Считается, что существуют четыре основные составляющие хорошего фильма: сценарий, актерская игра, режиссура и монтаж. История должна увлекать зрителя, захватывать его, вызывать интерес. Без самоотдачи актеров, зритель не поверит в созданный ими экранный образ. Режиссер отвечает за общее видение картины, постановку сцен и наполнение кадра деталями и смыслом. Что же делает монтажер? Он собирает фильм воедино: темп повествования, плавность переходов, включение/исключение тех или иных сюжетных линий — все это зависит от человека, работающего за монтажным столом.
Так получилось, что в середине 2000-х, когда постсоветский кинематограф наконец начал возвращаться к жизни после долгого периода стагнации, а на производство кинолент стали выделять приличные бюджеты, в российскую киноиндустрию пришли телеканалы, а это, в свою очередь, повлияло на подход к созданию кино. Раньше режиссер снимал фильм на деньги студии, инвесторов или при поддержке государства (как, собственно, и сейчас). Затем картина шла в прокате, а потом права на телетрансляцию фильма продавались телеканалам. Сейчас все происходит иначе: сценарий пишется с расчетом на многосерийную телеверсию, режиссер снимает длинный, многочасовый фильм, а бедному монтажеру приходится сокращать 10 часов (к примеру) материала до стандартного 2-часового формата кинотеатров. Отсюда и проистекает порой достаточно негативная реакция кинозрителей на новые фильмы: ведь до зрительской аудитории порой доходит «огрызок» кинопроизводства.
Сегодня мы решили поговорить о 5 российских киноработах, которые стали жертвами сокращений в киноверсии и заметно преобразились, перебравшись на телевидение.
«Турецкий гамбит»
СПРАВКА |
Создатели: Джаник Файзиев, Борис Акунин |
Русско-турецкая война 1877–1878 гг. Титулярный советник Эраст Петрович Фандорин бежит из турецкого плена и, пробираясь в стан своих, знакомится с очаровательной барышней Варварой Андреевной Суворовой. Рыжеволосая красавица направляется в расположение русских войск, чтобы повидаться со своим женихом. Вместе этим двоим героям предстоит пережить множество приключений, распутать сложное дело о шпионаже и раскрыть личность зловещего Анвара-эфенди.
Джаник Файзиев — режиссер «Турецкого гамбита» — начинал свою карьеру на телевидении в качестве телепродюсера и телережиссера. Поэтому не удивительно, что адаптация романа Бориса Акунина «Турецкий гамбит» изначально задумывалась в формате телесериала. Однако в ходе работы создатели решили пересмотреть свой подход к материалу. В результате ленту перемонтировали, сократили до двух часов и в 2005 году выпустили в широкий прокат. Спустя некоторое время состоялась премьера телевизионной версии «Турецкого гамбита» на Первом национальном телеканале.
Телеверсия обзавелась дополнительным часом, стала более внятной и ровной. И речь идет не о простых «косметических» исправлениях. Изменения настолько существенны, что в корне меняют взгляд на события в картине. На первый план (в отличие от фильма) в телеверсии вышла Варя Суворова. В телесериале именно она — главный герой, и все события выстраиваются и разворачиваются вокруг нее. Фандорин же отходит на второй план — он мыслитель, эдакий русский Шерлок Холмс. Историю Фандорина и военные действия мы наблюдаем глазами Варвары Андреевны, с которой себя ассоциирует зритель. Больше времени в телесериале уделено иностранным журналистам, генералу Соболеву, который в телеверсии перестал восприниматься пассивным героем за линией фронта, и главному антагонисту истории Анвару-эфенди. В итоге благодаря всем изменениям телесериал оказался куда ближе к роману Акунина, чем полнометражный фильм — и по тексту, и по духу.
«Статский советник»
СПРАВКА |
Создатели: Филипп Янковский, Борис Акунин, Никита Михалков |
Российская империя, конец XIX века. В министерском вагоне курьерского поезда неизвестным убит бывший командир Отдельного корпуса жандармов, сибирский генерал-губернатор Храпов, направлявшийся через Москву к месту службы. Из донесения охраны следует, что Храпов был убит статским советником Эрастом Петровичем Фандориным, в чьи обязанности входило обеспечение безопасности генерал-губернатора во время его нахождения в Москве…
Перед тем как режиссер Филипп Янковский умудрился снять «Меченосца» и «Каменную башку», он имел на своем счету два замечательных фильма: «В движении» и «Статский советник». И если история журналиста Саши Гурьева в каких-либо монтажных правках никогда не нуждалась, то «Статский советник» на пути к экранам кинотеатров потерял почти два часа хронометража. В этой ситуации, вполне естественно, зрителей не могла не ожидать телевизионная многосерийная версия картины.
Как и в случае с «Турецким гамбитом», монтаж телеверсии «Статского советника» очень сильно отразился на восприятии фильма. Тем не менее, в отличие от картины Джаника Файзиева, проект Янковского-младшего в своем расширенном варианте не изменил перспективы истории. Авторы ограничились лишь введением нескольких побочных сюжетных линий и более тщательной проработкой старых. Так, телезрителей знакомили с прошлым Грина и Рахмета — членов террористической организации «БГ». Также в телеверсии создатели уделили больше времени любовной истории между Фандориным и «юной революционеркой» Эсфирь Литвиновой. Кроме того, в телесериале возникли исторические аллюзии, что позволило сделать сюжет более реалистичным. Все-таки произведение Акунина— это не историческая хроника, а обычная, пусть и хорошая, жанровая литература.
В целом после всех правок телевизионная версия «Статского советника» выглядит более полной и доработанной. По крайней мере, по мере развития истории персонажи в ней не появляются и не исчезают просто так.
«Адмиралъ»
СПРАВКА |
Создатели: Андрей Кравчук, Зоя Дзюбло |
История жизни и любви выдающегося боевого офицера военно-морского флота, полярного исследователя, ставшего затем адмиралом, верховного правителя России Александра Васильевича Колчака и Анны Тимиревой. События разворачиваются в период 1916-1920 годов на фоне крушения Российской империи, двух революций и Гражданской войны.
В сравнении с правками, внесенными в телеверсию «Адмирала», изменения в экранизациях Акунина, о которых говорилось выше, могут показаться совсем несущественными. Киноверсия работы Андрея Кравчука длится 124 минуты, в то время как на ТВ демонстрировался вариант в 460 минут. Если к этому хронометражу прибавить еще полчаса, то получатся четыре прокатные версии «Адмирала».
Очевидно, что подобные изменения не могли пройти бесследно. Фактически перед зрителем предстала совершенно иная история. В отличие от классического последовательного изложения сюжета, телесериал работает в формате исторической хроники: сюжет подается через допросы и воспоминания Колчака. Существенно увеличился объем событий в сериале. Отличается и финал (он стал подробнее). В целом, кроме ряда общих сцен, «Адмиралъ»-фильм и «Адмиралъ»-сериал — это два совершенно разных проекта. Достаточно сказать, что даже сценарии для двух версий «Адмирала» писали разные люди. И если кинолента — это любовная драма на фоне войны, то телесериал — военная драма, в которой одна из сюжетных линий посвящена любви главных героев.
«Шпион»
СПРАВКА |
Создатели: Алексей Андрианов, Владимир Валуцкий, Борис Акунин |
Весна 1941 года. Нацистская Германия готовится к нападению на СССР. Перед немецким агентом «Вассером» стоит задача — убедить высшее руководство СССР, что до начала 1943 года войны не будет. Ослабленная репрессиями, советская контрразведка ценой неимоверных усилий захватывает шпиона, но уже поздно…
Фильм по мотивам «Шпионского романа» Бориса Акунина многие называют наиболее точной адаптацией литературного творчества писателя, сравнивая историю о работе советской контрразведки с западными комиксами. Картина режиссера Алексея Андрианова действительно вбирает в себя все то, что олицетворяет западное кино последних лет ста. Конфликт добра (СССР) и зла (нацистской Германии) возведен здесь в абсолют. Визуально фильм напоминает сплав из «Метрополиса» Фрица Ланга и комиксов Дуга Монча. Все разведчики в «Шпионе» списаны с агентов SAS (Федор Бондарчук — местный Джеймс Бонд), а женщины — роковые красотки из нуар-фильмов 1940-х.
На фоне всего этого визуального «пиршества» история отношений главного героя Егора Дорина и девушки Нади выглядит несколько инородно. Хотя, пожалуй, эта история является именно той частью фильма, которая смотрелась наиболее естественно. И, скорее всего, поэтому именно она и попала под нож монтажера. Проработанной любовной линии и живым отношениям главных героев было решено пожертвовать в угоду бешеной динамике остросюжетного кино. В итоге до кинотеатров «Шпион» добрался в виде динамичного полуторачасового боевика.
Телевизионная четырехсерийная версия «Шпиона» в первую очередь сменила жанр. Вместо ретро-боевика авторы предлагают зрителям детектив. История развивается последовательно, она ставит перед зрителем вопросы и затем отвечает на них, подводя к следующей логической головоломке. В телеверсии гораздо больше времени уделено героям Алексея Горбунова, Андрея Мерзликина и Виктории Толстогановой. Персонажи, появляющиеся в истории на пару секунд, теперь не пропадают бесследно с экранов, оставляя после себя сюжетные дыры. Подробнее раскрыты и отношения между Егором и Надей. Но, даже несмотря на прибавку в хронометраже, «Шпион» не перестает быть очень динамичной историей. Просто в телеформате эта история, сохранив свой темп, стала более объемной.
«Солнечный удар»
СПРАВКА |
Создатели: Никита Михалков, Владимир Моисеенко, Александр Адабашьян |
Картина рассказывает о последних днях безымянного капитана разбитой армии Врангеля в фильтрационном лагере красных в ноябре 1920 года. Его периодически посещают видения давнего, мимолётного адюльтера, когда он был поручиком. Одновременно герой задаётся вопросом о том, кто виноват в произошедшем с Россией. Терзания несчастного капитана прекращает только погрузка всего лагеря на баржу под предлогом транспортировки до Очакова…
«Солнечный удар» — это проект мечты Никиты Михалкова, к реализации которого режиссер шел почти 30 лет. В основе картины лежит одноименный рассказ Ивана Бунина — история о мимолетной любви поручика и «маленькой незнакомки». Прекрасно понимая, что вряд ли у него получится превратить историю короткой (около 8 страниц текста) интрижки в масштабное кинополотно, Михалков решил схитрить и ввести в сюжет побочную линию. Побочной линией стала адаптация «Окаянных дней» все того же Бунина. «Окаянные дни» — дневник писателя, который он вел в Москве и Одессе в 1918-1920 годах. Сюжета как такового в книге нет. Скорее, это просто описания прогулок Бунина по одесским набережным и его размышления о событиях гражданской войны и революции. Каким образом из короткого рассказа о любви и личных дневников Бунина Никита Сергеевич Михалков умудрился создать отечественную версию «Титаника»?.. Ответ на этот вопрос будет искать не одно поколение зрителей и критиков.
Тем не менее, несмотря на весь пафос, присущий позднему Михалкову, и шаблонность большинства фраз и диалогов, «Солнечный удар» — лучшая работа постановщика со времен первых «Утомленных солнцем». Благо Бунина испортить тяжело, хотя адаптация у режиссера получилась очень формальная. Главная проблема монструозной трехчасовой киноверсии «Солнечного удара» — бессвязность происходящего. Судя по всему, это наследие «Окаянных дней», философичность которых перекрыла собой фабулу «Солнечного удара».
Более-менее стройный вид «Солнечный удар» приобрел при перемонтаже для показа на ТВ. В пятисерийной телеверсии уделили больше времени персонажам белогвардейцев и их жизни внутри фильтрационного лагеря. Как следствие, идеи «Окаянных дней» Бунина не свелись к стандартным фразам «Как же это все случилось?» и «Куда все ушло?». Расширили и короткую любовную линию. Даже легкие кинематографические пошлости, вроде сцены с работающими поршнями (привет, «Голый пистолет») и Потемкинской лестницы, удалось сгладить, и теперь они не так сильно режут глаз.
В целом «Солнечный удар» в формате фильма и сериала различаются, как рассказ и повесть. Сериал у Михалкова получился более детальным и скрупулезно проработанным проектом, которому с большей вероятностью удастся зацепить массового зрителя.
***
Надеемся, что вы узнали что-то новое и описанные выше фильмы заиграют для вас новыми красками. Хороших выходных и, конечно же, приятного просмотра!
Ранее в обзорах:
Сериал на выходные: что смотреть в первые дни лета«Гравити Фолз», «Хроники молодого Индианы Джонса», «Бронзовая птица»... Выбираем, что смотреть в первые дни лета. |
|
Сериал на выходные: 5 завершившихся телешоу«Касл», «Нэшвил», «Галавант», «Ад на колесах» и «В поле зрения» — пять сериалов, которые подошли к концу. |
|
Сериал на выходные: главные премьеры мая«Грейс и Фрэнки», «Крик», «Родословная», «Марсель» и «Топ гир» — главные майские премьеры. |
|
Сериал на выходные: к международному дню семей«Аббатство Даунтон», «Американская семейка» и «Клан Сопрано» — сериалы к Международному дню семей. |
|
Сериал на выходные: ко Дню Победы«Аббатство Даунтон», «Американская семейка» и «Клан Сопрано» — сериалы к Международному дню семей. |
|
Сериал на выходные: провожаем апрельПровожаем апрель и вспоминаем сериалы, сезоны которых недавно завершились. «Люцифер», «Лучше звоните Солу» и «Ходячие мертвецы». |
|
Сериал на выходные: начало летнего межсезонья«Бойтесь ходячих мертвецов», «Обитель лжи», «Девушка по вызову», «Несгибаемая Кимми Шмидт», «Игра престолов» и «Страшные сказки»… Главные релизы апреля и первой половины мая. |
|
Сериал на выходные: детективные истории и великие сыщики«И никого не стало», «Пуаро Агаты Кристи», «Лютер», «Она написала убийство» и «Коломбо»… вспоминаем известные детективные телесериалы и шоу о великих сыщиках. |
|
Сериал на выходные: что смотреть в преддверии Дня космонавтики«Звездный крейсер «Галактика», «Вавилон-5» и «Звездный путь»… Что смотреть в преддверии Дня космонавтики. |
|
Сериал на выходные: что смотреть в первоапрельский уикенд«Королевы крика», «Бруклин 9-9», «Сообщество»… Выбираем, что посмотреть в первоапрельский уикенд. |
|
Сериал на выходные: вспоминаем советскую детскую и подростковую фантастику«Гостья из будущего», «Приключения Электроника», «Москва-Кассиопея» и «Отроки во Вселенной»… Вспоминаем советскую детскую и подростковую фантастику. |
|
Сериал на выходные: телевизионные шоу о кинематографе«Оттепель», «Антураж», «История американского кино от Мартина Скорсезе» - все это телесериалы о кинематографе и киноиндустрии. |
|
Сериал на выходные: что смотреть в честь дня рождения Интернета«Кремниевая долина», «Остановись и гори», «Компьютерщики»… что смотреть в день рождения Интернета. |
|
Сериал на выходные: что смотреть в преддверии 8 Марта«Любовь», «Правильная жена», «Секс в большом городе»… Выбираем, что посмотреть на выходных в преддверии 8 Марта. |
|
Сериал на выходные: что смотреть в предвкушении вручения «Оскара»«Волчий зал», «Настоящий детектив», «Острые козырьки», «Во все тяжкие» и «Милдред Пирс»… Выбираем, что посмотреть на выходных в преддверии церемонии вручения премии «Оскар». |
|
Сериал на выходные: что посмотреть в преддверии Дня защитника Отечества«Битва за Севастополь», «Брестская крепость», «Батальоны просят огня»… Выбираем, что посмотреть на выходных перед Днем защитника Отечества. |
|
Сериал на выходные: что посмотреть в канун Дня влюбленных«Чужестранка», «Как я встретил вашу маму», «Гордость и предубеждение»… Выбираем, что посмотреть в канун Дня влюбленных. |
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть