Советский актер Николай Гринько - из тех, кого уж точно любят зрители всех поколений. Дети обожают его за Папу Карло и профессора Громова, создавшего Электроника; эстеты - за участие в картинах Андрея Тарковского...
На экране он запоминался сразу и навсегда, а вот жизнь его была необычайно тихой. И любовь тоже.
Несуетливая душа
У Тарковского Гринько сыграл почти во всех фильмах; тот называл его своим талисманом и любимым актером. И писал о нем: «Несуетливая душа - тонкая и богатая». Андрею Арсеньевичу вторил режиссер Геннадий Полока: «Будучи по природе человеком мягким, застенчивым, немного замкнутым, Гринько способен к самым неожиданным метаморфозам. Если работа его захватывает - мгновенно преображается». Он и преображался - часто и с удовольствием: всего в фильмографии Николая Григорьевича полторы сотни лент. Бывало, за год он успевал поработать в 12 фильмах. Лучшие советские режиссеры - Сергей Бондарчук, Алексей Герман, Ролан Быков, Сергей Параджанов, Владимир Бортко - почитали за честь предложить ему сыграть в их картинах. Главных ролей, правда, было до обидного мало, но Гринько запоминался даже в небольших: высокий, обаятельный, с выразительным взглядом и доброй смущенной улыбкой…
Званиями и регалиями Николай Григорьевич тоже не был избалован - ни «заслуженного», ни «народного артиста СССР» он так и не получил, а из его военных наград - всю войну Гринько служил стрелком-радистом на бомбардировщиках дальнего действия - известны только медаль «За боевые заслуги» и орден Отечественной войны. Да еще сохранился наградной лист, в котором сказано, что гвардии старшина Гринько - отличный организатор художественной самодеятельности.
Дорогу шоферу
Уже после войны Николай окончил студию при Запорожском драмтеатре, числился при киевской киностудии им. Довженко, но снимать его не хотели. Возможно, все дело в почти двухметровом росте артиста: операторам трудно ловить в камеру такую «жердь». Тогда Гринько устроился в эстрадный оркестр конферансье. Нарочно подобрал себе низенького напарника - вместе они смотрелись бесконечно уморительно и имели огромный успех у публики.
«Путевку» в большое кино актеру подарил режиссер Владимир Наумов, пригласив Николая на роль американца - шофера «студебеккера» в своем фильме «Мир входящему». На фестивале в Венеции в 1961 году лента получила специальную награду за лучшую режиссуру и приз критики. А американцы были уверены, что Гринько - и впрямь их соотечественник. Даже решили подарить актеру настоящий «студебеккер», но в итоге машину получил кто-то другой: до скромного Гринько она так и не доехала…
Под звуки скрипки
Найти любовь своей жизни Николаю Григорьевичу удалось лишь со второй попытки. Первый его брак с коллегой по Запорожскому драмтеатру продлился несколько лет, но счастья никому из супругов не принес. А потом Гринько познакомился с турчанкой Айше Чулак-оглы - в том самом оркестре, где выступал в качестве конферансье. Скрипачке Айше на тот момент исполнилось 25 лет, и она готовилась к свадьбе; все еще женатому Николаю - 37… Никакого озарения, «булгаковской» любви с первого взгляда не было: при встрече артисты приветливо раскланивались друг с другом - и на этом все. А потом оркестр стал выезжать на гастроли: времени для общения в поездах было вдоволь, Гринько с девушкой вместе выходили в тамбур - и не могли наговориться.
«После концертов, когда меня никто не мог видеть, я садилась за фортепиано и вспоминала любимые произведения Вебера, Рахманинова, Шопена, Грига, - вспоминала Айше. - Однажды музицировала в темной комнате, не зная, что Коля меня слушает. Он молча подошел, молча прижал к себе. Тот вечер, обвенчанный музыкой, расцвел зарей нашего супружества».
Потом, конечно, каждому пришлось объясняться со своими прежними избранниками. Николай Григорьевич не собирался лгать жене и сразу же попросил развода; Айше объявила жениху, что свадьбы не будет…
Гриня и Шишка
Расписались влюбленные спонтанно - когда надоело «выпрашивать» общий номер в гостиницах. Шумных празднеств устраивать не стали: для невесты купили обручальное кольцо, а жениху отдал свое отец Айше. В благодарность, желая сделать новоиспеченному тестю приятное, Николай Григорьевич предложил жене оставить отцовскую фамилию.
Для того чтобы ездить с мужем на гастроли, молодая скрипачка бросила консерваторию на последнем курсе, даже не защитив диплом. «Зато спустя много лет мой профессор, педагогические надежды которого я бессовестно обманула, неожиданно меня поддержал: «Ты правильно сделала. Люби! Он достоин твоих поступков!» - вспоминала Айше. По отношению к жене Гринько и в самом деле был настоящим рыцарем: ухаживал за ней красиво, а если кто-то из поклонников дарил ему цветы, то уже за кулисами непременно отдавал их возлюбленной.
Айше ласково называла мужа «своим Гриней», а он ее - Венерой, Шишкой или Махой. Шишка - это из-за роста, который у Айше составлял всего 155 сантиметров (против 198 у Гринько!). К слову, столь внушительная разница им отнюдь не мешала - они о ней просто не вспоминали за всю свою счастливую совместную жизнь, которая продлилась 30 лет. И, когда однажды снова измерили рост, оказалось, что Айше подросла до 158 сантиметров, а Николай Григорьевич, наоборот, «уменьшился» до 195 - словно супруги подсознательно тянулись друг к другу …
Скончался Гринько в 1989 году от лейкемии - так же тихо и скромно, как жил. Айше продала все драгоценности, которые у нее были, чтобы поставить ему надгробный памятник, - оставила только два кольца: подарок отца и подарок мужа.
КАК ЭТО БЫЛО
Всесоюзный шарманщик
Фильм «Приключения Буратино» вышел в кино 1 января 1976 года, и за минувшие без малого полвека на нем выросло не одно поколение детей. А ведь поначалу бюрократы признали картину вредной и ни в какую не хотели показывать ребятам…
На худсовете, принимавшем решение, выпускать ленту на экраны или нет, «Буратино» произвел настоящий переполох. О том, какой была реакция чиновников от культуры, режиссер Леонид Нечаев впоследствии вспоминал: «Критики негодовали: «Безобразная картина! Ужас! Как это может быть - кот без хвоста, лиса в платье, Буратино издевается над пожилым человеком (имелся в виду Карабас Барабас)?!» Фильм выпустили на экраны только потому, что был конец года и невыполнение плана грозило лишением премий».
Более того, еще на стадии съемок на «Беларусьфильме» картина рисковала остаться без Гринько в роли всеми любимого Папы Карло. Поначалу чиновники наотрез отказались утверждать его на роль отца деревянной куклы: «Актер он, конечно, неплохой, но с таким ростом ему не Карло играть, а Гулливера!» Тогда режиссер на свой страх и риск плюнул на запрет и начал съемки фильма с участием Николая Григорьевича. Неизвестно, влетело ли ему за это (или чиновники просто забыли про свои эстетические опасения), однако советская и не только ребятня осталась в восторге: для нее лучшего Папы Карло не было и быть не могло. Сам же актер отвечал маленьким зрителям полной взаимностью: детей он очень любил, хотя своих родных (как и его персонаж) не имел. И на всю жизнь, даже сыграв в великих фильмах Тарковского, все равно для многих оставался тем самым «старым шарманщиком из каморки»…
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть