Писатели не всегда точно указывают точный возраст героев своих произведений. Они, скорее, обозначают, к какой группе они относятся — молодые, старые или что-то среднее между этими крайностями. Впрочем, образ многих персонажей классических произведений известен достаточно точно, но в кино свои законы — и режиссеры зачастую игнорируют указания авторов, предлагая свой взгляд на привычные вещи. И иногда своеобразным «каноном» становится именно этот, кинематографический подход — после выхода фильмов сложно представить других героев, и именно актеры в гриме встают перед глазами, когда снова перечитываешь знакомые строчки.
Пьер Безухов — «Война и мир», 1967
В романе Льва Толстого этот персонаж появляется в возрасте 20 лет; к финалу ему 27. Но в мировом кино именно Пьеру Безухову не везло — например, в голливудской экранизации 1956 года его сыграл Генри Фонда, которому на момент съемок исполнилось пятьдесят лет. Да и другие исполнители были постарше литературного Пьера — Энтони Хопкинс сыграл его в 35 лет (в британском сериале 1972 года), а Пол Дано — в 32 (в сериале 2016 года). Советский режиссер Сергей Бондарчук не стал идти против мировых трендов; он, конечно, пытался подыскать актера, который соответствовал бы описанию в романе, но в итоге сам примерил сюртук этого героя — на начало съемок масштабной эпопеи середины 1960-х ему было 42 года. Любопытно, что на роль первой жены Пьера — Элен Куракиной — Бондарчук позвал свою супругу Ирину Скобцеву, которая была на десяток лет старше своей героини (35 против 20-25 у Толстого).
Д’Артаньян и три мушкетера
Роман Александра Дюма-отца выдержал огромное количество экранизаций — фильмы по нему снимали больше сотни раз. Соответственно, и главные герои отличались разнообразием — пожалуй, единственным сходством между ними были шляпы с огромными полями, синие плащи с крестом и лилиями и непременные шпаги; в одной из недавних картин Д’Артаньяна вообще сыграл чернокожий актер. Но у нас в стране все зрители точно знают, как выглядит храбрый гасконец — шляпа, шпага и плащ, разумеется, присутствуют, но ещё у него должно быть лицо Михаила Боярского. Правда, режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич допустил определенную вольность, когда утверждал на роль этого актера — в 1978 году Боярскому было 29 лет, и он оказался на 12 лет старше, чем Д’Артаньян, который описан у Дюма. Но примерно та же самая трансформация произошла и с другими героями книги. Так, Атосу примерно 27-30 лет, а сыгравшему его Вениамину Смехову на тот момент было 38, Арамису на момент действия романа 21 год — а Игорю Старыгину было 32. Вот возраст Портоса нигде не указан — но вряд ли он старше того же Атоса, который был самым авторитетным среди мушкетеров короля, — а актеру Валентину Смирнитскому тогда исполнилось 34 года. Кстати, про короля — после этой картины в сознании советских людей закрепился совершенно конкретный образ Людовика XIII, которого сыграл 43-летний Олег Табаков; в реальности этому монарху на момент начала «Трех мушкетеров» было всего 24 года. Да и 43-летняя Алиса Фрейндлих совершенно не была похожа на Анну Австрийскую, которая была ровесницей своего мужа.
Шерлок Холмс
Артур Конан Дойль долго избегал указывать точный возраст своего самого известного персонажа, но в итоге сдался — по оценкам исследователей, Шерлок Холмс родился в 1854 году, а на момент знакомства с доктором Ватсоном частному сыщику было всего-то 27 лет (это случилось в 1881-м). Конечно, книги Дойля экранизировали почти так же часто, как и произведения Дюма — и Шерлоков можно найти на любой вкус; сейчас самый известный на Западе — это Бенедикт Камбербэтч, который начал играть эту роль в 34 года. Но у нас есть собственный устоявшийся образ Холмса — это актер Василий Ливанов, обладатель очень характерного голоса и темперамента. Во время съемок самого первого фильма цикла Игоря Масленникова — «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» в 1978-м — Ливанову было 43 года; сыгравшему Ватсона Виталию Соломину, кстати, было 37 лет — и он тоже был на 9 лет старше своего героя. Но несмотря на это дуэт в исполнении именно этих актеров оказался очень плотно вписан в российский культурный код, и новая экранизация в 2013 году с Игорем Петренко и Андреем Паниным не смогла подвинуть старые фильмы с их безусловно первого места.
Остап Бендер
Илья Ильф и Евгений Петров в двух книгах о Великом комбинаторе приводят противоречивые данные о его возрасте — но в целом считается, что Остапу Бендеру было от 27 (в «Двенадцати стульях») до 33 (в «Золотом теленке») лет. И вот для этого героя режиссеры старались подбирать подходящих по возрасту актеров, хотя это правило работало далеко не всегда. Сергею Юрскому в «Золотом теленке» Михаила Швейцера было 33 года, а Арчилу Гомиашвили в «12 стульях» Леонида Гайдая — 45; впрочем, именно Бендер в исполнении Гомиашвили считается одним из лучших. Андрей Миронов снимался у Марка Захарова в 36 лет — он был на 9 лет старше своего героя, а Сергею Крылову в «Мечтах идиота» Василия Пичула — 32. Самым «пожилым» оказался Бендер в исполнении Олега Меньшикова — актер сыграл этого персонажа в сериале «Золотой теленок» 2006 года, когда ему было 46 лет.
Анна Каренина
Этот роман Льва Толстого экранизировали пореже «Трех мушкетеров», но чаще, чем «Войну и мир» — да и сюжет книги известен, пожалуй, всем. О возрасте героини Толстой прямо не пишет, но обычно предполагают, что в начале сюжета ей 25-26 лет, а погибла она в 28. В СССР роман впервые перенесли на экран в 1953, это была киноверсия постановки МХАТа, а роль Анны исполнила народная артистка СССР и лауреат пяти Сталинских премий Алла Тарасова, которой тогда было 66 лет; в театре она играла Каренину с 1937 года. Впрочем, «канонической» экранизацией романа в СССР считалась картина Александра Зархи 1967 года, в которой роль Анны Карениной исполнила 33-летняя Татьяна Самойлова — признанная звезда советского кино того времени, известная прежде всего по драме «Летят журавли». Впрочем, были и другие постановки — например, фильм-балет 1974 года с 49-летней Майей Плисецкой. Уже в 2017-м свою версию «Анны Карениной» снял Карен Шахназаров — в его сериале «Анна Каренина. История Вронского» главную героиню сыграла 32-летняя Елизавета Боярская.
Бонус: Пятнадцатилетний капитан
Приключенческий роман Жюля Верна в СССР экранизировали дважды, и оба раза подход к подбору актера на заглавную роль был похожим — хотя и с разным результатом. В фильме 1945 года роль Дика Сэнда досталась 17-летнему Всеволоду Ларионову; этот актер и дальше снимался в кино, окончил училище при театре имени Ленинского комсомола, служил в его труппе, заимел солидную фильмографию, работал на дубляже (его голосом в СССР говорил Пьер Ришар). А в картине 1986 года «Капитан «Пилигрима» на роль пятнадцатилетнего капитана взяли непрофессионального актера Вячеслава Ходченко; после участия в этом фильме он больше в кино не снимался.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть