Эдуард Стрельцов — легенда советского футбола. Всю свою карьеру (1954-1970) он выступал за один клуб, московское «Торпедо», с перерывом (1958-1965), во время которого отбывал тюремный срок за изнасилование.
Известный советский футболист, а позже тренер Михаил Гершкович (сейчас —председатель правления общества «Объединение отечественных тренеров по футболу».— прим. АиФ.ru) выступал за «Торпедо» с 1967 по 1971 годы и застал Стрельцова в команде, будучи его одноклубником. Их дуэт в нападении считался одним из самых ярких в истории отечественного футбола.
После просмотра сериала «В созвездии Стрельца» на Первом канале Гершкович монологом выдал гневную рецензию картины, в которой, по его мнению, оказалось много неправды.
«Чистая, незамутненная, кристаллической пробы халтура»
— Сказать, что я удивлен, огорчен, поражен — ничего не сказать, — рассказывает Михаил Гершкович. — Досмотрел ленту до последнего эпизода, не пропуская ни одной из 8 серий, но только из уважения к Эдику, с которым связаны мои лучшие футбольные годы и вообще значительная часть жизни. И каждая новая серия только подтверждала первое впечатление: халтура. Чистая, незамутненная, кристаллической пробы халтура. Постараюсь объяснить свои впечатления и ощущения.
Главная, на мой взгляд, несуразица — выдумывать создателям фильма про Стрельцова ничего не нужно было. Его биография, карьера — готовый сценарий. Судьба Эдику выпала такая, что рисовать ее можно только с натуры, ничего не отнимая и не добавляя. Кино может получиться настоящим лишь в одном варианте: если это будет подстрочник — как, например, «Собачье сердце», снятое Владимиром Бортко по роману Михаила Булгакова.
К парню, которому досталось главная роль (Дмитрий Власкин), вопросов меньше всего. Но с ремаркой: за пределами поля. Сыграть Стрельцова-футболиста просто невозможно, кто бы за эту задачу ни взялся. Грубая ошибка создателей проекта. Одна из ключевых. Так, как играл в футбол он, не играл никто и никогда.
Слабым оправданием авторам может служить тот факт, что мировой кинематограф до сих пор не научился делать игровые фильмы про футбол. Но и у этого недостатка есть разумные пределы. Люди моего поколения хорошо помнят советскую классику «Удар, еще удар!» — ленту, в которой немало футбольных сцен. Режиссер Виктор Садовский, решая задачу профессионального показа игры, принял простое и мудрое решение: на поле должны быть настоящие футболисты, поэтому приоритет — общим планам.
В окончательный вариант монтажа вошла нарезка одного из официальных матчей чемпионата СССР. Только и было проблем, что одеть команду, приехавшую в Ленинград на встречу чемпионата СССР с «Зенитом», в форму нужных цветов. Этой командой стало «Динамо». Им, в общем-то и переодеваться не пришлось: «Зенит» был в красных футболках, динамовцы, они же «немцы», — в традиционных белых. Разве что принтом «Д» на груди пожертвовали ради искусства…
У сценаристов и режиссеров всегда есть джокер в рукаве: «Я художник, я так вижу. Жизнь — это жизнь, а кино — это кино». Да, понимаем. Имеют, наверное, право. Но тогда, ребята, назовите свое произведение нейтрально, дайте главному герою другое имя, созвучное, сделайте сноску: «Фильм создан по мотивам»... Свежий пример — баскетбольное «Движение вверх», к которому тоже ведь было немало вопросов. Фамилию главного героя изменили, Владимир Петрович Кондрашин стал Гаранжиным. Что, вероятно, дало авторам дополнительное право на художественный вымысел.
Но если у ленты имя «Стрельцов», не искажайте биографию, не придумывайте историй, которых не было и быть не могло, не рисуйте портреты людей, не зная «кухни», не понимая эпохи, не владея ни фактами, ни методами их воплощения!
Ну серьезно: в каком бреду был написан пафосный эпизод, в котором Эдика не ставят в состав на финальный матч Олимпиады? Причем делают это буквально перед выходом на поле, в раздевалке, когда вся команда, включая Эдика, одета, размята, готова. Просто для сведения: в те годы замены по ходу матча не разрешались, одеваться тем, кто не играет, смысла ноль. Они и не одевались никогда.
Ссылки на усиление драматического эффекта здесь, на мой взгляд, вообще не работают. Запредельный бред, которому нет ни оправдания, ни объяснения. Ну и в целом: ни одной потной майки, неубиваемые прически, высокопарные диалоги в «стенке», немыслимые «огороды», на которых тренировалась и играла сборная великой страны...
Таких эпизодов по фильму разбросано великое множество. В сумме они смотрятся дико. Просто дико. Куда ни сунься, везде эта ерунда. Даже с точки зрения массовой аудитории, на которую рассчитана лента.
«Какие эмоции пережил сын Стрельцова Игорь»?
— Невозможно понять, почему действие фильма заканчивается единственным матчем, сыгранным Эдиком после освобождения из тюрьмы. Да, он был, этот матч. Действительно грандиозное событие. Просто невероятное по звучанию. Но то, что случилось с ним дальше, много важнее в плане драматургии, разве нет? Ведь Эдик не просто вернулся на поле: он снова стал лучшим. Стал чемпионом СССР. В конце концов, во второй раз женился, и у него была чудесная семья. Я и представить не могу, честное слово, какие эмоции пережил Игорь, сын Эдика, глядя на лубочный портрет отца.
Единственный, как мне кажется, положительный момент — сам факт обращения к теме. Может, кто-нибудь когда-нибудь повторит попытку, опираясь на реальную судьбу и характер великого футболиста. Может, у будущих творцов хватит, например, разума обратиться к Саше Нилину (публицист, биограф Стрельцова. — АиФ.ru), который как никто глубоко погружен в тему, который был тесно дружен с Эдиком, вхож в семью, написал о нем две замечательные книги.
Сценарий от Нилина, уверен, был бы достоин имени Стрельцова.
«Даже памятник на могиле говорит о Стрельцове больше, чем фильм»
— Когда-то я имел честь дружить с народным артистом СССР Георгием Жженовым, великим художником сцены. Одна из множества его театральных ролей — Забродин в «Ленинградском проспекте» в Театре Моссовета. Спектакль, несмотря на нейтральное название, можно сказать, вполне про футбол. Георгий Степанович играл отца футболиста. Постановка камерная: действие развивается буквально в четырех стенах. Сам по себе футбол как игра — где-то фоном, чисто для антуража, по телевизору, стоящему на втором плане сцены.
При этом настоящего, живого футбола в спектакле было столько, что зрители верили, сопереживали, смеялись и плакали. И я среди них. Хотя герои и события — вымышленные. А здесь ровно наоборот: есть человек, проживший ярчайшую жизнь, полную взлетов и падений, и сценарий, который превращает зигзаги в прямые, запятые и многоточия — в точки, реальных людей — в персонажей для комиксов…
Даже памятник, стоящий на могиле Стрельцова на Ваганьковском кладбище, говорит о нем больше, чем все 8 серий «Созвездия» вместе взятые. Вот такой ему приговор.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть