«Лихие 90-е» — время большого исчезновения. Исчезла страна, исчез привычный образ жизни, исчезали предприятия и НИИ. Исчез на какое-то время и отечественный кинематограф, оставив после себя лишь обломки.
Билет в один конец
Когда началось постепенное оживление российской киноиндустрии, недосчитались многих. Те, кто вчера был узнаваемым лицом советского кинематографа, растворились в безвестности. О том, что именно с ними произошло, узнавали лишь спустя долгие годы.
Виктор Ильичев в последний раз громко напомнил о себе в фильме «Гений», где сыграл Макара, одного из компаньонов главного героя. А потом — тишина и лишь иногда звучащие разговоры: «Да он давно в Америке!» Ильичев — в Америке?! Неужели пошел по пути Савелия Крамарова, покинувшего Родину и попытавшегося покорить Голливуд?
На самом деле Ильичев никуда уезжать не хотел. Если многие коллеги рвались на Запад за свободой, то его пришедшая в Россию в 1990-х свобода, по сути, из страны и выгнала. Он принадлежал к той когорте успешных актеров, которых точно знают в лицо, но далеко не всегда по фамилии. Вот Фабьо из «Собаки на сене», «медвежатник» Федька Бык из «Зеленого фургона», свинокрад Руф Татам из «Треста, который лопнул» — это образы, которые помнят прекрасно. И без которых ни одна из этих картин не получилась бы столь успешной.
«Буду артистом!»
Виктор Ильичев родился 5 февраля 1946 года в обычной ленинградской семье. Никто из его близких с искусством не был связан, но Витя с ранних лет обожал лицедействовать, разыгрывать различные сценки. Родители, видя увлечение сына, отвели его в детскую театральную студию, фактически определив будущую профессию. Задолго до окончания школы Виктор твердо говорил: «Буду артистом!».
И легко, практически играючи поступил в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии, где его педагогом был великий режиссер Георгий Товстоногов. Его выделяли уже в студенческих постановках. И еще в вузе Ильичев дебютировал в кино, сыграв эпизодическую роль в фильме «Старшая сестра» Георгия Натансона. Это было словно прыжок в омут — оказаться рядом с Жаровым, Дорониной, Куравлевым, Евстигнеевым, Басилашвили. Но Виктор не стушевался, и его уверенность оценили.
Уже через год он получил свою первую главную роль в кино, сыграв в картине «Личная жизнь Кузяева Валентина» режиссера Игоря Масленникова. И в этой ленте стал проявляться образ, который станет для Ильичева основным — простоватый малый, который даже кажется окружающим дурачком, но при этом со своей правдой, со своим пониманием вещей. Герои Ильичева всегда были лишены злости и наделены обаянием, даже если речь шла об отрицательных персонажах. Кинорежиссер Слава Цукерман так охарактеризовал актера: «Его добрая светлая внешность всегда вызывала прилив хорошего настроения, когда он появлялся в кадре. Да и играл он в основном персонажей добрых и симпатичных».
«Бык открыл его на пари за 6 минут — и безо всяких инструментов!»
После окончания вуза он был принят в труппу Ленинградского театра имени Ленинского комсомола, где проработал до 1973 года, после чего перешёл в академический театр имени Комиссаржевской, на сцене которого выступал в течение двух лет.
И разрываясь между театром и кино, он все-таки выбрал кинематограф. От приглашений не было отбоя, пусть зачастую речь шла о небольших ролях. Механик в «Хронике пикирующего бомбардировщика», одноклассник главного героя в «Мама вышла замуж», Сеня в «Учителе пения»... Но по-настоящему известным и популярным Ильичев стал после «Собаки на сене» Яна Фрида, где он отлично смотрелся вместе с Боярским, Тереховой, Джигарханяном и Караченцовым.
За два следующих года вышло 11 картин с участием Ильичева, среди которых «Трое в лодке, не считая собаки» и «Тот самый Мюнхгаузен». Режиссеры, кажется, просто не могли теперь обходиться без его простодушных героев, способных придать оттенок юмора даже не самым смешным историям. Так, например, было в «Инспекторе ГАИ», где дуэль героев Никоненко и Михалкова оттенял своим комизмом инспектор Андрианов, сыгранный Ильичевым.
Но бывали у актера и неожиданные роли. В 1985 году на экраны вышел фильм Евгения Матвеева «Победа», где Виктор Ильичев сыграл Андрея Андреевич Громыко. Но говорит персонаж голосом другого актера — видимо, решили, что легендарный советский дипломат не может разговаривать как Федька Бык. Одесский медвежатник в «Зеленом фургоне» вообще стал визитной карточкой Ильичева.
«В одна тыща девятьсот тринадцатом году в Ростове Бык имел такой сейф... Бык открыл его на пари за 6 минут — и безо всяких инструментов!» — одной этой фразой актер сражал зрителей наповал.
Примерный семьянин
Роль следовала за ролью, фильм за фильмом, и вдруг после «Гения» все оборвалось. Страна вошла в новую эпоху, и телефон в доме актера, который до этого буквально разрывался, замолчал. Работы не было совсем. Ильичев пытался ездить по городам, устраивая встречи со зрителями, но, как бы его ни любили, в те времена у людей не было денег, чтобы платить за билеты.
Виктор Григорьевич очень тяготился тем, что не может, как прежде, обеспечивать семью.
В отличие от коллег, Ильичев не имел донжуанского списка — он был однолюбом. На городском вечере выпускников вузов Виктор познакомился с юной балериной из Вагановского училища Светланой Осиевой. Летом 1969 года они поженились и, вопреки представлению о неустойчивости артистических браков, прожили вместе долгие годы. Светлана, как и муж, преуспела в профессии, два десятка лет танцевала в Кировском (Мариинском) театре. Несмотря на это, нашлось время и для того, чтобы родить — сына назвали Михаилом.
Михаил Ильичев пошел по стопам родителей, окончил ЛГИТМиК, начал работать в театре. Но и он тоже страдал от профессиональной невостребованности.
Уехал вслед за женой
Так уж получилось, что главным добытчиком в семье в этот период стала мама. Как и принято у балерин, Светлана Осиева вышла на пенсию в 38 лет, после чего стала преподавать. У нее было много предложений из-за рубежа, а в середине 1990-х Светлану пригласили работать во Флориду. После семейного совещания было решено, что она поедет одна. Виктор Григорьевич все еще надеялся, что о нем вспомнят, но увы... Через несколько месяцев актер улетел в Америку.
Михаил оставался в России. Когда решил последовать за родителями, в Питере запускали «Улицы разбитых фонарей». Ему могла достаться одна из ролей, однако в успех сериала мало кто верил, и в итоге молодой актер отправился в США. Там он получил новое образование, не связанное с искусством, и нашел работу в крупной компании.
А вот его отцу пришлось гораздо сложнее. О том, чтобы в 50 лет начинать карьеру заново в Голливуде, да еще и без знания английского языка, даже речи не было. Он стал работать упаковщиком в магазине и стеснялся, когда его узнавали появлявшиеся там выходцы из СССР. Впрочем, люди искренне радовались и благодарили за его роли.
Вообще, Ильичеву и его семье повезло — они сумели найти работу, купили прекрасный дом во Флориде, имели возможность радоваться жизни. Актер любил путешествовать, гонял по дорогам на своем Infiniti. А еще смотрел российское кино, хотя и удивлялся его невысокому уровню.
«Приезжаю в Россию, чтобы гулять по кладбищам»
Мечта вернуться на съемочную площадку жила в нем. В начале 2000-х он снялся в трех комедиях у Анатолия Эйрамджана, советского режиссера, жившего в Америке. Ленты были сняты на русском языке с участием отечественных актеров, переехавших в США. Однако в России эти картины остались практически неизвестными.
За весь период жизни в США Ильичев лишь дважды приезжал на родину. И признавался, что чувствует себя довольно тяжело — большинство его друзей к тому времени умерли. «Приезжаю туда, чтобы гулять по кладбищам», — говорил он сыну.
Ильичев мечтал приехать в Россию, чтобы сыграть большую роль в хорошем, новом фильме. Но такого предложения он так и не дождался.
В 2008 году он заболел, несколько дней держалась высокая температура. Актер отправился к врачу, и после проведения анализов ему объявили: онкология, 4-я стадия. Единственным выходом является срочная операция, однако шансы на ее успех не самые высокие.
Виктор Григорьевич согласился. Американские специалисты сделали чудо — уже через две недели после девятичасовой операции Ильичев играл в теннис. Казалось, худшее позади. Но спустя год недуг вернулся и на сей раз стремительно прогрессировал, несмотря на старания медиков. 8 октября 2010 года актера не стало.
Последнее пристанище любимец советских зрителей обрел в согретой солнцем земле Флориды.





Кино против морщин. Почему взрослые актеры играли 18-летних героев?
Суворов от педагогики. Умер легендарный учитель-новатор Виктор Шаталов
Кто запомнилась Любовь Румянцева?
«Мы тебя не больно зарежем». Лучшие роли Армена Джигарханяна
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть