1414

Попрошу остаться. Как Леонид Броневой совмещал праздники и съемки

"Аргументы и факты" в Беларуси № 6. Покрыто браком неизвестности 08/02/2022
Репликами Велюрова и захаровских персонажей Броневого говорила вся страна. К/ф «Покровские ворота», 1982.
Репликами Велюрова и захаровских персонажей Броневого говорила вся страна. К/ф «Покровские ворота», 1982. Кадр из фильма

Леонид Сергеевич Броневой снимался в фильмах довольно редко, сам объясняя это «нестандартностью физиономии», - хотя именно она превращала каждую его проходную роль в маленький шедевр. Взять те же «Семнадцать мгновений весны»: даже когда в одном кадре оказываются два главных красавца советского кино - Вячеслав Тихонов и Олег Табаков, взгляд сам собой притягивается не к ним, а к третьему актеру, пусть и с куда более заурядной внешностью…

С особым сочувствием

Сейчас трудно поверить, но в артисты Броневой подался отнюдь не по велению сердца, а от безысходности: у него, сына репрессированного «врага народа», просто не было другого выбора. Он-то мечтал о летном училище, подумывал о карьере дипломата или на худой конец журналиста, но все это оказалось недоступно из-за порочащих анкетных данных, которых не спрашивали только на актерском.

Окончив Ташкентский театральный институт, Броневой получил распределение в Магнитогорский драматический театр, где его первой ролью стал швейцар Капитоныч в постановке по «Анне Карениной». Впоследствии актер не без гордости рассказывал, что один раз даже заслужил аплодисменты, когда проводил ее превосходительство Анну Аркадьевну с особым сочувствием.

Судьба улыбнулась ему в 1953 году, когда Броневой поступил сразу на третий курс Школы-студии МХАТ. Там на обаятельного Леонида засматривались девчонки, тем более что он был старше своих однокурсников и казался куда серьезнее.

А вот московские театры, наоборот, не проявили к Броневому особенного интереса, и после получения диплома он уехал в Грозный. Там играл Сталина, пока Хрущев не разоблачил «культ личности», потом перебрался в Воронеж, где исполнил роль Ленина в «Третьей патетической» по Погодину, за что местные власти премировали молодого актера квартирой. Очень вовремя - его жена, выпускница Щукинского театрального училища, актриса Валентина Блинова, как раз находилась на последнем месяце беременности. До этого супругам приходилось ютиться в бараках и неотапливаемых гостиничных номерах, так что собственное жилье пришлось весьма кстати. Но очень скоро семейное счастье трагически оборвалось…

В первом ряду

Когда их дочери, названной в честь матери Валей, еще не исполнилось и четырех лет, жене Броневого поставили страшный диагноз: онкоболезнь. Она ушла из жизни в 30 лет, а Леонид Сергеевич остался один с малышкой на руках и вторично отправился искать счастья в Москву.

Столица покорилась ему далеко не сразу. Пробы в театрах проваливались одна за другой, денег не хватало, жить приходилось у родственников покойной супруги. Дошло до того, что актер был вынужден зарабатывать игрой в домино - рубль за два дня. К счастью, вскоре его приняли в труппу Театра на Малой Бронной, где он проработал четверть века.

Поклонниц у Броневого уже тогда было много, но серьезных отношений он избегал: не хотел, чтобы дочь растила мачеха. А со временем на спектаклях стал узнавать лицо постоянной зрительницы из первого ряда. Виктория, инженер по образованию, приходила на каждое его представление, часто поднималась на сцену и дарила цветы. Затем стала заглядывать в гримерку, ждать у выхода из театра… Впоследствии Броневой признавался, что долго не мог поверить в искреннюю любовь заядлой театралки. И предупредил: замуж не позовет, пока дочь не вырастет. Обручального кольца Виктории пришлось ждать много лет…

После смерти жены остался один с маленькой дочерью на руках.
После смерти жены остался один с маленькой дочерью на руках. Фото: Кадр из фильма

Чтение по ролям

Едва сыграв свадьбу, Броневой в тот же день отправился на съемки фильма, который сделал его звездой: того самого легендарного сериала «Семнадцать мгновений весны» режиссера Татьяны Лиозновой.

«Свою роль Мюллера я выучил благодаря жене, - рассказывал Леонид Сергеевич. - Кроме того, мне надо было знать и текст Штирлица - тогда я мог точно отреагировать, выбрать правильную интонацию, жест. Читали, конечно, ночами (днем-то я на работе), и она, бедная моя, так вымоталась… Поэтому заодно с моей ролью нам пришлось выучить и текст роли Штирлица».

После Мюллера были герцог из фильма «Тот самый Мюнхгаузен», неподражаемый Велюров из «Покровских ворот», невозмутимый доктор из «Формулы любви» - репликами героев Броневого разговаривала вся страна: «Вы что, не знаете, что в однобортном уже никто не воюет?», «Голова - предмет темный и исследованию не подлежит» и, конечно же, «А вас, Штирлиц, я попрошу остаться!».

До конца оставалась с Броневым и Виктория - именно она сумела выходить мужа, когда у него случился обширный инфаркт. Но оправиться полностью актеру так и не удалось: он скончался 9 декабря 2017 года, не дожив недели до 89-летия. На прощании играла музыка из «Семнадцати мгновений весны» - фильма, когда-то открывшего для нас великого Броневого…

Маскировка не помогла

В кинематограф Броневой пришел, когда ему было уже за сорок. Поначалу актеру доставались эпизодические роли - полковника, референта министра… Настоящая слава нагрянула в 1973 году, после выхода «Семнадцати мгновений весны», которые Леонид Сергеевич украсил своим Мюллером. До него фашистов на экране изображали либо злобными, либо глуповато-комичными. Он же показал своего персонажа разносторонним, многогранным - коварным, но в чем-то, пожалуй, даже «цепляющим».

Небольшая роль заурядного карьериста, обычного мерзавца среднего пошиба (каким был реальный шеф гестапо) отнюдь не обещала особого простора для актерской фантазии, однако в исполнении Броневого Генрих Мюллер превратился в стратега и циника поистине макиавеллиевского калибра, впрочем, не лишенного простых человеческих слабостей.

«Для роли Мюллера мне сшили мундир размера на два меньше, чем надо, - вспоминал Леонид Сергеевич. - Воротник врезался в шею, и я все время из-за этого дергал головой. Лиознова спрашивает: «Что это вы делаете?» Я не хотел, чтобы ругали портного, и отвечаю: «Это моя нервная привычка». Лиознова: «А не сделать ли нам это краской в самых нервных местах?» Захаров говорил потом актерам: «Видите, как можно без слов передать нервное состояние человека».

Отказался бы от роли Мюллера, если бы ему показали его реальное фото.
Отказался бы от роли Мюллера, если бы ему показали его реальное фото. Фото: Кадр из фильма

Ходила шутка, что, когда на собрании ЦК ВЛКСМ разбирался вопрос, почему в мире так много фашистских организаций, секретарь заявил: «Это все Броневой виноват. Нельзя играть фашистов такими привлекательными!» И пусть председатель КГБ Юрий Андропов не запомнил фамилии актера и в лист награждения вписал просто «Мюллер», Леонид Сергеевич стал настоящим кумиром.

По улице нельзя было пройти спокойно - сразу же начинали докучать толпы поклонников. Однажды на гастролях в Одессе Броневой решил прогуляться и на всякий случай надел для маскировки солнцезащитные очки. Проходил мимо очереди в обувной магазин, где из-за последней пары дефицитных сапог как раз сцепились две покупательницы. Одна из них с яростью швырнула обувную коробку и... попала в голову актера. «Ой, простите, Мюллер, я не в вас целилась», - извинилась женщина. Пришлось снять ставшие бесполезными очки...

А в одном из своих последних интервью Леонид Сергеевич признавался, что отказался бы от роли Мюллера, если бы ему показали его реальную фотографию, ведь внешне между ними - никакого сходства: «Но я не отрекаюсь от Мюллера - он уже ко мне пристал, как Чапаев к Бабочкину, и это, кажется, была достойная работа».

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно