19200

Одиночество миледи. В советском кино было много красавиц, королева - одна

"Аргументы и факты" в Беларуси № 36. Льготные метры 05/09/2017
Актрисе приписывали роман с Боярским, несмотря на ее заверения, что между ними была лишь экранная «химия».
Актрисе приписывали роман с Боярским, несмотря на ее заверения, что между ними была лишь экранная «химия». Кадр из фильма

Общая тревога

Маргарита Терехова родилась 25 августа 1942 года в городе Туринске Свердловской области. Затем семья перебралась в Ташкент, где прошло детство будущей актрисы.

Режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич вспоминал о юной Маргарите, с которой они росли в одном дворе, и признавался, что был не на шутку в нее влюблен: «Рита была девушка с характером, подвижная. В нашей мальчишеской аудитории была очень известна! У нее были очень красивые, стройные ноги, хорошая фигура, и это нас всех тревожило!»

Хороши у Риты оказались не только ноги, но и ум, поэтому окончить школу с золотой медалью для нее не было проблемой. Высокие баллы в аттестате и влечение к знаниям проложили Тереховой дорогу на физмат местного университета, но ровно через год красивая и своенравная девушка не выдержала скучной математики - уехала в Москву поступать в театральный.

Однако во ВГИКе, куда она направилась в первую очередь, экзамены закончились. «Приходите в следующем году», - сказали в приемной комиссии. Зато в студии при театре Моссовета драматические способности разглядели с первого раза.

«О красоте Маргариты Тереховой говорили в ту пору очень многие. На нее оборачивались, к ней подходили знакомиться. Но самое настоящее волшебство происходило, когда она появлялась на сцене. Зал просто замирал!» - рассказывает дочь артистки Анна Терехова.

Диплом о разводе

Яркая, притягательная, талантливая актриса сразу обратила на себя внимание. Она блестяще сыграла Клеопатру - потому что уже тогда выглядела как настоящая царица! В театре ей довелось работать вместе с легендарной Фаиной Раневской, у которой она многому научилась.

Еще во время поступления в вуз Рита встретила первую любовь. Студент, будущий геодезист Слава Бутенко и его приятели проходили мимо стайки девчонок, столпившихся около театра во время вступительных экзаменов. Подошли, познакомились… Одного взгляда на Маргариту Вячеславу хватило, чтобы понять, что именно эта женщина сыграет в его жизни роковую роль. Он забрал документы из университета и поступил в ту же студию. Через год пара сыграла свадьбу, а уже после выпускного спектакля… рассталась навсегда. Театралы связывают их разрыв как раз с дипломной работой: молодые люди играли разводящихся мужа и жену.

Дальше у Тереховой вспыхнул роман со всемирно знаменитым танцовщиком Большого театра Марисом Лиепой, но артист был несвободен. Эта история тоже закончилась довольно быстро.

Впервые на экране она появилась в 1965 году в картине армянского режиссера Фрунзе Довлатяна «Здравствуй, это я!» В начале своей актерской карьеры Терехова снималась нечасто, но каждая из картин с ее участием была замечена зрителями. Это относится и к знаменитой киноповести Андрея Смирнова «Белорусский вокзал», где Терехова сыграла Наташу Шипилову, и к драме Ильи Авербаха «Монолог».

Лодка быта

Болгарского актера Савву Хашимова Маргарита встретила на съемках фильма «Бегущая по волнам»: оба играли главные роли и полюбили друг друга с первого взгляда.

Сколько было задушевных разговоров и прогулок под луной, сколько пылких обещаний и красивых слов было сказано Хашимовым Маргарите! Но актер был женат, и, пока он не получил официального развода, чарам сердцееда Терехова не поддавалась.

Когда Савва стал свободным, у них начался головокружительный роман, но замуж болгарин Терехову не звал. Гордая актриса, узнав о своей беременности, улетела в Москву и только оттуда написала любимому письмо с признанием, не желая навязываться, если Савва не окажется готовым к созданию новой семьи. Но он тотчас же примчался за ней, слезно умоляя немедленно стать его женой.

Они сыграли свадьбу, и молодая семья, включая родившуюся дочку Анечку, поселилась в общежитии. Счастливый брак, полный любви и вдохновения, продлился всего четыре года. Все испортил быт, которым некому было заниматься: востребованная Терехова пропадала то в театре, то на съемках, Хашимова и вовсе тянуло на родину, в Болгарию… Уезжать из Москвы Маргарита не пожелала, и Савва был вынужден вернуться в родную страну в одиночестве. Через некоторое время пара оформила официальный развод.

«Это было счастливое, романтичное время! Мы разошлись потому, что я не мог и не хотел жить в Москве, но и Рита не хотела уехать со мной в Болгарию. Если бы мы не были актерами, то, наверное, долго прожили бы вместе», - вспоминал позднее Хашимов.

Муза гения

Терехова глубоко переживала расставание. Это отразилось и в облике трагичных героинь, которых она тогда сыграла: гордой Дианы из «Собаки на сене» и коварной Миледи из «Трех мушкетеров».

Режиссер Юнгвальд-Хилькевич вспоминал: «Надели на Риту шифоновую кофточку, и впервые в истории советского кинематографа в кадре была видна женская грудь не в течение одного стыдливого мгновения, а практически постоянно. У Тереховой грудь - как у Марии-Антуанетты (сохранился слепок из стекла). Я говорю об этом не как мужчина, а как художник. Миледи получилась абсолютной формы. Сексуальная, вероломная!»

В этот период Терехову встретил Андрей Тарковский и предложил ей сниматься в своем фильме «Зеркало», в котором она сыграла сразу две главные роли - матери (Марии) и жены (Натальи). В своих героинях Терехова в полной мере воплотила замысел режиссера. Маргарита Борисовна вспоминает о нем как о лучшем режиссере, с которым ей когда-либо приходилось работать.

«В создаваемый Тарковским мир вошла актриса, обладающая даром прозрения, равного замыслу масштаба. Не объяснить, не раскрыть, не разгадать, но дать возможность встречи с женщиной, вдохновлявшей поэта, - вот смысл первого появления Марии. Она красива, великолепна в скромном дачном наряде, с тяжелым пучком волос, с таинственной полуулыбкой, ибо она и здесь, сейчас, и в не известном никому прошедшем - далеком и близком», - писали о Тереховой в журнале «Советский экран».

В 80-е годы, когда в стране развернулась травля Андрея Тарковского, человека, близкого и дорогого Маргарите Тереховой, актриса, имевшая в это время авторитет и влияние в мире кино, помогла выстоять своему другу.

В чем прок?

В актрису влюблялись и ее ровесники, и мужчины намного старше, и те, кто был значительно моложе. Певец Игорь Тальков посвящал ей песни. В 80-е годы они с Тальковым создали коллектив «Балаганчик» и ездили на гастроли. Чувства оказались взаимными, а вот отношения - непростыми. С Маргаритой было сложно: имея сильный характер, она невольно подавляла своих мужчин.

В период третьего брака с режиссером Георгием Гавриловым у актрисы родился сын - Александр Георгиевич Гаврилов: позднее она изменила его имя на «Александр Терехов».

Актриса не любит вспоминать о мужьях и даже как-то обронила фразу: «Прок от мужчин был один - давали детей». А подробно и долго она могла говорить только об Андрее Тарковском и Игоре Талькове. Воспитывая детей, Терехова рассчитывала только на себя.

В последние годы Маргарита Борисовна не играет в театре, не снимается в кино и почти не дает интервью; редко появляется на людях, практически не посещает публичные мероприятия. И все-таки в последних интервью Маргарита Борисовна рассказала, что у нее есть планы. Она мечтает сыграть роль блаженной Ксении Петербуржской.

Ольга ГРАЖИНА

 

 

 

«За мамой повелся шлейф актрисы с трудным характером. На самом деле она просто никогда не вписывалась ни в какие каноны».
                     
Коллаж Тараса БОЯРЧУКА

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно