Общая тревога
Маргарита Терехова родилась 25 августа 1942 года в городе Туринске Свердловской области. Затем семья перебралась в Ташкент, где прошло детство будущей актрисы.
Режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич вспоминал о юной Маргарите, с которой они росли в одном дворе, и признавался, что был не на шутку в нее влюблен: «Рита была девушка с характером, подвижная. В нашей мальчишеской аудитории была очень известна! У нее были очень красивые, стройные ноги, хорошая фигура, и это нас всех тревожило!»
Хороши у Риты оказались не только ноги, но и ум, поэтому окончить школу с золотой медалью для нее не было проблемой. Высокие баллы в аттестате и влечение к знаниям проложили Тереховой дорогу на физмат местного университета, но ровно через год красивая и своенравная девушка не выдержала скучной математики - уехала в Москву поступать в театральный.
Однако во ВГИКе, куда она направилась в первую очередь, экзамены закончились. «Приходите в следующем году», - сказали в приемной комиссии. Зато в студии при театре Моссовета драматические способности разглядели с первого раза.
«О красоте Маргариты Тереховой говорили в ту пору очень многие. На нее оборачивались, к ней подходили знакомиться. Но самое настоящее волшебство происходило, когда она появлялась на сцене. Зал просто замирал!» - рассказывает дочь артистки Анна Терехова.
Диплом о разводе
Яркая, притягательная, талантливая актриса сразу обратила на себя внимание. Она блестяще сыграла Клеопатру - потому что уже тогда выглядела как настоящая царица! В театре ей довелось работать вместе с легендарной Фаиной Раневской, у которой она многому научилась.
Еще во время поступления в вуз Рита встретила первую любовь. Студент, будущий геодезист Слава Бутенко и его приятели проходили мимо стайки девчонок, столпившихся около театра во время вступительных экзаменов. Подошли, познакомились… Одного взгляда на Маргариту Вячеславу хватило, чтобы понять, что именно эта женщина сыграет в его жизни роковую роль. Он забрал документы из университета и поступил в ту же студию. Через год пара сыграла свадьбу, а уже после выпускного спектакля… рассталась навсегда. Театралы связывают их разрыв как раз с дипломной работой: молодые люди играли разводящихся мужа и жену.
Дальше у Тереховой вспыхнул роман со всемирно знаменитым танцовщиком Большого театра Марисом Лиепой, но артист был несвободен. Эта история тоже закончилась довольно быстро.
Впервые на экране она появилась в 1965 году в картине армянского режиссера Фрунзе Довлатяна «Здравствуй, это я!» В начале своей актерской карьеры Терехова снималась нечасто, но каждая из картин с ее участием была замечена зрителями. Это относится и к знаменитой киноповести Андрея Смирнова «Белорусский вокзал», где Терехова сыграла Наташу Шипилову, и к драме Ильи Авербаха «Монолог».
Лодка быта
Болгарского актера Савву Хашимова Маргарита встретила на съемках фильма «Бегущая по волнам»: оба играли главные роли и полюбили друг друга с первого взгляда.
Сколько было задушевных разговоров и прогулок под луной, сколько пылких обещаний и красивых слов было сказано Хашимовым Маргарите! Но актер был женат, и, пока он не получил официального развода, чарам сердцееда Терехова не поддавалась.
Когда Савва стал свободным, у них начался головокружительный роман, но замуж болгарин Терехову не звал. Гордая актриса, узнав о своей беременности, улетела в Москву и только оттуда написала любимому письмо с признанием, не желая навязываться, если Савва не окажется готовым к созданию новой семьи. Но он тотчас же примчался за ней, слезно умоляя немедленно стать его женой.
Они сыграли свадьбу, и молодая семья, включая родившуюся дочку Анечку, поселилась в общежитии. Счастливый брак, полный любви и вдохновения, продлился всего четыре года. Все испортил быт, которым некому было заниматься: востребованная Терехова пропадала то в театре, то на съемках, Хашимова и вовсе тянуло на родину, в Болгарию… Уезжать из Москвы Маргарита не пожелала, и Савва был вынужден вернуться в родную страну в одиночестве. Через некоторое время пара оформила официальный развод.
«Это было счастливое, романтичное время! Мы разошлись потому, что я не мог и не хотел жить в Москве, но и Рита не хотела уехать со мной в Болгарию. Если бы мы не были актерами, то, наверное, долго прожили бы вместе», - вспоминал позднее Хашимов.
Муза гения
Терехова глубоко переживала расставание. Это отразилось и в облике трагичных героинь, которых она тогда сыграла: гордой Дианы из «Собаки на сене» и коварной Миледи из «Трех мушкетеров».
В этот период Терехову встретил Андрей Тарковский и предложил ей сниматься в своем фильме «Зеркало», в котором она сыграла сразу две главные роли - матери (Марии) и жены (Натальи). В своих героинях Терехова в полной мере воплотила замысел режиссера. Маргарита Борисовна вспоминает о нем как о лучшем режиссере, с которым ей когда-либо приходилось работать.
«В создаваемый Тарковским мир вошла актриса, обладающая даром прозрения, равного замыслу масштаба. Не объяснить, не раскрыть, не разгадать, но дать возможность встречи с женщиной, вдохновлявшей поэта, - вот смысл первого появления Марии. Она красива, великолепна в скромном дачном наряде, с тяжелым пучком волос, с таинственной полуулыбкой, ибо она и здесь, сейчас, и в не известном никому прошедшем - далеком и близком», - писали о Тереховой в журнале «Советский экран».
В 80-е годы, когда в стране развернулась травля Андрея Тарковского, человека, близкого и дорогого Маргарите Тереховой, актриса, имевшая в это время авторитет и влияние в мире кино, помогла выстоять своему другу.
В чем прок?
В актрису влюблялись и ее ровесники, и мужчины намного старше, и те, кто был значительно моложе. Певец Игорь Тальков посвящал ей песни. В 80-е годы они с Тальковым создали коллектив «Балаганчик» и ездили на гастроли. Чувства оказались взаимными, а вот отношения - непростыми. С Маргаритой было сложно: имея сильный характер, она невольно подавляла своих мужчин.
В период третьего брака с режиссером Георгием Гавриловым у актрисы родился сын - Александр Георгиевич Гаврилов: позднее она изменила его имя на «Александр Терехов».
Актриса не любит вспоминать о мужьях и даже как-то обронила фразу: «Прок от мужчин был один - давали детей». А подробно и долго она могла говорить только об Андрее Тарковском и Игоре Талькове. Воспитывая детей, Терехова рассчитывала только на себя.
В последние годы Маргарита Борисовна не играет в театре, не снимается в кино и почти не дает интервью; редко появляется на людях, практически не посещает публичные мероприятия. И все-таки в последних интервью Маргарита Борисовна рассказала, что у нее есть планы. Она мечтает сыграть роль блаженной Ксении Петербуржской.
Ольга ГРАЖИНА
«За мамой повелся шлейф актрисы с трудным характером. На самом деле она просто никогда не вписывалась ни в какие каноны».
Коллаж Тараса БОЯРЧУКА
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть