Заслуженная артистка РСФСР ответила на вопросы корреспондента «АиФ».
«Дети без любви не рождаются»
Ольга Шаблинская, «АиФ»: Наталья Владимировна, вы выпустили несколько поэтических сборников. Но вся ваша любовная лирика, как мне показалось, очень уж грустная...
Наталья Варлей: Грустная. Но это как поётся в песне на стихи Долматовского — «Любовь никогда не бывает без грусти, но это приятней, чем грусть без любви».
— Ваша коллега, народная артистка РФ Раиса Рязанова сказала, что была замужем, родила сына, есть внук. Но что такое любовь, она так и не узнала. А вы в своей жизни испытали настоящую любовь?
— Конечно, испытала. Я считаю, что дети без любви не рождаются.
Я сначала снялась в фильмах «Кавказская пленница» и «Вий» — это 1967 год, потом пошла учиться на актрису, дальше родила старшего сына. И для старшего Васи, и для младшего Саши я всегда писала сказки. Особенно им нравились «Добрые сказки клоуна Баниласки». У меня записано много-много сказок детских, детских песен, дисков, кассет. Я их сама очень люблю. Часто ко мне подходят зрители с детьми: под вашего Баниласку засыпаем, с Банилаской едим.
Об отцах своих детей Наталья Варлей никогда не рассказывала. Что же касается браков, то её первым официальным мужем был в 1967 г. актер Николай Бурляев. Вторым мужем в 1971 г. стал актер Владимир Тихонов, однокурсник по Театральному училищу им. Щукина, сын Нонны Мордюковой и Вячеслава Тихонова. В 1972 г. родился сын Василий Варлей. Владимир Тихонов не раз говорил в своих интервью, что Варлей приехала к нему на седьмом месяце беременности в киноэкспедицию картины «Русское поле», где он снимался с матерью, и потребовала расписаться в загсе. Владимир Тихонов Наталью из роддома не встретил и сына своим не признавал. По словам знакомых пары, вместе Наталья и Владимир прожили всего лишь 3 месяца, но Тихонов платил алименты. Незадолго до смерти Нонны Мордюковой «АиФ» спросил, общается ли она со своим внуком — сыном Натальи Варлей и Владимира Тихонова. Кинолегенда ответила: «Не общаюсь. Почему? Это, чтоб рассказать, много слёз лить надо».
Василий Варлей закончил Институт современных искусств, снялся с матерью в фильме «Переходный возраст». Но роман с кинематографом не сложился, Василий работал водителем троллейбуса и т. д. Был женат, развелся, у актрисы есть внук Евгений Васильевич Варлей, окончивший университет в Вероне.
Своему младшему сыну Александру Варлей, родившемуся в 1985 г., актриса дала своё отчество и фамилию. Опять же, по слухам, ходившим в кинематографическом мире и внешнему сходству, его отцом мог быть Народный артист Узбекской ССР Ульмас Алиходжаев. В сериале «Огненные дороги» на «Узбекфильме» Ульмас играл знаменитого узбекского поэта, революционера Хамзу Ниязи, а Наталья — Марию Кузнецову, актрису в театре Хамзы.
— Мой младший сын Саша стал режиссёром. Когда он учился ещё в институте, его пригласили помощником режиссёра к Коле Лебедеву в картину «Волкодав из рода Серых псов». Я тоже там снималась. Саша водил меня на грим, на костюм, очень ко всему серьезно отнесся — ему было 18 лет. «Саша, а какую тебе зарплату-то положили?» — спросила я его. Он на меня так посмотрел: «Ты что? Я буду заниматься любимым делом, а ты меня о зарплате спрашиваешь?» У меня было то же самое — когда мы получали роли, мы не думали о том, сколько нам заплатят. Главное — мы получили хорошую роль.
«А вот об этом надо спросить Гайдая»
В своей автобиографической книге «Канатоходка» актриса рассказала, что на съёмках «Кавказской пленницы» в 1966 году между режиссёром Леонидом Гайдаем и Натальей Варлей произошёл конфликт из-за того, что режиссёр попытался поцеловать её. По её словам, ситуация развивалась следующим образом: съёмочная группа отметила в ресторане день рождения Алесандра Демьяненко, Гайдай проводил Наталью до номера в гостинице и вошёл в комнату вслед за ней без разрешения. «И мы сели — я на краешек стула, а Леонид Иович в кресло у окна — напротив. Ситуация была более чем неловкая. Я начала “заполнять паузу”, что-то лепеча про день рождения Саши, про завтрашние съемки. И тут в коридоре раздался громкий звук торопливых шагов, и в дверях остановилась Нина Павловна (Жена Гайдая Нина Гребешкова — Ред.). Я от смущения не нашла ничего умнее, чем заявить: "Мы говорим о работе!" Нина Павловна молча вышла». Режиссёр пошёл к выходу, Варлей за ним, чтобы запереть за ним дверь. Но Гайдай неожиданно сам закрыл её изнутри, повернулся и попытался поцеловать Варлей. «Я была девушка цирковая, сильная, с моментальной реакцией, поэтому в одну секунду я Гайдая не только оттолкнула, но и вытолкала из номера, закрыла дверь и заперла ее на ключ». После этого Нину в комедии озвучила Надежда Румянцева, хотя до этого претензий к голосу Варлей у Гайдая не было. Затем был второй удар...
После публикации этой книги вдову Леонида Гайдая Нину Гребешкову увезли в больницу с сердечным приступом.
— После вашей автобиографической книги остаётся впечатление, что у Варлей остались большие претензии к Гайдаю. В чем они?
— У меня не осталось к Гайдаю никаких претензий, кроме одного очень большого огорчения. Когда я пою на разных передачах «Где-то на белом свете», у меня обязательно спрашивают: «А почему же в кино за вас поет Ведищева?» А вот об этом нужно спросить у Леонида Иовича Гайдая и композитора Саши Зацепина!
Кстати, изначально я вообще не хотела сниматься в «Кавказской пленнице». У меня тогда только закончились гастроли с цирком в Одессе, я приехала в Москву, на столе лежала телеграмма, приглашение приехать на Мосфильм для знакомства с режиссером Гайдаем. Я приехала и познакомилась с очень мрачным человеком в очочках, который дал мне текст и сказал: «Читай». «Назначайте кинопробы», — таков был его вердикт. В следующий раз я приехала в выходной день уже с гастролей цирка из Тулы. Меня одели в брючки, какую-то рубашечку, Саши Демьяненко не было, из-за камеры мне подбрасывали реплики, в кадре со мной стоял ослик мосфильмовский. Я должна была его кормить морковкой, ослик заедал не только морковку, но и мою руку большими жёлтыми зубами, я безумно почему-то хохотала, и Гайдаю страшно понравилось. И потом вдруг возникла пауза, мне очень осторожно сказали: «Наташа, скажи, пожалуйста, а ты могла бы раздеться до купальника?» — «Конечно!» Пошла, разделась. Для меня-то, цирковой артистки, купальник — это моя униформа. А всей съемочной группе показалось, что девушка такая раскованная, такая смелая — пошла, разделась, вышла в купальнике, доиграла эту сцену с осликом и уехала опять в свою Тулу. Дальше я получила телеграмму, что утверждена на роль Нины. Я зарыдала, потому что мне совершенно не хотелось бросать цирк, даже на короткое время. Впервые увидев цирковое представление, я стала мечтать о профессии артистки цирка, и я этого добилась, я работала в воздухе — я, у которой природная боязнь высоты, летала над куполом, преодолев всё! Я была, как птица — и вдруг я должна спускаться на землю и играть в кино. Что, зачем? Я ответила: «Не буду сниматься». Но мой цирковой режиссер сказал: «Ты что! Ты представляешь, тебя будут объявлять: «Под куполом цирка исполнительница главной роли в фильме "Кавказская пленница"!. Ты представляешь, реклама какая? Ты должна сняться». Ему я перечить не могла, и поехала сниматься».
— То есть «Кавказская пленница» не входит в число ваших любимых работ?
— Нет, почему же — я эту картину люблю. И понимаю, что если бы не было этого фильма, возможно, я бы не выходила бы сегодня на сцену. Я понимаю, что я во многом этой картине обязана. Но ей в этом году 55 лет. Это было 55 лет назад, ребята! А мне начинают задавать вопросы про Этуша, про Демьяненко. Всё, что можно было рассказать, я уже рассказала. Поэтому это, с одной стороны, да, визитная карточка — «студентка, спортсменка, комсомолка», естественно. Но если фильму 55, то понимаете, сколько сейчас лет должно быть «студентке»? Сложно уже с этим смиряться. Мне не хочется, чтобы зрители, особенно сегодняшнее молодое поколение, думали, что у меня всего два фильма — «Кавказская пленница» и «Вий». У меня их намного больше, и есть очень интересные. Помню, в каком-то городе решили сделать наш совместный вечер с Александром Демьяненко. Выхожу я, и потом говорят: «А теперь будет историческая встреча Нины и Шурика». И выходит Саша Демьяненко — седой! И весь зал — ах! Он сказал: «Да, Шурики тоже стареют». Он очень огорчался, что его зовут только Шуриком, он ничем не мог уже перебить этот образ, хотя у него до Шурика были прекрасные работы. Незадолго до ухода мы с ним часто встречались. Я отказалась, а он согласился сняться в сериале «Клубничка»: «Мне нужно всё равно работать. Я понял, уже всё, я Шурик, уже посмертно Шурик». Зрители меня тоже воспринимают через призму «Кавказской пленницы», и хотят из меня тоже вытащить «Кавказскую пленницу» — а я другой совершенно человек на самом деле.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть