Успешный дебют и прекрасные данные могли сделать ее кинозвездой на долгие годы. Но отмерено ей было полвека. На всё про всё. 80 лет назад родилась актриса Инна Гулая. Красивая женщина с несчастливой судьбой.
Банка с молоком, кастрюля с гречневой кашей. Открытый холодильник... Собираясь поесть, Инна упала без сознания на пол. На кухне ее и обнаружили зашедшие в гости мать и дочь. Скорая увезла актрису в больницу. Однако в сознание Инна так и не пришла...
Счастье было недолгим
Не везло ей с рождения. Отец бросил беременную мать. Она едва не согрешила, но познакомилась с Иосифом Генфером, тут же сделавшим ей предложение и записавшим девочку на себя. Впрочем, счастье было недолгим. Отчим умер рано. Инна с мамой остались вдвоем. Шиковать было не на что, мать подрабатывала шитьём. Тем не менее обе мечтали, что когда-нибудь наконец и у них все будет хорошо.
Мама видела Инну переводчицей, советовала ей готовиться в иняз. Но девочка грезила более яркой жизнью: сценой, экраном, поездками по миру. И даже первый провал при поступлении в театральное не подорвал в ней веру в себя. Инна работала на заводе станочницей, успевала заниматься в студии Центрального детского театра. Кинодебют не заставил себя ждать — в 1960-м Инна снялась в фильме «Тучи над Борском», где сыграла психологически сложную для неопытной актрисы роль: сектанты доводят ее героиню до полубезумного состояния и пытаются распять на кресте.
Инна даже не играла — она прожила эту историю по-настоящему. Возможно, психика и пошатнулась. Но ни она, ни коллеги в тот момент об этом не задумались. Как ни в чем не бывало, Гулая вернулась на завод. Однако предложения сниматься уже посыпались одно за другим.
Инна училась в «Щуке», снималась, служила в московском ТЮЗе. Студенткой она вышла замуж за талантливого сценариста и поэта Геннадия Шпаликова, спустя год стала матерью...
В 1960-е годы эту супружескую пару считали одной из самых ярких, талантливых, самобытных. Их жизнь была стремительной, насыщенной, успешной. Никто и подумать не смел, что судьба будет к ним столь беспощадна.
Ссорилась с режиссером
Одной из самых ярких работ Инны Гулой стала главная роль в картине Льва Кулиджанова «Когда деревья стали большими», где актриса сыграла с Юрием Никулиным.
Спустя годы Дарья Шпаликова рассказывала, что на одном эпизоде фильма — где героиня встречает отца — она всегда плакала. «Ты должна бежать ему навстречу, почти не касаясь земли, может быть, даже лететь», — убеждал Гулую Кулиджанов. Но у Инны было другое мнение. Она шла по перрону, нелепо косолапя, будто ноги вдруг стали ватными. Даже ссорилась с режиссером, доказывая, что играть надо так и только так. В конце концов Кулиджанов согласился. И эпизод стал едва ли не самым пронзительным в фильме.
Эфрос и Натансон, Ордынский и Швейцер, Озеров и Шпаликов... При этом за 27 лет в кино у Гулой — всего полтора десятка работ. В «Мертвых душах» и «Крейцеровой сонате» — лишь эпизоды.
Ушла в себя, заболела
Почему же столь многообещающее начало в кинематографе для обоих супругов обернулось тихим прозябанием (читай — невостребованностью)? Спустя годы иные коллеги и критики станут винить во всем Шпаликова. Мол, это он, перспективный и талантливый, написавший сценарии к фильмам «Я шагаю по Москве» и «Застава Ильича», а также песни «Бывает все на свете хорошо» и «Рио-рита», взялся вдруг высказывать недовольство властью. Это он стал ей как кость в горле, и от него отвернулись коллеги. То же самое произошло с Инной — люди боялись иметь с ней дело.
Так считали некоторые. Однако не все так однозначно.
Первый брак Шпаликова — со сценаристом Натальей Рязанцевой — разрушился в большой степени из-за его пьянства. Ничего не могла поделать с «вредной привычкой» и Инна Гулая. Она пыталась лечить мужа в психбольницах, но он всякий раз оттуда сбегал. В конце концов актриса сама пристрастилась в выпивке. В семье участились скандалы. На все это молча взирала маленькая Даша. И за ее психическое здоровье стоило волноваться уже тогда.
Не выдержав, Инна подала на развод. Решение было сложным, даже невыносимым. Потому что любила. Потому что росла дочь... Потому что... думала, так будет лучше всем. А получилось — хуже не бывает.
Пить Шпаликов не бросил. Стал совсем неприкаянным. Скитался по знакомым, занимал деньги. А 1 ноября 1974 года Григорий Горин обнаружил тело 37-летнего Геннадия в номере Дома творчества писателей в Переделкине.
И тут уже виноватой во всем оказалась Инна: не вылечила, не спасла, ушла. И теперь надо было спасать ее. Актриса ушла в себя, заболела. Понадобились антидепрессанты и даже лечение в клинике.
Инна Гулая пережила бывшего мужа на 16 лет. Но что это была за жизнь? Беспокоившиеся за нее знакомые пытались вытащить актрису из трясины, режиссеры давали работу, хоть и в эпизодах. Но помочь ей уже не мог никто. Даже мать и взрослая дочь-актриса, разменявшая квартиру и оставившая Инну одну. А потом винившая себя в этом.
Едва отметив 50-летие, Инна Гулая ушла в другой мир. И дело не в том, что в последнее время она плохо спала и ошиблась с дозой лекарства. Яркий взлет закончился трагическим падением. Звезда ее погасла. А просто существовать Гулая не хотела. И не могла.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть