519

Куклы, «Интурист» и мать-одиночка. Судьба детей-актеров из советских сказок

Для актеров-детей даже очень яркие роли в популярных фильмах не были путевкой в актерскую профессию. Причины были самые разные — например, с возрастом могла уйти детская непосредственность и харизматичность, поменяться интересы. Но результат, как правило, был один: лишь немногие смогли получить соответствующее образование и запомниться зрителям не только ролями, сыгранными когда-то давным-давно. И для кого-то такой исход становился настоящей трагедией — детям гораздо сложнее, чем взрослым, пережить испытание медными трубами.

Игорь Клименков — паж в «Золушке»

Из юных актеров 30-40-х почти никто не стал профессионалом. Клименкову на момент съемок «Золушки» было 12 лет, он родился в 1934 году в творческой семье, но отбор на роль мальчика-пажа проходил наравне со всеми. Ему, пожалуй, тогда повезло — он обошел 25 тысяч конкурентов, которые прошли через отбор, чтобы иметь возможность сказать с экрана: «Я не волшебник, я только учусь». Но с волшебством в его жизни все было сложно.

В 1949-м Клименков снова снялся в кино — его позвал в свою картину «Счастливого плавания!» режиссер Николай Лебедев. Роль была не самая главная, но Лебедев актера запомнил — и пригласил в следующий свой фильм. Но Клименков оказался очень ревнивым, и его уволили после безобразной сцены с актрисой Надеждой Румянцевой. Он долго искал свое дело в жизни — год проучился в театральном, Ленинградский пединститут тоже не окончил. Зато потом выучился играть на гитаре, сам стал гитарным мастером и давал уроки. Еще раз он круто изменил свой жизненный путь в середине 1980-х — переехал в Крым, организовал кукольный театр, для которого сам делал куклы. Но подвел сын — набрал кредиты, которые повисли на родителях, здоровье уже пожилого Клименкова ухудшилось. Он умер в 2006 году на 72-м году жизни.

Ольга и Татьяна Юкины — Оля и Яло в «Королевстве кривых зеркал»

Сестры-близняшки тоже попали в кино через отбор, который, правда, проводил лично Александр Роу. В момент выхода фильма девочкам было по 11 лет, они прославились на всю страну, но закрепить успех оказалось очень непросто, хотя они стремились сниматься снова и снова. Из-за обстановки в семье девочки не попали в детскую актерскую студию, больше их никуда не приглашали — и только благодаря письму, которое близняшки написали Роу, в их фильмографии появилась еще и сказка «Морозко». Впрочем, там их роли были совсем небольшими.

После школы сестры пытались поступить в разные институты (Ольга выбрала театральный), но не прошли по конкурсу. В результате отучились в техникуме, затем сумели устроиться в систему «Интурист» и жили, в принципе, нормально — правда, с личным счастьем так и не сложилось. Ольга скончалась в 2005-м, Татьяна пережила сестру на 6 лет.

Наталья Седых — Настенька из «Морозко»

Еще одна «крестница» Роу, который приметил ее в эпизодической роли фигуристки в комедии «Штрафной удар». Сцена с ее участием была совсем небольшой, а лицо мелькнуло буквально на мгновение — но прославленному советскому сказочнику этого хватило. Так Наталья получила главную роль в сказке «Морозко» — и славу на всю страну. Ей тогда было всего 15. До окончания школы она успела сыграть в фильме «Дети Дон Кихота» и снова снялась у Роу в сказке «Огонь, вода и… медные трубы» — на этот раз в роли Аленушки.

А затем поступила в Московское хореографическое училище, была принята в балетную труппу Большого театра, танцевала в кордебалете и стала солисткой. Периодически снималась в кино, но ролей того уровня, что доверял ей Роу, у нее не случилось, а после ухода из Большого стала актрисой театра «У Никитских ворот».

Вячеслав Цюпа — Кай в «Снежной королеве»

Фильм 1966 года по сказке Ханса Кристиана Андерсена, сценарий по которой написал Евгений Шварц, сейчас почти забылся — или оказался в тени «Тайны Снежной королевы» 1986 года. Но именно в нем впервые блеснула Елена Проклова, которой тогда было 14 лет. Ее брата Кая играл 10-летний Вячеслав Цюпа, который в кино пришел совсем ребенком — так, в 1965-м он появился в фильме «Город мастеров». В школе он снялся еще в нескольких картинах — «Пассажир с “Экватора”», «Тайна железной двери», но от актерской профессии в итоге отказался.

Окончил музыкальное училище имени Гнесиных и ГИТИС, работал главным режиссером в музыкальных театрах Минска, был лауреатом различных премий БССР. В конце 1990-х переехал в Красноярск, работал в театре оперы и балета. Всего за свою карьеру поставил более 40 спектаклей.

Светлана Орлова — Аленушка в «Финист — Ясный сокол»

Еще одна Аленушка советских сказок и еще одна юная актриса, которую заприметил Александр Роу — именно он проводил кастинг и был одним из авторов сценария; снимал фильм его ученик Геннадий Васильев.

Но Орлова к тому времени уже имела серьезный опыт — она занималась в детской театральной студии, училась в хореографическом училище при Большом театре, с 1970-го — с 14 лет — снималась в кино. В «Финисте...» снялась в 18 лет, затем недолго работала в танцевальных ансамблях, затем стала актрисой на киностудии имени Горького — а одновременно подрабатывала фотомоделью во Внешторге.

Именно во время съемок «Финиста...» она познакомилась со своим будущим мужем, который был далек от мира кино; они поженились, 12 лет ждали ребенка — но еще до его рождения муж Светланы ушел из жизни. Ребенка она воспитывала одна, а с кино рассталась еще в 90-е.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно