1671

Инфаркт, еще инфаркт... Почему не спасли Ефима Копеляна?

Б. Чевелев / РИА Новости

Он появился на свет в Беларуси. В еврейской семье. Носил армянскую фамилию. И большую часть жизни провел в Ленинграде. 12 апреля — 110 лет со дня рождения народного артиста СССР Ефима Копеляна

«Он решил, что должен поспать хотя бы полчаса. Иначе он не доедет до Берлина. Полчаса. Прошло десять минут. Он спал глубоко и спокойно, но ровно через двадцать минут он проснётся. Это тоже одна из привычек, выработанная годами...»

«Знает больше, чем говорит»

Голос за кадром. Внутренний голос Штирлица. Ефим Копелян, «думающий» за штандартенфюрера СС (разведчика Максима Максимовича Исаева). Те, кто хоть раз смотрел «17 мгновений весны», забыть этот голос уже не смогут никогда. Почему? Что в нем было такого? 

«Его голос звучит так, будто он знает больше, чем говорит», — считала режиссер фильма Татьяна Лиознова. И ведь была права. 

Копелян прежде всего был хорошим актером (хотя в детстве хотел стать архитектором). Поэтому его озвучивание — не просто голос за кадром. Это настоящая роль. Разве что актера не видно. 

Справедливости ради, изначально Лиознова планировала, что Копелян сыграет в фильме одного из героев. Но... вышло все даже лучше. Специально для него режиссер написала текст от автора и мысли Штирлица вслух. 

На озвучивание «17 мгновений» Копелян приезжал в Москву после спектаклей в ленинградском БДТ, где служил всю жизнь. Ночью - туда, день — в столице в работе, следующей ночью — обратно. Так он ездил и на съемки, («оправдывался»: до 40 лет за кулисами в домино играл, теперь хочется наиграться в кино и на сцене), и на озвучивание картин. 

«Работать с ним было настоящим наслаждением, — признавалась Лиознова. — Он приезжал и, хотя был с поезда, всегда успевал побриться и переодеться в белоснежную рубашку, ни разу не изменил себе».

Тогда-то Копелян и пошутил о себе: «Я не Ефим Захарович, а Ефим Закадрович». Пошутил удачно — прозвище прижилось. Иначе актера уже не звали. В конце жизни он, исполнивший массу ролей на сцене и в кино, обрел новую порцию популярности. Да еще какой! Его цитировали направо и налево. В год премьеры «17 мгновений...» Копелян стал народным арстистом СССР. А потом получил Госпремию. Правда, уже посмертно. 

«Жан Габен — наш Фима Копелян»

В 1960-е — 1970-е артист работал много, с упоением. Может, оттого, что в начале карьеры роли ему доставались небольшие и не шибко интересные. Только кинотрилогия о неуловимых мстителях, где Копелян превратился в колоритного атамана, принесла ему настоящую славу (и дети, и взрослые могли крикнуть или громко сказать на улице: «Смотри, смотри, Бурнаш идет!»). Добавили популярности картины «Интервенция», «Ошибка резидента» и «Судьба резидента», «Преступление и наказание», «Опасные гастроли», «Вечный зов»... В театре же играть в полную силу артист начал только с приходом Товстоногова. Причем роли были разноплановые — и по жанру, и по масштабу.

«Меня сделал Товстоногов, — скажет потом артист. — До сорока лет считалось, что у меня нет ни внешности, ни голоса, ни темперамента. И вдруг все это откуда-то взялось».

К счастью, коллеги никогда не считали его неудачником, слабым артистом. Напротив, многие были рады выйти с ним на сцену, сыграть вместе в фильме. И говорили о нем в превосходной степени. 

«Копеляна порой называли «нашим Жаном Габеном», — рассказывала Зинаида Шарко. — Но я бы сказала иначе: «Жак Габен — это их Фима Копелян».

«Ефим Копелян — один из самых скупых на внешние обозначения актеров, — вспоминала Татьяна Доронина. — Он никогда не играл „слова“, он играл то, что за словами, за всем видимым и слышимым. То, что таят сердце и подсознание». 

«Он не выделялся ни высоким ростом, ни красивой внешностью, ни громким голосом, — считал Олег Басилашвили. — На сцене он был прост и, казалось, маловыразителен, но его персонажи всегда жили насыщенной внутренней жизнью. Каждая из его ролей была откровением...»

«В самой жизни он был поразительно цельным человеком, — отмечал Владислав Стржельчик. — Его мало волновало, что о нем скажут, что подумают, к славе он относился спокойно, никогда не „гарцевал“ и саркастически усмехался в усы, замечая это в других».

Несмотря на многочисленные роли в театре и кино, не все знали Копеляна в лицо. Интернета не было. А в скандалах и бурных разводах артист замешан не был. Он тихо работал. И тихо жил. Даром что, когда его путали с коллегой, все-таки обижался.

То молодежь в автобусе пошушукается и громко воскликнет: «Здравствуйте, товарищ Стржельчик!» То заправщик на АЗС скажет, что планирует посмотреть по ТВ вечер артиста. Но выяснится: речь — снова о Стржельчике. В тот раз Копелян не выдержал — с Владиславом они были в хороших отношениях, жили рядом, даже прогуливались вместе. Не говоря уже о работе на одной сцене. Ефим Захарович поехал к Стржельчику, посадил его в машину и привез на АЗС. «Это — Стржельчик, а я — Копелян, — объяснил он заправщику. — Запомнил?!» 

Жил в «Красной стреле»

К сожалению, простой в молодости и чрезмерные нагрузки после 50 лет не могли не сказаться на здоровье Копеляна. Теперь он ни в какую не хотел отказываться от работы. Хотя и не всегда был доволен результатами: «Не могу сказать, что все сыгранное в кино доставило мне удовольствие. Скорее наоборот». 

Жил артист в основном в «Красной стреле». С 1972 по 1975 г. снялся в 18 картинах. Какое сердце могло это выдержать?! 

«Я очень за него переживала, все время просила отдохнуть, но Фима только отшучивался: «Артиста, как волка, ноги кормят. Пока зовут, надо работать», — рассказывала позже вдова Людмила Макарова, с которой артист прожил больше 30 лет. 

Инфаркт, реабилитация в санатории. А там неожиданно — повторный инфаркт... 

6 марта медперсонал ушел праздновать женский праздник. На дежурстве осталась врач ЛФК. Помочь 62-летнему народному артисту Копеляну она не смогла. 

«Из театра ушла совесть», — сказал тогда Товстоногов...

Оставить комментарий (0)