В ноябре 1972 года на Международном кинофестивале в Чикаго состоялась американская премьера «Соляриса» Андрея Тарковского — главного советского научно-фантастического фильма. Ранее, весной того же года, фильм получил Гран-при Каннского кинофестиваля, однако западная пресса посмотрела киноленту Андрея Арсеньевича лишь осенью.
Как американские и британские кинокритики оценили одноименную адаптацию культового фантастического романа Станислава Лема, вспоминал «АиФ».
Роджер Эберт, Chicago Sun-Times: «Солярис» нельзя отнести к числу динамичных экшенов; это вдумчивое, глубокое, деликатное кино, которое использует свободу, присущую научной фантастике, чтобы исследовать человеческую природу. У фильма неспешное начало, но как только вы ощутите вовлеченность, постепенно он поглотит вас полностью.
Джонатан Джонс, The Guardian: «Солярис» — пожалуй, лучший научно-фантастический фильм из когда-либо снятых. Мы сейчас говорим о настоящей научной фантастике — философском, медитативном жанре середины двадцатого века, который был практически уничтожен.
Джейми Рассел, BBC: «Солярис» — ответ Восточного блока на картину Стэнли Кубрика «2001 год: Космическая одиссея». Снятое под пристальным вниманием коммунистического режима, это крепко заседающее в сознание кинопроизведение, волнующее медитация на темы человечества, любви и загадочной сущности Вселенной.
Дессон Хоуи, The Washington Post: Тарковский - не столько писатель, сколько художник и музыкант. Его работа — это скорее серия живописных образов и визуальных симфоний, чем стройное повествование. И хотя «Солярис» — одна из картин режиссера, отличающихся ясным сюжетом и общей прозрачностью, рассказанная в ней история - по-прежнему всего лишь проводник к определенному настроению, атмосфере и философии.
Джей Кокс, TIME Magazine: Спецэффекты убогие, драматургия унылая, а философия такая же раздутая, как облако озона. Сюжет также неоригинален.
Ричард Эдер, New York Times: Объект исследования этого сложного и потрясающе красивого фильма — человечество в целом, но вряд ли в нем стоит искать политический подтекст. <…> В заключение стоит заметить, что сюжет фильма может показаться абсурдным. У «Соляриса» есть свои проблемы: чрезвычайно медленный ритм, который временами исчезает вообще; осмысление рассказанного порой дается очень нелегко. По мере того как картина близится к финалу, иносказание постепенно раскрывается, в определенной степени сводя ощущение чуда, созданное Тарковским, к морализаторству.
Джеймс Кендрик, Film Desk: Пульсирующий, обескураживающий, загадочный научно-фантастический шедевр. Фильм, имеющий грандиозный метафизический вес и требующий от зрителя нескольких просмотров и незашоренности.
* * *
«Солярис» Андрея Тарковского рассказывает о психологе Крисе Кельвине (Донатас Банионис), который прибывает на космическую станцию, чтобы разобраться в странных сообщениях, поступающих с исследовательского объекта, и закрыть станцию. В свою очередь экипаж станции давно и тщетно пытается сладить с загадкой планеты Солярис, покрытой таинственным Океаном. Поначалу Кельвину кажется, что немногие уцелевшие на станции ученые сошли с ума. Однако затем он и сам становится жертвой жуткого наваждения: ему является его бывшая возлюбленная Хари (Наталья Бондарчук), некогда на Земле покончившая с собой.
Согласно результатам множества опросов «Солярис» входит в число величайших фантастических фильмов в истории кинематографа. Помимо Гран-при Международного Каннского кинофестиваля, лента также удостоилась главного приза на XXVIII Международном кинофестивале в Карловых Варах, а Наталья Бондарчук получила награду за лучшую женскую роль на IX международном кинофестивале в Панаме.



Талант Андрея Тарковского «наградили» 20-ю годами травли «сверху»
Неистовый «Сталкер». Легендарному фильму Андрея Тарковского 30 лет
Феномен Станислава Лема
«Бегущий по лезвию». Как создавалась классика научной кинофантастики
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть