Что бы она ни играла, где бы ни выступала, для миллионов зрителей Наталья Варлей остается «спортсменкой, комсомолкой». Она и тяготится той славой, что принесла ей роль Нины в «Кавказской пленнице» Гайдая, и не может не быть благодарной ей. 22 июня Заслуженная артистка РСФСР Наталья Варлей отмечает 75-летие. На II Открытом фестивале патриотического кино «Малая земля», что не так давно прошёл в Новороссийске, актриса была почетным гостем. Наталье Владимировне вручили приз «Пылающее сердце» — символ зрительской любви. В рамках кинофорума Наталья Варлей выступила с творческим вечером «Автопортрет», где рассказала о своей жизни.
«Папа был капитаном, а мама — капитанской женой»
— У меня два образования. Одно — Театральное училище им. Щукина, где педагоги воспитали меня как театральную актрису. Но еще до этого я закончила цирковое училище и работала в цирке — в воздухе, на трапеции. Мой номер назывался «Воздушный эквилибр с музыкальными инструментами». Например, я играла на концертино под куполом цирка — сидела на стульчике, который стоял на задних ножках, трапеция качалась, а я играла «Осеннюю песню» Чайковского. Зрители едва дышали, наблюдая за мной.
Многие считают, что только в цирковых династиях девочки и мальчики становятся цирковыми артистами. Нет: папа у меня был капитаном.
Владимир Викторович Варлей, тогда просто Володя, вместе со своими одноклассниками из Москвы поехал в Севастополь и стал курсантом первого набора Севастопольского военно-морского училища. Выпуск этого набора пришелся на 1941 год, и отец сразу пошел в бой. Так вчерашние мальчишки сразу стали мужчинами. Отец был командиром боевого катера. Позже мне показывали то место, где под Новороссийском он проводил морской десант, когда высаживались морпехи. Поэтому с городом Новороссийском меня связывает очень многое. Сейчас, в эти непростые для нашей страны времена, я все время вспоминаю папу, смотрю из окна гостиницы на бухту и думаю, как было бы хорошо, если бы я могла приехать домой и рассказать отцу , что я побывала в Новороссийске — он всегда ждал таких рассказов.

В общем, папа у меня был капитан, а мама — капитанской женой. Мы всегда очень много ездили. Родилась я в результате в Констанце, потому что мама, когда была беременна мной, пошла с папой в рейс. По срокам появиться на свет я должна была в Болгарии, но родилась я в итоге в Румынии. Когда мне был месяц, меня привезли обратно в СССР. Так что с младенчества, даже еще до рождения, я путешествовала. Такая цыганская жизнь потом была у меня и в цирке, и в театре.
«Никулин всю жизнь называл меня "девочка"»
Я очень рано научилась читать. Росла я застенчивым ребенком, поэтому мне проще мне было не разговаривать, а читать книги и писать. И очень скоро я стала выражать свои мысли в стихах. К моему первому сборнику «Кружась над золотыми куполами» предисловие написал Юрий Владимирович Никулин. Он, прочитав мои стихи, сказал: «Ты знаешь, девочка, мне понравились твои стихи». Никулин всех младших коллег, друзей называл «мальчиками» и «девочками».
«Девочка, а ты помнишь первое свое стихотворение?» — «Помню». — «Когда ты его написала?» — «В 4 года». — «Ну прочитай». И я прочитала: «У грибочка шапочка и толстая ножка. Нет у ножки тапочка, нету и сапожка». Юрию Владимировичу это стихотворение очень понравилось, он в предисловии моего сборника процитировал его и написал: «Эти стихи написала 4-летняя Наташа Варлей. Грустные стихи, не правда ли? В этот сборник входит много грустных стихов, но это потому, что это стихи о любви, а когда о любви рассказывается даже печально, все равно остается светлое чувство. Я очень надеюсь, что эти стихи будут читать и в жарких странах, и где-то на белом свете, там, где всегда мороз».

На сегодняшний день у меня вышло 4 сборника, потом стали появляться песни на мои стихи. Помните солиста ансамбля «Пламя» Юру Петерсона, который пел «Снег кружится, летает, летает»? Мы с ним были на каком-то фестивале, и он говорит: «Наташ, дай мне, пожалуйста, свои стихи. Я пишу музыку, мне нужны тексты». — «Ты что, Юр, у меня нет таких стихов, на которые можно было бы песни написать. Они у меня очень личные, печальные, много стихов о любви». Он взял мои стихи. На другой день приходит: «Знаешь, я прочитал. Ничего ты не понимаешь! Я уже три песни написал». Одна из этих песен — «Канатная плясунья» — была создана по стихотворению, посвященному Лёне Енгибарову, с которым мне посчастливилось работать в цирке в одной программе.
Есть у меня и книга прозы, «Канатоходка». В ней я рассказываю не только свою биографию, но и описываю свои ощущения от этого мира, от жизни, вспоминаю о встречах с разными людьми, о моих друзьях. Материала хватит и для второй.
Был период, когда я не могла писать. Вообще ничего не могла делать, даже стихи не сочинялись. Но, думаю, что пора уже взять себя в руки. Так что соберусь с силами и сделаю вторую книгу воспоминаний.
«Им просто не повезло!»
Подготовка любой передачи, которую делают к моим юбилеям, обычно происходит так. Я говорю: «Ребят, давайте мы о „Кавказской пленнице“ поговорим, но немного. Ну, покажем фрагмент. А потом поговорим о других ролях». «Хорошо», — отвечают. В итоге полпередачи идет разговор о «Кавказской пленнице», 15 минут — о «Вие», потом немножко о личной жизни, чуть-чуть о цирке, два стихотворения — и все, передача закончилась. Мне просто обидно за остальные свои роли, у которых не сложилось такой судьбы, как у «Кавказской пленницы» и «Вия». Этим картинам просто не повезло — они снимались не в то время.
Несколько дней назад мне позвонил Олег Митяев: «Ты знаешь, по Культуре показали фильм "Ливень"». Это узбекский фильм по пьесе киргизского драматурга Мара Байджиева. Слушай, я посмотрел картину, и открыл рот. А почему ее так редко показывают?» — «Ну откуда я знаю». — «Такая хорошая картина, и так по-современному смотрится». В общем, много есть работ в кино, которые мне очень хотелось бы, чтобы зрители увидели, а не только «Кавказскую пленницу», которую все знают наизусть и всё равно смеются.
Большинство лент были созданы тогда, когда кино практически стало кооперативным. Но, тем не менее, у меня набралось 60 с лишним фильмов — разные лица, разные роли, разная внешность, возраст и так далее. И всё равно меня представляют «студентка, спортсменка, комсомолка». Сложно уже с этим смиряться. 55 лет прошло! Тут надо либо действительно по-комсомольски выглядеть, либо немножко по-другому меня представлять.
Пришла ко мне подруга в гости, я стол накрыла, пирог испекла. Сели, разговариваем. И вдруг она видит по ТВ — идет «Кавказская пленница. Отвернулась от меня и стала смотреть. Я говорю: «Нин, ты с ума сошла? Ты тысячу раз видела картину!» — «Это святое». И продолжила смотреть фильм.
Заслуженная артистка России Наталья Варлей празднует 75-летний юбилей
Муж завидовал ей, злился, оскорблял. Несчастная доля красавицы Извицкой
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть