего 178 млн рублей в российском прокате).
Любопытно, что в опросе ВЦИОМ россияне назвали лучшими фильмами всё тех же «Джентльменов» и российский кассовый хит «Холоп», а также почему-то фильмы прошлых лет — «Т-34» (2019) и «Движение вверх» (2017). Впрочем, объяснение этому простое — при ограниченном кинотеатральном прокате лучше всего запомнилось то, что показывали по телевизору или онлайн.
Бонус: китайцы наступают
Делать какие-то выводы по цифрам проката в этом году очень сложно. В том же Китае кинотеатры закрыли ещё в январе (но открыли раньше всех и на полную катушку), в США киносети ушли на карантин в марте и до сих пор не вернулись к полноценной работе — а ведь это два самых крупных мировых рынка. И поэтому рейтинг самых прибыльных фильмов года выглядит странно — в нем почти нет голливудских блокбастеров, а те, которые есть, уступают китайскому кино.
Самым кассовым фильмом 2020 года стала китайская военная драма режиссера Гуаня Ху «Восемь сотен» — о героическом моменте японо-китайской войны 1937 года; эта лента заработала во всем мире (но в основном в Китае) $472 млн, намного обогнав прежних рекордсменов. Второй стала китайская же драмеди «Мой народ, моя родина» — альманах из пяти историй о простых людях из разных уголков Китая собрал $458 млн. Отметим, что выручка намного превышает бюджет этих картин.
На третьем месте оказались «Плохие парни навсегда» ($426 млн) — впрочем, у этой картины было преимущество, она шла в прокате безо всяких ограничений. И лишь на 4-й позиции остановился «Довод» Нолана — фильм, который в обычных обстоятельствах мог рассчитывать на миллиард, в условиях пандемии заработал во всем мире лишь $362 млн.
В России, кстати, всё просто. Вышедший в январе «Холоп» с 3 млрд рублей сохранил (и, видимо, надолго) лидерство по итогам 2020 года. А вот в посткарантинном мире всех аналитиков удивила комедия «Непосредственно Каха» — полнометражная версия интернет-шоу заработала солидные 540 млн рублей.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть