В 1960 году на советские экраны вышла дебютная работа режиссёров Игоря Таланкина и Георгия Данелии — фильм «Сережа». Зрителями эта картина, согласно опросу журнала «Советский экран», была признана лучшим фильмом года.
Неприятный человек на экране
Спустя десятилетия сохранилась в жизни фраза и этой ленты, которую сейчас назвали бы мемом. Мальчик, которому вместо конфеты подсунули пустой фантик, с недоумением смотрит на взрослого: «Дядя Петя, ты дурак?»
Боря Бархатов, сыгравший Сережу, продолжать кинокарьеру не захотел. Да и мужчину, чей неприятный смех разозлил весь Советский Союз, вряд ли кто-то помнит в других ролях. Однако «дяде Пете» обязаны все поклонники «ЗнаТоКов» — ведь сыгравший эту роль Вячеслав Бровкин был режиссёром большинства фильмов знаменитого детективного сериала.
Роль мерзкого дяди Пети для Бровкина была первой в кино, хотя ему к тому времени было уже 35 лет. Уроженец столицы в 1947 году окончил актёрский факультет ГИТИСа, после чего попал в труппу театра Центрального дома культуры железнодорожников, а затем в группу «Московские литературные чтения» при Союзе писателей.
Цирк в церкви
Затем Бровкин снова поступил в ГИТИС, но уже на режиссёрский факультет, после чего уехал в Белоруссию, в театр имени Якуба Коласа. В Минске его постановки пользовались успехом, и режиссёра периодически приглашали в Москву — ставить спектакли то в одном, то в другом театре.
Не всё проходило гладко — постановка «Двенадцать» в театре имени Станиславского была закрыта цензурой, а сам режиссёр после этого оказался одновременно в цирке и церкви. Дело в том, что Бровкина взяли на работу в студию по подготовке цирковых номеров, а она располагалась в закрытом здании церкви.
В 1966 году приятель спросил его: «Тебе не надоел цирк? На телевидении открылся отдел приключений и фантастики, давай к нам!»
Так Бровкин занялся режиссурой телеспектаклей, а заодно и написанием сценариев для них.

По заданию министра
В конце 1960-х годов глава МВД СССР Николай Щелоков занялся повышением престижа советской милиции. В частности, заказ на спектакли из жизни стражей порядка поступил и на телевидение. Разработку сюжета поручили Александру Лаврову, который сам работал в органах следствия, и его жене Ольге, выпускнице редакторского факультета Полиграфического института.
К тому времени на телевидении уже вышел телеспектакль «Люди в серых шинелях» по сценарию четы Лавровых. Режиссёром его был Бровкин, и их совместный труд пришёлся зрителям по вкусу. Поэтому в 1969 году новый спектакль под названием «Следствие ведут ЗнаТоКи» тоже доверили ему.
Было оговорено, что костяк актёров составит одна труппа Театра на Малой Бронной. Георгий Мартынюк стал Знаменским, а Леонид Каневский — Томиным. А вот с Кибрит дело оказалось сложнее — назначенная на эту роль Анна Антоненко ушла в декрет. Но Александр Лавров порекомендовал Эльзу Леждей из Театра Киноактера — и легендарное трио было собрано.
Режиссёр в роли шпиона
Работали всерьёз — и режиссёр, и актёры ездили в МУР, присутствовали при реальных допросах, выезжали с оперативными группами, чтобы полностью вникнуть в тонкости работы. Помимо следственного опыта Лаврова у режиссёра имелся ещё и главный консультант — заместитель Щелокова, генерал юстиции Борис Викторов.
Вячеслав Бровкин вспоминал, что работа пошла в бешеном темпе. Лавровы сдали сценарии четырёх серий, но их переработали в пять фильмов. И уже во втором, под названием «Ваше подлинное имя», режиссёр сыграл роль главного злодея — бомжа, настоящую личность которого нужно было раскрыть Знаменскому, Томину и Кибрит. В итоге оказывалось, что под маской мелкого уголовника скрывался иностранный шпион.
В 1971–1972 годах вышли пять серий «ЗнаТоКов», и все в постановке Вячеслава Бровкина. А вот серию «Побег», в которой Томин практически погибал, снимал Юрий Кротенко. После зрительского бунта Бровкину поручили вернуть главного героя в ленте «Свидетель».
Скрытая реклама
Параллельно режиссёр снимал телеспектакли по классику французского детектива Жоржу Сименону. Причём Бровкин позволял себя похулиганить — так, один из героев «ЗнаТоКов» заявил, что «Мергэ в спектакле будет играть Тенин». И действительно, Борис Тенин, известный как солдат Шадрин из «Человека с ружьём», стал советским Мегрэ. В общем, Бровкин одну свою постановку продвигал при помощи другой.
Всего на счету Бровкина 13 фильмов о «ЗнаТоКах», последним из которых стала история о злоупотреблениях в коммунальном хозяйстве, что было весьма злободневно для 1988 года.
Мелочи жизни
Режиссёр считается и пионером «российского мыла» — в 1992 году он поставил сериал «Мелочи жизни», который, правда, критиковали все кому ни лень.
Умел критиковать и сам Бровкин. Например, в своё время в интервью изданию «Труд» он разнёс российские криминальные сериалы: «Их авторы опустились до уровня дешёвки и ширпотреба. Важно, что главной целью наших фильмов была профилактика преступлений, мы пытались, насколько это, конечно, возможно, предостеречь людей от попыток совершения злодеяний».
Режиссёр умер в 2016 году, в возрасте 90 лет. Бровкина называют самым плодовитым режиссёром телеспектаклей времён СССР. Но при этом в лицо его так и запомнили, как нехорошего «дядю Петю».
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть