- Наступила холодная, пасмурная, неприветливая осень. Как в такую пору года поднять себе настроение? Один из проверенных способов - посмотреть, уютно устроившись на диване, хорошее кино. Мы с семьей смотрим разные фильмы, но в последнее время полюбили советские комедии, многие из которых уже пересмотрели, вроде «Бриллиантовой руки». Можете посоветовать что-нибудь еще - легкое, музыкальное, с юмором? Семья Ляшук, Могилев
Можем. Например, блистательную музыкальную комедию «Соломенная шляпка» (1974 г.), которую зрители обожают по сей день. Фильм рассказывает об обаятельном рантье, повесе и ловеласе Леонидасе Фадинаре (Андрей Миронов), который решил покончить с холостяцкой жизнью и жениться по расчёту на дочке богатого провинциального садовода Нонанкура. Но что-то пошло не так, и за день Фадинару нужно найти замену шляпке из итальянской соломки с маками за 500 франков. Потому что некая ветреная замужняя дама сбросила её во время страстного свидания, и шляпку лениво слопала лошадь Фадинара…

Как все начиналось
Работу над музыкальным фильмом режиссёр Леонид Квинихидзе начал не в лучшем расположении духа. Его предыдущую картину «Крах инженера Гарина» зрители приняли довольно слабо, а критики вообще разгромили, назвав ее «крахом режиссёра Квинихидзе». Чтобы отвлечься от грустных мыслей, он решил снять что-нибудь весёлое и выбрал для экранизации популярный французский водевиль драматургов Эжена Лабиша и Марка-Мишеля. «Соломенная шляпка» получилась настолько удачной, что про «крах» тут же забыли, а Квинихидзе нашёл своё призвание в мюзиклах.
Режиссер имел поразительную способность собирать невероятные актёрские «цветники». Считают, что он открыл для кино Олега Борисова (инженера Гарина), хотел снимать его и в роли Фадинара в «Шляпке», но актера подвело здоровье. Пару Борисову должна была составить Нонна Терентьева, но ей не «подошел» водевильный жанр. Тогда Квинихидзе предложил главную роль своему другу Андрею Миронову, а роль мадам Бокардон досталась Людмиле Гурченко. Этот прекрасный актерский дуэт в музыкальном жанре чувствовал себя как рыба в воде, и уже под него режиссёр собирал остальную команду. При этом он старался приглашать артистов, которые были знакомы и хорошо ладили друг с другом. Благодаря такому подходу работа превратились в праздник, и это настроение передалось зрителям.
В «Шляпке» также снялись Алиса Фрейндлих, Екатерина Васильева, Игорь Кваша, Зиновий Гердт, два Михаила - Козаков и Боярский, Ефим Копелян, Владислав Стржельчик… Даже знаменитый драматург Михаил Рощин мелькнул там в роли фонарщика! У него был роман с одной из актрис, он приехал к ней на съёмки и... сам стал артистом.

Недешевые съемки
Многие фразы из фильма зрители тут же растащили на цитаты: «Держите даму!» - «Легко сказать - держите!» - «Когда умер мой несчастный муж…» - «Чего это он несчастный?» - «Мне лучше знать!» Или же: «Бросьте ваш веник, папа!» - «Это миртовое дерево, символ невинности моей дочери!» - «Ах, я умираю!» - «Только не в моей квартире, она для этого совершенно не приспособлена!»
А песни Исаака Шварца на стихи Булата Окуджавы стали радиохитами. «Женюсь, женюсь, какие могут быть игрушки!» - главный герой, роскошный усач-ловелас Фадинар поёт под топот копыт, покачиваясь в седле. Зрители даже не догадывались, что на самом деле Миронов сел на лошадь во второй или третий раз в жизни и эта кажущаяся лёгкость опытного наездника давалась ему с большим трудом. Но, будучи истинным артистом, в кадре он этого не показывал. А вот за кадром, как вспоминает режиссёр, Миронов ещё долго ходил «враскоряку»...

Полюбился зрителям и романс «Вечерний ветерок» про «колосья тучные» в дуэте Фрейндлих и Козакова! Она - обворожительная баронесса, перепутавшая шляпки. Он - странноватый виконт... Кстати, сцена дуэли Козакова и Боярского из-за героини Фрейндлих тоже без казусов не обошлась. Во время боя на шпагах Боярский сорвал с героя Козакова парик. Леонид Квинихидзе так вспоминал этот эпизод: «В сценарии этого не было. Но во время съёмок Боярский и Козаков так развоевались, что у Михаила Михайловича слетел паричок с головы. Это был ужас! Оператор хотел остановить съёмку, но я тихо сказал: «Не выключать. Снимайте!» Козаков прекрасно сымпровизировал: поднял парик и сказал Боярскому: «Парик - это очень модно». Андрей Миронов тоже подыграл: подошёл к Алисе Бруновне, страстно поцеловал её в шею и произнёс фразу, которая потом стала крылатой: «Рекомендую!»
Съёмки картины, надо сказать, были недешёвыми. Дело в том, что фильм длиной в 120 минут делался по заказу Госкомитета по телевидению и радиовещанию Совмина СССР, поэтому на киноэкспедициях не экономили. Провинциальный французский городок снимали в Петергофе, в Тарту в Эстонии и в красивейшем старинном здании Ленинградского дома литераторов.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть