612

«Моя песня не спета». Как «Соломенную шляпку» растащили на цитаты

"Аргументы и факты" в Беларуси № 40. Быть теплу! 04/10/2022
Фразы из фильма растащили на цитаты, а композиции стали радиохитами.
Фразы из фильма растащили на цитаты, а композиции стали радиохитами. / «Соломенная шляпка» / Кадр из фильма
  • Наступила холодная, пасмурная, неприветливая осень. Как в такую пору года поднять себе настроение? Один из проверенных способов - посмотреть, уютно устроившись на диване, хорошее кино. Мы с семьей смотрим разные фильмы, но в последнее время полюбили советские комедии, многие из которых уже пересмотрели, вроде «Бриллиантовой руки». Можете посоветовать что-нибудь еще - легкое, музыкальное, с юмором? Семья Ляшук, Могилев

Можем. Например, блистательную музыкальную комедию «Соломенная шляпка» (1974 г.), которую зрители обожают по сей день. Фильм рассказывает об обаятельном рантье, повесе и ловеласе Леонидасе Фадинаре (Андрей Миронов), который решил покончить с холостяцкой жизнью и жениться по расчёту на дочке богатого провинциального садовода Нонанкура. Но что-то пошло не так, и за день Фадинару нужно найти замену шляпке из итальянской соломки с маками за 500 франков. Потому что некая ветреная замужняя дама сбросила её во время страстного свидания, и шляпку лениво слопала лошадь Фадинара…

Фото: Кадр из фильма/ «Соломенная шляпка»

Как все начиналось

Работу над музыкальным фильмом режиссёр Леонид Квинихидзе начал не в лучшем расположении духа. Его предыдущую картину «Крах инженера Гарина» зрители приняли довольно слабо, а критики вообще разгромили, назвав ее «крахом режиссёра Квинихидзе». Чтобы отвлечься от грустных мыслей, он решил снять что-нибудь весёлое и выбрал для экранизации популярный французский водевиль драматургов Эжена Лабиша и Марка-Мишеля. «Соломенная шляпка» получилась настолько удачной, что про «крах» тут же забыли, а Квинихидзе нашёл своё призвание в мюзиклах.

Режиссер имел поразительную способность собирать невероятные актёрские «цветники». Считают, что он открыл для кино Олега Борисова (инженера Гарина), хотел снимать его и в роли Фадинара в «Шляпке», но актера подвело здоровье. Пару Борисову должна была составить Нонна Терентьева, но ей не «подошел» водевильный жанр. Тогда Квинихидзе предложил главную роль своему другу Андрею Миронову, а роль мадам Бокардон досталась Людмиле Гурченко. Этот прекрасный актерский дуэт в музыкальном жанре чувствовал себя как рыба в воде, и уже под него режиссёр собирал остальную команду. При этом он старался приглашать артистов, которые были знакомы и хорошо ладили друг с другом. Благодаря такому подходу работа превратились в праздник, и это настроение передалось зрителям.

В «Шляпке» также снялись Алиса Фрейндлих, Екатерина Васильева, Игорь Кваша, Зиновий Гердт, два Михаила - Козаков и Боярский, Ефим Копелян, Владислав Стржельчик… Даже знаменитый драматург Михаил Рощин мелькнул там в роли фонарщика! У него был роман с одной из актрис, он приехал к ней на съёмки и... сам стал артистом.

Фото: Кадр из фильма/ «Соломенная шляпка»

Недешевые съемки

Многие фразы из фильма зрители тут же растащили на цитаты: «Держите даму!» - «Легко сказать - держите!» - «Когда умер мой несчастный муж…» - «Чего это он несчастный?» - «Мне лучше знать!» Или же: «Бросьте ваш веник, папа!» - «Это миртовое дерево, символ невинности моей дочери!» - «Ах, я умираю!» - «Только не в моей квартире, она для этого совершенно не приспособлена!»

А песни Исаака Шварца на стихи Булата Окуджавы стали радиохитами. «Женюсь, женюсь, какие могут быть игрушки!» - главный герой, роскошный усач-ловелас Фадинар поёт под топот копыт, покачиваясь в седле. Зрители даже не догадывались, что на самом деле Миронов сел на лошадь во второй или третий раз в жизни и эта кажущаяся лёгкость опытного наездника давалась ему с большим трудом. Но, будучи истинным артистом, в кадре он этого не показывал. А вот за кадром, как вспоминает режиссёр, Миронов ещё долго ходил «враскоряку»...

Фото: Кадр из фильма/ «Соломенная шляпка»

Полюбился зрителям и романс «Вечерний ветерок» про «колосья тучные» в дуэте Фрейндлих и Козакова! Она - обворожительная баронесса, перепутавшая шляпки. Он - странноватый виконт... Кстати, сцена дуэли Козакова и Боярского из-за героини Фрейндлих тоже без казусов не обошлась. Во время боя на шпагах Боярский сорвал с героя Козакова парик. Леонид Квинихидзе так вспоминал этот эпизод: «В сценарии этого не было. Но во время съёмок Боярский и Козаков так развоевались, что у Михаила Михайловича слетел паричок с головы. Это был ужас! Оператор хотел остановить съёмку, но я тихо сказал: «Не выключать. Снимайте!» Козаков прекрасно сымпровизировал: поднял парик и сказал Боярскому: «Парик - это очень модно». Андрей Миронов тоже подыграл: подошёл к Алисе Бруновне, страстно поцеловал её в шею и произнёс фразу, которая потом стала крылатой: «Рекомендую!»

Съёмки картины, надо сказать, были недешёвыми. Дело в том, что фильм длиной в 120 минут делался по заказу Госкомитета по телевидению и радиовещанию Совмина СССР, поэтому на киноэкспедициях не экономили. Провинциальный французский городок снимали в Петергофе, в Тарту в Эстонии и в красивейшем старинном здании Ленинградского дома литераторов.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно