939

«Корнет, вы женщина?!». Советские актрисы, игравшие мужские роли

Мария Виноградова, Инна Степанова, Лариса Голубкина, Клара Лучко, Зоя Евсеева, Валентина Кособуцкая.
Мария Виноградова, Инна Степанова, Лариса Голубкина, Клара Лучко, Зоя Евсеева, Валентина Кособуцкая. Коллаж АиФ

Актерское амплуа «травести» чаще всего используется, когда речь идет о театрах — некоторые постановки идут годами и десятилетиями, детей-актеров пришлось бы менять слишком часто, и в таких случаях часто на помощь режиссерам приходят актрисы. Алиса Фрейндлих в 23 года играла на сцене юного пионера, а в 35 лет справилась с ролью Малыша в спектакле Театра имени Ленсовета, а Тамара Мурина играла того же Малыша в московском Театре сатиры целых 35 лет — и завершила эту эпопею лишь когда ей исполнилось 58!

В кино же чаще случалась обратная история — все помнят Александра Калягина в образе тетушки Чарли из Бразилии (где в лесах много-много диких обезьян) или Олега Табакова, сыгравшего злую няню мисс Эндрю в советской экранизации истории Мэри Поппинс. Но это было сделано для усиления комического эффекта и обеспечения простора для различных гэгов и трюков — как и в американской комедии «В джазе только девушки». Впрочем, и актрисам в кино иногда дозволялось переодеваться в мужчин — особенно если речь шла про классические сюжеты, исторических персон или детей.

Клара Лучко — «Двенадцатая ночь», 1955

Клара Лучко была в том самом знаменитом «военном» наборе вгиковского курса Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, который чуть ли не целиком потом прославился после съемок в фильме «Молодая гвардия». Правда, у Лучко в фильме была роль второго плана, и её дебют прошел относительно незаметно.

Но уже после второй роли — в фильме Ивана Пырьева «Кубанские казаки» — актриса получила Сталинскую премию и, можно сказать, путевку в жизнь. В 1950-е она была в зените славы — и тогда же сыграла двойную роль в экранизации шекспировской пьесы режиссером Яном Фридом, изобразив одновременно брата и сестру Себастьяна и Виолу.

Мария Виноградова — «Звездный мальчик», 1959

Актриса была типичной «травести» — и, возможно, поэтому её карьера в кино сложилась очень странным образом. Она окончила ВГИК во время войны, снималась в эпизоде «Молодой гвардии», да и вообще её приглашали в кино очень часто, но обычно — на роли второго плана. Она много занималась озвучкой мультфильмов — именно её голосом говорит, например, Дядя Федор из мультфильмов про обитателей Простоквашино.

А в самом конце 1950-х она сыграла заглавную роль в сказочном фильме-спектакле по произведениям Оскара Уайльда — мальчика, который должен отказаться от жестокой стороны своей натуры, чтобы воссоединиться с матерью.

Лариса Голубкина — «Гусарская баллада», 1962 

Пожалуй, самая известная советская картина про переодевания. На роль Шурочки Азаровой в фильме Эльдара Рязанова претендовали многие популярные актрисы — та же Фрейндлих, уже работавшая с режиссером Людмила Гурченко, Светлана Немоляева. Но Рязанов выбрал Голубкину, которая тогда ещё училась в ГИТИСе — именно ей и пришлось сыграть девицу Азарову и храброго корнета Азарова, которого уважают товарищи по службе.

Любопытно, что в отдельных сценах зрители всё-таки видят в этой роли настоящего мужчину, а не переодетую Голубкину — её дублером был каскадер Василий Роговой, который и выполнял самые опасные трюки.

Зоя Евсеева — «Подранки», 1976

Зоя Евсеева в фильме «Подранки» 1976 г.
Зоя Евсеева в фильме «Подранки» 1976 г.   Кадр из фильма

Этот тот самый случай, когда режиссер Николай Губенко не нашел нужный типаж среди тысяч отсмотренных кандидатов-мужчин (вернее, подростков, поскольку отбор шел среди воспитанников детских домов) и взял на «мужскую» роль девушку. Зоя Евсеева не была профессиональной актрисой, но с ролью воспитанника детского дома и бывшего узника концлагеря Вальки Ганьдина справилась блестяще — Губенко даже не пришлось убирать реплики этого персонажа, как он собирался поначалу. Но после «Подранков» Евсеева так и не стала развивать кинокарьеру, стала швеёй, вышла замуж, сменила фамилию; доподлинно про её судьбу ничего неизвестно, но на форуме портала «Кино-Театр.Ru» один из пользователей сообщил, что в 1980-е она работала на швейной фабрике в Москве.

Инна Степанова — «Про Красную Шапочку», 1977

Этот случай, наверное, можно отнести к кинематографическим парадоксам. Капризного мальчика в сказке Леонида Нечаева сыграла 3-летняя на момент съемок юная актриса; впрочем, в конце фильма этот персонаж признается, что он на самом деле — девочка. Но у Инны Степановой вскоре была ещё одна «мужская» роль — она снова сыграла мальчика в фильме 1978 года «Поговорим, брат...». А в 1979-м ей доверили и «женскую» — в картине «Задача с тремя неизвестными» она играла девочку, дочь одной из геронь второго плана. В кино Степанова больше не снималась, потом уехала в Израиль и много лет живет там.

Валентина Кособуцкая — «Труффальдино из Бергамо», 1977

Ещё одна экранизация классического произведения — пьесы Карло Гольдони «Слуга двух господ». Здесь героиня переодевается в мужчину вынужденно — её брат убит на дуэли, в его смерти обвиняют её же жениха, и она, замаскировавшись, пытается найти этого самого жениха, чтобы сообщить ему об ошибке. Конечно, это комедия дель арте, где всё очень условно — и, в принципе, актрисе даже не приходится делать вид, что она мужчина, поскольку остальные герои и так верят; эту роль она играла и в спектакле Ленинградского театра музыкальной комедии. Ну а основная интрига закручена вокруг способности хитрого Труффальдино (самая известная кинороль Константина Райкина) услужить двум господам.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно