5224

Cоветская фантастика. Что писали западные критики о «Солярисе» Тарковского

Андрей Тарковский и Донатас Банионис на съемках.
Андрей Тарковский и Донатас Банионис на съемках. globallookpress.com

В ноябре 1972 года на Международном кинофестивале в Чикаго состоялась американская премьера «Соляриса» Андрея Тарковского — главного советского научно-фантастического фильма. Ранее, весной того же года, фильм получил Гран-при Каннского кинофестиваля, однако западная пресса посмотрела киноленту Андрея Арсеньевича лишь осенью.

Как американские и британские кинокритики оценили одноименную адаптацию культового фантастического романа Станислава Лема, вспоминал «АиФ».

Роджер Эберт, Chicago Sun-Times: «Солярис» нельзя отнести к числу динамичных экшенов; это вдумчивое, глубокое, деликатное кино, которое использует свободу, присущую научной фантастике, чтобы исследовать человеческую природу. У фильма неспешное начало, но как только вы ощутите вовлеченность, постепенно он поглотит вас полностью.

Донатас Банионис и Наталья Бондарчук исполнили в «Солярисе» главные роли.
Донатас Банионис и Наталья Бондарчук исполнили в «Солярисе» главные роли. Фото: Кадр из фильма/ Вадим Юсов.

Джонатан Джонс, The Guardian: «Солярис» — пожалуй, лучший научно-фантастический фильм из когда-либо снятых. Мы сейчас говорим о настоящей научной фантастике — философском, медитативном жанре середины двадцатого века, который был практически уничтожен.

Джейми Рассел, BBC: «Солярис» — ответ Восточного блока на картину Стэнли Кубрика «2001 год: Космическая одиссея». Снятое под пристальным вниманием коммунистического режима, это крепко заседающее в сознание кинопроизведение, волнующее медитация на темы человечества, любви и загадочной сущности Вселенной.

Дессон Хоуи, The Washington Post: Тарковский - не столько писатель, сколько художник и музыкант. Его работа — это скорее серия живописных образов и визуальных симфоний, чем стройное повествование. И хотя «Солярис» — одна из картин режиссера, отличающихся ясным сюжетом и общей прозрачностью, рассказанная в ней история - по-прежнему всего лишь проводник к определенному настроению, атмосфере и философии.

«Солярис» считается одним из величайших фантастических фильмов в истории.
«Солярис» считается одним из величайших фантастических фильмов в истории. Фото: Кадр из фильма/ Вадим Юсов.

Джей Кокс, TIME Magazine: Спецэффекты убогие, драматургия унылая, а философия такая же раздутая, как облако озона. Сюжет также неоригинален.

Ричард Эдер, New York Times: Объект исследования этого сложного и потрясающе красивого фильма — человечество в целом, но вряд ли в нем стоит искать политический подтекст. <…> В заключение стоит заметить, что сюжет фильма может показаться абсурдным. У «Соляриса» есть свои проблемы: чрезвычайно медленный ритм, который временами исчезает вообще; осмысление рассказанного порой дается очень нелегко. По мере того как картина близится к финалу, иносказание постепенно раскрывается, в определенной степени сводя ощущение чуда, созданное Тарковским, к морализаторству.

Андрей Тарковский и легендарный совесткий кинооператор Вадим Юсов на съемках «Соляриса».
Андрей Тарковский и легендарный совесткий кинооператор Вадим Юсов на съемках «Соляриса». Фото: globallookpress.com

Джеймс Кендрик, Film Desk: Пульсирующий, обескураживающий, загадочный научно-фантастический шедевр. Фильм, имеющий грандиозный метафизический вес и требующий от зрителя нескольких просмотров и незашоренности.

* * *

«Солярис» Андрея Тарковского рассказывает о психологе Крисе Кельвине (Донатас Банионис), который прибывает на космическую станцию, чтобы разобраться в странных сообщениях, поступающих с исследовательского объекта, и закрыть станцию. В свою очередь экипаж станции давно и тщетно пытается сладить с загадкой планеты Солярис, покрытой таинственным Океаном. Поначалу Кельвину кажется, что немногие уцелевшие на станции ученые сошли с ума. Однако затем он и сам становится жертвой жуткого наваждения: ему является его бывшая возлюбленная Хари (Наталья Бондарчук), некогда на Земле покончившая с собой.

Согласно результатам множества опросов «Солярис» входит в число величайших фантастических фильмов в истории кинематографа. Помимо Гран-при Международного Каннского кинофестиваля, лента также удостоилась главного приза на XXVIII Международном кинофестивале в Карловых Варах, а Наталья Бондарчук получила награду за лучшую женскую роль на IX международном кинофестивале в Панаме.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Подписка в 2020 году



Топ 5 читаемых