В ноябре 1972 года на Международном кинофестивале в Чикаго состоялась американская премьера «Соляриса» Андрея Тарковского — главного советского научно-фантастического фильма. Ранее, весной того же года, фильм получил Гран-при Каннского кинофестиваля, однако западная пресса посмотрела киноленту Андрея Арсеньевича лишь осенью.
Как американские и британские кинокритики оценили одноименную адаптацию культового фантастического романа Станислава Лема, вспоминал «АиФ».
Роджер Эберт, Chicago Sun-Times: «Солярис» нельзя отнести к числу динамичных экшенов; это вдумчивое, глубокое, деликатное кино, которое использует свободу, присущую научной фантастике, чтобы исследовать человеческую природу. У фильма неспешное начало, но как только вы ощутите вовлеченность, постепенно он поглотит вас полностью.
Джонатан Джонс, The Guardian: «Солярис» — пожалуй, лучший научно-фантастический фильм из когда-либо снятых. Мы сейчас говорим о настоящей научной фантастике — философском, медитативном жанре середины двадцатого века, который был практически уничтожен.
Джейми Рассел, BBC: «Солярис» — ответ Восточного блока на картину Стэнли Кубрика «2001 год: Космическая одиссея». Снятое под пристальным вниманием коммунистического режима, это крепко заседающее в сознание кинопроизведение, волнующее медитация на темы человечества, любви и загадочной сущности Вселенной.
Дессон Хоуи, The Washington Post: Тарковский - не столько писатель, сколько художник и музыкант. Его работа — это скорее серия живописных образов и визуальных симфоний, чем стройное повествование. И хотя «Солярис» — одна из картин режиссера, отличающихся ясным сюжетом и общей прозрачностью, рассказанная в ней история - по-прежнему всего лишь проводник к определенному настроению, атмосфере и философии.
Джей Кокс, TIME Magazine: Спецэффекты убогие, драматургия унылая, а философия такая же раздутая, как облако озона. Сюжет также неоригинален.
Ричард Эдер, New York Times: Объект исследования этого сложного и потрясающе красивого фильма — человечество в целом, но вряд ли в нем стоит искать политический подтекст. <…> В заключение стоит заметить, что сюжет фильма может показаться абсурдным. У «Соляриса» есть свои проблемы: чрезвычайно медленный ритм, который временами исчезает вообще; осмысление рассказанного порой дается очень нелегко. По мере того как картина близится к финалу, иносказание постепенно раскрывается, в определенной степени сводя ощущение чуда, созданное Тарковским, к морализаторству.
Джеймс Кендрик, Film Desk: Пульсирующий, обескураживающий, загадочный научно-фантастический шедевр. Фильм, имеющий грандиозный метафизический вес и требующий от зрителя нескольких просмотров и незашоренности.
* * *
«Солярис» Андрея Тарковского рассказывает о психологе Крисе Кельвине (Донатас Банионис), который прибывает на космическую станцию, чтобы разобраться в странных сообщениях, поступающих с исследовательского объекта, и закрыть станцию. В свою очередь экипаж станции давно и тщетно пытается сладить с загадкой планеты Солярис, покрытой таинственным Океаном. Поначалу Кельвину кажется, что немногие уцелевшие на станции ученые сошли с ума. Однако затем он и сам становится жертвой жуткого наваждения: ему является его бывшая возлюбленная Хари (Наталья Бондарчук), некогда на Земле покончившая с собой.
Согласно результатам множества опросов «Солярис» входит в число величайших фантастических фильмов в истории кинематографа. Помимо Гран-при Международного Каннского кинофестиваля, лента также удостоилась главного приза на XXVIII Международном кинофестивале в Карловых Варах, а Наталья Бондарчук получила награду за лучшую женскую роль на IX международном кинофестивале в Панаме.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть