1289

Кино только на родине. Судьба актрис, эмигрировавших накануне распада СССР

Елена Соловей, Наталья Негода, Наталья Лапина, Людмила Нильская.
Елена Соловей, Наталья Негода, Наталья Лапина, Людмила Нильская. Коллаж АиФ

Во второй половине 1980-х в советском кино сложилась уникальная ситуация — государство, которое выделяло деньги на производство фильмов и одновременно следило за их идеологическим наполнением, внезапно отказалось от работы цензором. Деньги же при этом выделялись исправно — и снимать можно было почти всё. В этот период появилось несколько фильмов, которые ещё могли похвастаться аудиторией, сравнимой с той, что смотрела кино раньше, — у лидеров 1987-го и 1988-го годов, «Человека с бульвара Капуцинов» и «Маленькой Веры», было 50,6 млн и 56 млн зрителей соответственно. Но именно тогда в наши кинотеатры начали активно и почти бесконтрольно проникать западные ленты, которые и захватывали отечественный прокат, да и многие советские фильмы того времени можно отнести к категории «перестроечная чернуха».

Закончился этот период внезапно — вместе с развалом СССР закончилось и государственное финансирование. Кинопроизводство почти остановилось, новые картины снимали уже не так часто, как прежде. Кинематографисты пытались найти способ выжить в новых условиях — так появилось «кооперативное» кино. Но всё равно многие актеры просто остались без привычной работы — и именно они начали активно смотреть в сторону Запада.

Актеров среди эмигрантов всегда было не очень много — было понимание, что в новой стране сохранить профессию почти нереально. Уезжали актрисы, вышедшие замуж за иностранцев, — Наталья Андрейченко, Галина Логинова, Лариса Еремина, Елена Коренева; уезжали в надежде на лучшее и актеры — самые известные из них, пожалуй, Савелий Крамаров и Олег Видов. Их опыт новому поколению мигрантов вряд ли мог помочь — в СССР про них почти не упоминали, и лишь с перестройкой посетители видеосалонов увидели, например, «Москву на Гудзоне» с Крамаровым или «Красную жару», где Видов играл напарника самого Арнольда Шварценеггера. То, что это чуть ли не разовые работы,  никто не задумывался, на отечественную аудиторию они вывалились массово. И, скорее всего, повлияли на отъезд тех звезд, которые не нашли себя в новой реальности.

Елена Соловей

Эта актриса была очень востребована в советском кино в 70-е и 80-е годы. Снималась у Никиты Михалкова и Сергея Соловьева, в её фильмографии того времени около 80 работ, среди которых — картины «Вам и не снилось...», «Ищите женщину», «Блондинка за углом», «Жизнь Клима Самгина». Уехала в США в конце августа 1991-го — вместе с мужем, художником-постановщиком Юрием Пугачом, и двумя детьми. Судя по всему — бежали от неопределенности после Августовского путча и без особой надежды на карьеру в Америке. Соловей в Америке преподавала актерское мастерство, работала на русском радио и играла в русском театре. Иногда получала небольшие роли в различных проектах — например, она сыграла в сериале «Клан Сопрано».

Наталья Негода

Карьера Негоды началась как раз во второй половине 80-х — она окончила Школу-студию МХАТ, где училась у Андрея Мягкова, сыграла в фильме Юрия Кары «Завтра была война», а потом вытянула счастливый билет. В 1987-м молодой режиссер-постановщик Василий Пичул пригласил актрису в свой фильм «Маленькая Вера» — и после премьеры начинающая актриса прославилась на весь СССР и стала известной за его пределами. Для Негоды это закончилось очень откровенными съемками для журнала «Плейбой» и попыткой повторить успех в новой работе Пичула. Но после провала картины «В городе Сочи темные ночи», который вышел как раз в 1991-м, Наталья приняла предложение переехать в США. Особых высот там она, впрочем, тоже не добилась — за все 90-е она сыграла всего четыре роли, одной из которых была роль в американском перестроечном фильме «Назад в СССР». Уже в конце нулевых она вернулась в Россию, но карьеру возобновлять не стала, да и вообще на публике начала появляться лишь несколько лет назад, под 30-летие «Маленькой Веры».

Наталья Лапина

Наталья Лапина получила актерскую профессию в 1986-м — как и её тёзка Наталья Негода. Только она училась в Горьком (сейчас — Нижний Новгород), а потом работала в ленинградских театрах. Пела в рок-группах, очень активно снималась в кино — буквально за четыре года в её фильмографии появилось полтора десятка работ, среди которых были «Жизнь Клима Самгина», «Остров погибших кораблей», «Собачье сердце» и «Руанская дева по прозвищу Пышка», где она получила главную роль. Но в 1991-м её пригласили в Германию, через два года она перебралась в США, дважды была замужем, сыграла несколько ролей в немецких и американских фильмах и сериалах  и после второго развода вернулась в Россию. Впрочем, это не означало возвращение к актерской работе, хотя однажды она появилась в небольшом эпизоде сериала «Убойная сила» — вернее, в его американских сценах.

Киноактриса Наталья Лапина. 1989 г.
Киноактриса Наталья Лапина. 1989 г. Фото: РИА Новости/ М. Гнисюк

Людмила Нильская

Эта актриса была очень востребована в 80-е — после выпуска из Щукинского театрального училища её взяли в театр имени Маяковского, начали приглашать на заметные роли в кино. Она появлялась в фильмах «Петровка, 38», «Через тернии к звёздам», «Государственная граница», «Моонзунд», «Гардемарины, вперёд!», засветилась и в «кооперативном» кино Анатолия Эйрамджана — её можно увидеть в комедии «Бабник». Но в 1994-м Нильская уехала в США вслед за мужем, который собирался построить в Америке прибыльный бизнес. Затея, впрочем, не удалась, а через несколько лет они ещё и развелись; за всё время эмиграции актриса в кино не снималась. В начале нулевых она вернулась в Россию, устроилась в театр, снималась в различных телесериалах. Самой заметной её работой этого времени стал сериал «Галина», где она сыграла Галину Брежневу — за эту роль она получила кинопремию «Золотой орёл».

Арина Алейникова

Она родилась во время войны в семье знаменитого на всю страну актера Петра Алейникова («Семеро смелых», «Трактористы») — и пошла по стопам отца. Правда, до его славы она добраться не сумела. После нескольких заметных работ в самом начале карьеры — Алейникова снималась в фильмах «Живые и мёртвые», «Я шагаю по Москве», играла пионервожатую в «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» — она так и не  дождалась «той самой» роли. В итоге её фильмография состояла в основном из эпизодов и характерных ролей, а к концу 80-х даже это ей предлагать перестали. В начале 1990-х Алейникова с семьей эмигрировала в США, но там даже не пыталась сделать кинокарьеру — работала в социальной службе, помогала приехавшим из стран бывшего СССР устроиться на новом месте. Иногда приезжала в Россию — тут жила её мать, монтажер «Ленфильма» (она скончалась в 1993-м), и брат, оператор Тарас Алейников (умер в 2004-м). О своей жизни после эмиграции Алейникова ни разу не рассказывала, но в 2009-м приняла участие в документальном фильме о своем отце, Петре Алейникове.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно