В субботу, 14 ноября, на 86-м году жизни скончался актер театра и кино, народный артист СССР Армен Джигарханян. Он вышел на сцену театра еще в середине 1950-х, после окончания художественно-театрального института в Ереване, в конце 1950-х начал сниматься в фильмах «Арменфильма», а уже в 1960-е переехал в Москву и прославился на всю страну.
Фильмография Джигарханяна очень обширная, в ней более 170 ролей только в фильмах и сериалах. Кроме этого, он много работал актером озвучания: его голосом говорят знакомые миллионам зрителей персонажи кино и анимации. "АиФ" вспоминает самые яркие работы Армена Джигарханяна.
«Здравствуй, это я!», 1965
Картина Фрунзе Довлатяна стала для Джигарханяна своего рода итогом «ереванского периода» в творчестве. В ней речь идет о двух друзьях-физиках, которые во время войны, забыв о личных потерях, работают над проблемами, решение которых поможет стране победить. Партнером Джигарханяна в этом фильме стал уже опытный актер Ролан Быков, который, правда, был старше всего на шесть лет.
«Операция „Трест“», 1967
Сейчас этот исторический 4-серийный фильм Сергея Колосова назвали бы мини-сериалом. Он основан на реальных событиях: в начале 1920-х годов ОГПУ провело контрразведывательную операцию, которая позволила фактически обезглавить белоэмигратское подполье внутри страны и за рубежом. Джигарханян играл деятеля советской контрразведки Артура Артузова, который и руководил этой операцией.
«Новые приключения неуловимых», 1968
В этой картине Джигарханян сыграл персонажа из противоположного лагеря: штабс-капитана Овечкина. Четверка отважных подростков, знакомых зрителям по фильму «Неуловимые мстители», проникает в занятый белогвардейцами Крым, чтобы похитить план укрепленного района и помочь Красной армии захватить полуостров. Они пытаются завербовать Овечкина, но в итоге действуют по другому плану. Этого же персонажа Джигарханян сыграл и в третьем фильме: «Короне Российской империи». В 1924 году Овечкин стал одним из участников заговора по похищению ценной реликвии из государственного музея.
«Здравствуйте, я ваша тётя!», 1975
Музыкальная комедия по мотивам пьесы «Тётка Чарлея» стала подлинным бенефисом Александра Калягина. Но актеры второго плана оказали исполнителю главной роли неоценимую помощь: Михаил Козаков, сыгравший полковника Чеснея, Валентин Гафт в роли лакея Брассета. И, конечно же, Джигарханян, исполнивший роль судьи Кригса.
«Собака на сене», 1978
Лакеем Джигарханян в кино тоже был — в картине Яна Фрида, экранизации комедии Лопе де Веги. Роль, конечно, не главная, но запоминающаяся, тем более что и свои куплеты, в которых умудренный опытом циничный Тристан учит молодого господина (в исполнении Михаила Боярского) премудростям отношений с женщинами, актер исполнял сам.
«Место встречи изменить нельзя», 1979
Пожалуй, самая известная роль Джигарханяна или как минимум самая народная. Его герой — персонаж более чем отрицательный, жестокий главарь банды «Черная кошка» по прозвищу Горбатый. И молодой — пусть и с опытом фронтовой разведки за плечами — оперативник Шарапов должен убедить этого закоренелого преступника в своей «легенде». Сделать это непросто, ведь есть у них, бандитов, сомнение, что этот мил человек — стукачок.
«Цареубийца», 1991
Снятый на излете существования СССР фильм Карена Шахназарова о странных видениях пациента психиатрической клиники, которые заражают и его нового врача. Это блестящий дуэт британского актера Малькольма Макдауэлла и Олега Янковского, который оставил место и для Джигарханяна в роли уходящего на покой главврача этой клиники, который пытается помочь и коллеге, и больному.
«Ширли-мырли», 1995
Комедия Владимира Меньшова могла быть типичным постперестроечным фильмом, аналогичным многочисленным образцам жанра «кооперативного кино». Но Меньшов собрал в картине отличный звездный ансамбль, который превратил типичную историю про найденный, украденный и снова найденный огромный алмаз в круговорот импровизаций. У Джигарханяна в этой картине одна из центральных ролей: именно его Козюльский ответственен за то, что алмаз не сразу оказывается на службе у всех россиян. Любопытно, что в одной из сцен Джигарханян снова играет в дуэте с Роланом Быковым, как 30 лет назад в своей первой заметной киноработе.
Бонус: «Остров сокровищ», «Жил-был пёс» и другие
При огромной занятости в кино и театре Армен Джигарханян всегда находил время для того, чтобы подарить свой характерный голос героям зарубежных и отечественных фильмов или анимационным персонажам. Так, именно он озвучивал графа Калиостро из фильма Марка Захарова «Формула любви», так как у Нодара Мгалоблишвили был сильный акцент. Его голос слышали русские зрители у героя Такеши Китано в «Затоичи» или в мультфильме «Вверх» (Карл Фредриксен). Ну и советская анимация — пожалуй, мало кто не знает, с кого рисовали вальяжного Волка из мультфильма Эдуарда Назарова «Жил-был пес» или пирата Джона Сильвера из анимационной версии «Острова сокровищ», поставленной Давидом Черкасским. Или, наконец, чьим голосом говорил Дядюшка Мокус из мультиков про поросенка Фунтика.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть