Общая тревога
Маргарита Терехова родилась 25 августа 1942 года в городе Туринске Свердловской области. Затем семья перебралась в Ташкент, где прошло детство будущей актрисы.
Режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич вспоминал о юной Маргарите, с которой они росли в одном дворе, и признавался, что был не на шутку в нее влюблен: «Рита была девушка с характером, подвижная. В нашей мальчишеской аудитории была очень известна! У нее были очень красивые, стройные ноги, хорошая фигура, и это нас всех тревожило!»
Хороши у Риты оказались не только ноги, но и ум, поэтому окончить школу с золотой медалью для нее не было проблемой. Высокие баллы в аттестате и влечение к знаниям проложили Тереховой дорогу на физмат местного университета, но ровно через год красивая и своенравная девушка не выдержала скучной математики - уехала в Москву поступать в театральный.
Однако во ВГИКе, куда она направилась в первую очередь, экзамены закончились. «Приходите в следующем году», - сказали в приемной комиссии. Зато в студии при театре Моссовета драматические способности разглядели с первого раза.
«О красоте Маргариты Тереховой говорили в ту пору очень многие. На нее оборачивались, к ней подходили знакомиться. Но самое настоящее волшебство происходило, когда она появлялась на сцене. Зал просто замирал!» - рассказывает дочь артистки Анна Терехова.
Диплом о разводе
Яркая, притягательная, талантливая актриса сразу обратила на себя внимание. Она блестяще сыграла Клеопатру - потому что уже тогда выглядела как настоящая царица! В театре ей довелось работать вместе с легендарной Фаиной Раневской, у которой она многому научилась.
Еще во время поступления в вуз Рита встретила первую любовь. Студент, будущий геодезист Слава Бутенко и его приятели проходили мимо стайки девчонок, столпившихся около театра во время вступительных экзаменов. Подошли, познакомились… Одного взгляда на Маргариту Вячеславу хватило, чтобы понять, что именно эта женщина сыграет в его жизни роковую роль. Он забрал документы из университета и поступил в ту же студию. Через год пара сыграла свадьбу, а уже после выпускного спектакля… рассталась навсегда. Театралы связывают их разрыв как раз с дипломной работой: молодые люди играли разводящихся мужа и жену.
Дальше у Тереховой вспыхнул роман со всемирно знаменитым танцовщиком Большого театра Марисом Лиепой, но артист был несвободен. Эта история тоже закончилась довольно быстро.
Впервые на экране она появилась в 1965 году в картине армянского режиссера Фрунзе Довлатяна «Здравствуй, это я!» В начале своей актерской карьеры Терехова снималась нечасто, но каждая из картин с ее участием была замечена зрителями. Это относится и к знаменитой киноповести Андрея Смирнова «Белорусский вокзал», где Терехова сыграла Наташу Шипилову, и к драме Ильи Авербаха «Монолог».
Лодка быта
Болгарского актера Савву Хашимова Маргарита встретила на съемках фильма «Бегущая по волнам»: оба играли главные роли и полюбили друг друга с первого взгляда.
Сколько было задушевных разговоров и прогулок под луной, сколько пылких обещаний и красивых слов было сказано Хашимовым Маргарите! Но актер был женат, и, пока он не получил официального развода, чарам сердцееда Терехова не поддавалась.
Когда Савва стал свободным, у них начался головокружительный роман, но замуж болгарин Терехову не звал. Гордая актриса, узнав о своей беременности, улетела в Москву и только оттуда написала любимому письмо с признанием, не желая навязываться, если Савва не окажется готовым к созданию новой семьи. Но он тотчас же примчался за ней, слезно умоляя немедленно стать его женой.
Они сыграли свадьбу, и молодая семья, включая родившуюся дочку Анечку, поселилась в общежитии. Счастливый брак, полный любви и вдохновения, продлился всего четыре года. Все испортил быт, которым некому было заниматься: востребованная Терехова пропадала то в театре, то на съемках, Хашимова и вовсе тянуло на родину, в Болгарию… Уезжать из Москвы Маргарита не пожелала, и Савва был вынужден вернуться в родную страну в одиночестве. Через некоторое время пара оформила официальный развод.
«Это было счастливое, романтичное время! Мы разошлись потому, что я не мог и не хотел жить в Москве, но и Рита не хотела уехать со мной в Болгарию. Если бы мы не были актерами, то, наверное, долго прожили бы вместе», - вспоминал позднее Хашимов.
Муза гения
Терехова глубоко переживала расставание. Это отразилось и в облике трагичных героинь, которых она тогда сыграла: гордой Дианы из «Собаки на сене» и коварной Миледи из «Трех мушкетеров».
В этот период Терехову встретил Андрей Тарковский и предложил ей сниматься в своем фильме «Зеркало», в котором она сыграла сразу две главные роли - матери (Марии) и жены (Натальи). В своих героинях Терехова в полной мере воплотила замысел режиссера. Маргарита Борисовна вспоминает о нем как о лучшем режиссере, с которым ей когда-либо приходилось работать.
«В создаваемый Тарковским мир вошла актриса, обладающая даром прозрения, равного замыслу масштаба. Не объяснить, не раскрыть, не разгадать, но дать возможность встречи с женщиной, вдохновлявшей поэта, - вот смысл первого появления Марии. Она красива, великолепна в скромном дачном наряде, с тяжелым пучком волос, с таинственной полуулыбкой, ибо она и здесь, сейчас, и в не известном никому прошедшем - далеком и близком», - писали о Тереховой в журнале «Советский экран».
В 80-е годы, когда в стране развернулась травля Андрея Тарковского, человека, близкого и дорогого Маргарите Тереховой, актриса, имевшая в это время авторитет и влияние в мире кино, помогла выстоять своему другу.
В чем прок?
В актрису влюблялись и ее ровесники, и мужчины намного старше, и те, кто был значительно моложе. Певец Игорь Тальков посвящал ей песни. В 80-е годы они с Тальковым создали коллектив «Балаганчик» и ездили на гастроли. Чувства оказались взаимными, а вот отношения - непростыми. С Маргаритой было сложно: имея сильный характер, она невольно подавляла своих мужчин.
В период третьего брака с режиссером Георгием Гавриловым у актрисы родился сын - Александр Георгиевич Гаврилов: позднее она изменила его имя на «Александр Терехов».
Актриса не любит вспоминать о мужьях и даже как-то обронила фразу: «Прок от мужчин был один - давали детей». А подробно и долго она могла говорить только об Андрее Тарковском и Игоре Талькове. Воспитывая детей, Терехова рассчитывала только на себя.
В последние годы Маргарита Борисовна не играет в театре, не снимается в кино и почти не дает интервью; редко появляется на людях, практически не посещает публичные мероприятия. И все-таки в последних интервью Маргарита Борисовна рассказала, что у нее есть планы. Она мечтает сыграть роль блаженной Ксении Петербуржской.
Ольга ГРАЖИНА
«За мамой повелся шлейф актрисы с трудным характером. На самом деле она просто никогда не вписывалась ни в какие каноны».
Коллаж Тараса БОЯРЧУКА
Чеховская пьеса. «Неоконченной пьесе для механического пианино» — 40 лет
Звезда по имени Цой. Две яркие истории любви лидера группы «Кино»
Дочь звезды, сестра звезды, жена звёзд. Нелёгкая судьба Марианны Вертинской
Тайны за семью печатями. Закрытые миры Александра Калягина
Расплата за любовь. Кустинская ломала семьи, но так и не построила свою
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть