1302

«Не хватает реализма. Но, может, так и надо?». Отзыв на фильм «Стрельцов»

Кадр из фильма

После неудачного сериала «В созвездии Стрельца», о котором как-то негусто хороших отзывов, очень страшно было идти на премьеру фильма «Стрельцов» Ильи Учителя о драматической судьбе гениального, как его называли и называют до сих пор, советского футболиста Эдуарда Стрельцова.

Забегая вперед, скажу, что и в отношении этой картины маститые критики высказываются в стиле «не очень», на что, в принципе, имеют полное право. Но попробуем рассказать об этой премьере не с точки зрения кинематографической ценности, а с точки зрения важности памяти об этом человеке.

У Ильи Учителя уже неоднократно спрашивали: «Почему снова Петров?» или: «Почему было не показать главного героя более сложным персонажем?» Не все понимают, зачем медийно раскрученное лицо, засветившееся уже везде, где только можно, «примерили» и на известного футболиста. На все вопросы режиссер кратко отвечал: «Я вижу героя именно таким!» Самое интересное, что любители футбола, которые во времена СССР следили за судьбой Стрельцова и матчами с его участием, говорят о том, что Петров прекрасно воплотил образ балагура, открытого и улыбчивого парня, каким был футболист. То есть попадание удачное.

Что касается самого киноповествования, то очень не хватает реализма. Местами картина напоминает мюзикл, казалось, что между диалогами, иногда остроумными и смешными, герои вот-вот начнут петь и танцевать. Видимо, Илья Учитель хотел избежать трагизма, коего в судьбе Стрельцова хватало, выбрав намеренно мифологический тип повествования. Процитируем слова режиссера: «Я не назвал бы наш фильм биографическим – это мифы и легенды об известном футболисте. К каким-то событиям добавляли кинематографичности, придумывали события, которых не было вовсе. В нашем фильме Стрельцов получает то, что действительно заслуживал, но так и не получил. Кино – это кино. Реальная жизнь – нечто иное». Поэтому сценарные ходы поражают витиеватостью. Например, концовка фильма, где Стрельцов жмет руку Пеле. Конечно, такого в реальности не было…

А мнение известного кинокритика Антона Долина об этом фильме, о чем он написал у себя в Facebook, таково: «Стрельцов» в целом нормальный российский блокбастер, что называется, не хуже других и лучше многих. Бодрый, динамичный, вполне складный, смотреть не скучно, все актеры на местах. Правда, футбол снят ужасно неинтересно. Я спорт терпеть не могу, увлечь меня — трудная задача. Но вот в «Движении вверх» ее решили: первая половина фильма была вполне стандартной, но последний час, сам матч, — из ряда вон и съемки, и монтаж. А тут тоска, все матчи сделаны как перебивки между сценами остального действия, чтобы отделаться. Ну да бог с ним. Поразило другое.

«Стрельцов» — воплощенная, концентрированная ностальгия по СССР. А герой Саши Петрова — инкарнация советского духа, энергичного, оптимистичного и, прости господи, озорного.

Если я правильно понимаю, карьера Стрельцова после отсидки в целом была закончена. А в фильме, наоборот, идет на взлет. Жена и дочь понимают, что он был ни в чем не виноват, а тут еще Пеле приезжает с ним сыграть, и весь советский народ в едином порыве требует возвращения любимого футболиста на поле. Пусть покажет бразильцам! «У нас так спортсменов не встречают», — завистливо говорит Пеле, очевидно, уже мечтающий об эмиграции в СССР. Хеппи-энд».

К слову, эпизод с недовольными футбольными болельщиками на стадионе, узнавшими, что Стрельцова не выпустят на тот самый матч с Пеле, и скандирующими: «Выпускай!», очень похож на выдуманный, вставленный в картину для красоты кадра. Но, оказывается, такая история имела место, только было это в Горьком. Болельщики, узнавшие Стрельцова, который сидел на скамейке запасных, начали скандировать: «Стрельцова!»  потом стали жечь газеты. В перерыве один из руководителей Горьковского автозавода просто умолял выпустить Стрельцова на поле, чтобы не сожгли стадион. Когда футболист во втором тайме появился на поле, трибуны встретили его стоя…

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно