Леонид Сергеевич Броневой снимался в фильмах довольно редко, сам объясняя это «нестандартностью физиономии», - хотя именно она превращала каждую его проходную роль в маленький шедевр. Взять те же «Семнадцать мгновений весны»: даже когда в одном кадре оказываются два главных красавца советского кино - Вячеслав Тихонов и Олег Табаков, взгляд сам собой притягивается не к ним, а к третьему актеру, пусть и с куда более заурядной внешностью…
С особым сочувствием
Сейчас трудно поверить, но в артисты Броневой подался отнюдь не по велению сердца, а от безысходности: у него, сына репрессированного «врага народа», просто не было другого выбора. Он-то мечтал о летном училище, подумывал о карьере дипломата или на худой конец журналиста, но все это оказалось недоступно из-за порочащих анкетных данных, которых не спрашивали только на актерском.
Окончив Ташкентский театральный институт, Броневой получил распределение в Магнитогорский драматический театр, где его первой ролью стал швейцар Капитоныч в постановке по «Анне Карениной». Впоследствии актер не без гордости рассказывал, что один раз даже заслужил аплодисменты, когда проводил ее превосходительство Анну Аркадьевну с особым сочувствием.
Судьба улыбнулась ему в 1953 году, когда Броневой поступил сразу на третий курс Школы-студии МХАТ. Там на обаятельного Леонида засматривались девчонки, тем более что он был старше своих однокурсников и казался куда серьезнее.
А вот московские театры, наоборот, не проявили к Броневому особенного интереса, и после получения диплома он уехал в Грозный. Там играл Сталина, пока Хрущев не разоблачил «культ личности», потом перебрался в Воронеж, где исполнил роль Ленина в «Третьей патетической» по Погодину, за что местные власти премировали молодого актера квартирой. Очень вовремя - его жена, выпускница Щукинского театрального училища, актриса Валентина Блинова, как раз находилась на последнем месяце беременности. До этого супругам приходилось ютиться в бараках и неотапливаемых гостиничных номерах, так что собственное жилье пришлось весьма кстати. Но очень скоро семейное счастье трагически оборвалось…
В первом ряду
Когда их дочери, названной в честь матери Валей, еще не исполнилось и четырех лет, жене Броневого поставили страшный диагноз: онкоболезнь. Она ушла из жизни в 30 лет, а Леонид Сергеевич остался один с малышкой на руках и вторично отправился искать счастья в Москву.
Столица покорилась ему далеко не сразу. Пробы в театрах проваливались одна за другой, денег не хватало, жить приходилось у родственников покойной супруги. Дошло до того, что актер был вынужден зарабатывать игрой в домино - рубль за два дня. К счастью, вскоре его приняли в труппу Театра на Малой Бронной, где он проработал четверть века.
Поклонниц у Броневого уже тогда было много, но серьезных отношений он избегал: не хотел, чтобы дочь растила мачеха. А со временем на спектаклях стал узнавать лицо постоянной зрительницы из первого ряда. Виктория, инженер по образованию, приходила на каждое его представление, часто поднималась на сцену и дарила цветы. Затем стала заглядывать в гримерку, ждать у выхода из театра… Впоследствии Броневой признавался, что долго не мог поверить в искреннюю любовь заядлой театралки. И предупредил: замуж не позовет, пока дочь не вырастет. Обручального кольца Виктории пришлось ждать много лет…
Чтение по ролям
Едва сыграв свадьбу, Броневой в тот же день отправился на съемки фильма, который сделал его звездой: того самого легендарного сериала «Семнадцать мгновений весны» режиссера Татьяны Лиозновой.
«Свою роль Мюллера я выучил благодаря жене, - рассказывал Леонид Сергеевич. - Кроме того, мне надо было знать и текст Штирлица - тогда я мог точно отреагировать, выбрать правильную интонацию, жест. Читали, конечно, ночами (днем-то я на работе), и она, бедная моя, так вымоталась… Поэтому заодно с моей ролью нам пришлось выучить и текст роли Штирлица».
После Мюллера были герцог из фильма «Тот самый Мюнхгаузен», неподражаемый Велюров из «Покровских ворот», невозмутимый доктор из «Формулы любви» - репликами героев Броневого разговаривала вся страна: «Вы что, не знаете, что в однобортном уже никто не воюет?», «Голова - предмет темный и исследованию не подлежит» и, конечно же, «А вас, Штирлиц, я попрошу остаться!».
До конца оставалась с Броневым и Виктория - именно она сумела выходить мужа, когда у него случился обширный инфаркт. Но оправиться полностью актеру так и не удалось: он скончался 9 декабря 2017 года, не дожив недели до 89-летия. На прощании играла музыка из «Семнадцати мгновений весны» - фильма, когда-то открывшего для нас великого Броневого…
Маскировка не помогла
В кинематограф Броневой пришел, когда ему было уже за сорок. Поначалу актеру доставались эпизодические роли - полковника, референта министра… Настоящая слава нагрянула в 1973 году, после выхода «Семнадцати мгновений весны», которые Леонид Сергеевич украсил своим Мюллером. До него фашистов на экране изображали либо злобными, либо глуповато-комичными. Он же показал своего персонажа разносторонним, многогранным - коварным, но в чем-то, пожалуй, даже «цепляющим».
Небольшая роль заурядного карьериста, обычного мерзавца среднего пошиба (каким был реальный шеф гестапо) отнюдь не обещала особого простора для актерской фантазии, однако в исполнении Броневого Генрих Мюллер превратился в стратега и циника поистине макиавеллиевского калибра, впрочем, не лишенного простых человеческих слабостей.
«Для роли Мюллера мне сшили мундир размера на два меньше, чем надо, - вспоминал Леонид Сергеевич. - Воротник врезался в шею, и я все время из-за этого дергал головой. Лиознова спрашивает: «Что это вы делаете?» Я не хотел, чтобы ругали портного, и отвечаю: «Это моя нервная привычка». Лиознова: «А не сделать ли нам это краской в самых нервных местах?» Захаров говорил потом актерам: «Видите, как можно без слов передать нервное состояние человека».
Ходила шутка, что, когда на собрании ЦК ВЛКСМ разбирался вопрос, почему в мире так много фашистских организаций, секретарь заявил: «Это все Броневой виноват. Нельзя играть фашистов такими привлекательными!» И пусть председатель КГБ Юрий Андропов не запомнил фамилии актера и в лист награждения вписал просто «Мюллер», Леонид Сергеевич стал настоящим кумиром.
По улице нельзя было пройти спокойно - сразу же начинали докучать толпы поклонников. Однажды на гастролях в Одессе Броневой решил прогуляться и на всякий случай надел для маскировки солнцезащитные очки. Проходил мимо очереди в обувной магазин, где из-за последней пары дефицитных сапог как раз сцепились две покупательницы. Одна из них с яростью швырнула обувную коробку и... попала в голову актера. «Ой, простите, Мюллер, я не в вас целилась», - извинилась женщина. Пришлось снять ставшие бесполезными очки...
А в одном из своих последних интервью Леонид Сергеевич признавался, что отказался бы от роли Мюллера, если бы ему показали его реальную фотографию, ведь внешне между ними - никакого сходства: «Но я не отрекаюсь от Мюллера - он уже ко мне пристал, как Чапаев к Бабочкину, и это, кажется, была достойная работа».
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть