1217

Человек-талисман и любимый Папа Карло. Сказка для взрослых Николая Гринько

"Аргументы и факты" в Беларуси № 42. Базовый счёт. Подробности 19/10/2021

Советский актер Николай Гринько - из тех, кого уж точно любят зрители всех поколений. Дети обожают его за Папу Карло и профессора Громова, создавшего Электроника; эстеты - за участие в картинах Андрея Тарковского...

На экране он запоминался сразу и навсегда, а вот жизнь его была необычайно тихой. И любовь тоже.

Несуетливая душа

У Тарковского Гринько сыграл почти во всех фильмах; тот называл его своим талисманом и любимым актером. И писал о нем: «Несуетливая душа - тонкая и богатая». Андрею Арсеньевичу вторил режиссер Геннадий Полока: «Будучи по природе человеком мягким, застенчивым, немного замкнутым, Гринько способен к самым неожиданным метаморфозам. Если работа его захватывает - мгновенно преображается». Он и преображался - часто и с удовольствием: всего в фильмографии Николая Григорьевича полторы сотни лент. Бывало, за год он успевал поработать в 12 фильмах. Лучшие советские режиссеры - Сергей Бондарчук, Алексей Герман, Ролан Быков, Сергей Параджанов, Владимир Бортко - почитали за честь предложить ему сыграть в их картинах. Главных ролей, правда, было до обидного мало, но Гринько запоминался даже в небольших: высокий, обаятельный, с выразительным взглядом и доброй смущенной улыбкой…

Званиями и регалиями Николай Григорьевич тоже не был избалован - ни «заслуженного», ни «народного артиста СССР» он так и не получил, а из его военных наград - всю войну Гринько служил стрелком-радистом на бомбардировщиках дальнего действия - известны только медаль «За боевые заслуги» и орден Отечественной войны. Да еще сохранился наградной лист, в котором сказано, что гвардии старшина Гринько - отличный организатор художественной самодеятельности.

В личной жизни высокий рост актеру отнюдь не мешал. Даже наоборот. В роли Чехова в к/ф «Сюжет для небольшого рассказа» (1969).
В личной жизни высокий рост актеру отнюдь не мешал. Даже наоборот. В роли Чехова в к/ф «Сюжет для небольшого рассказа» (1969). Фото: Public domain

Дорогу шоферу

Уже после войны Николай окончил студию при Запорожском драмтеатре, числился при киевской киностудии им. Довженко, но снимать его не хотели. Возможно, все дело в почти двухметровом росте артиста: операторам трудно ловить в камеру такую «жердь». Тогда Гринько устроился в эстрадный оркестр конферансье. Нарочно подобрал себе низенького напарника - вместе они смотрелись бесконечно уморительно и имели огромный успех у публики.

«Путевку» в большое кино актеру подарил режиссер Владимир Наумов, пригласив Николая на роль американца - шофера «студебеккера» в своем фильме «Мир входящему». На фестивале в Венеции в 1961 году лента получила специальную награду за лучшую режиссуру и приз критики. А американцы были уверены, что Гринько - и впрямь их соотечественник. Даже решили подарить актеру настоящий «студебеккер», но в итоге машину получил кто-то другой: до скромного Гринько она так и не доехала…

Под звуки скрипки

Найти любовь своей жизни Николаю Григорьевичу удалось лишь со второй попытки. Первый его брак с коллегой по Запорожскому драмтеатру продлился несколько лет, но счастья никому из супругов не принес. А потом Гринько познакомился с турчанкой Айше Чулак-оглы - в том самом оркестре, где выступал в качестве конферансье. Скрипачке Айше на тот момент исполнилось 25 лет, и она готовилась к свадьбе; все еще женатому Николаю - 37… Никакого озарения, «булгаковской» любви с первого взгляда не было: при встрече артисты приветливо раскланивались друг с другом - и на этом все. А потом оркестр стал выезжать на гастроли: времени для общения в поездах было вдоволь, Гринько с девушкой вместе выходили в тамбур - и не могли наговориться.

Ради любимого мужа скрипачка Айше «перечеркнула» карьеру смычком.
Ради любимого мужа скрипачка Айше «перечеркнула» карьеру смычком. Фото: Public domain

«После концертов, когда меня никто не мог видеть, я садилась за фортепиано и вспоминала любимые произведения Вебера, Рахманинова, Шопена, Грига, - вспоминала Айше. - Однажды музицировала в темной комнате, не зная, что Коля меня слушает. Он молча подошел, молча прижал к себе. Тот вечер, обвенчанный музыкой, расцвел зарей нашего супружества».

Потом, конечно, каждому пришлось объясняться со своими прежними избранниками. Николай Григорьевич не собирался лгать жене и сразу же попросил развода; Айше объявила жениху, что свадьбы не будет…

Гриня и Шишка

Расписались влюбленные спонтанно - когда надоело «выпрашивать» общий номер в гостиницах. Шумных празднеств устраивать не стали: для невесты купили обручальное кольцо, а жениху отдал свое отец Айше. В благодарность, желая сделать новоиспеченному тестю приятное, Николай Григорьевич предложил жене оставить отцовскую фамилию.

Для того чтобы ездить с мужем на гастроли, молодая скрипачка бросила консерваторию на последнем курсе, даже не защитив диплом. «Зато спустя много лет мой профессор, педагогические надежды которого я бессовестно обманула, неожиданно меня поддержал: «Ты правильно сделала. Люби! Он достоин твоих поступков!» - вспоминала Айше. По отношению к жене Гринько и в самом деле был настоящим рыцарем: ухаживал за ней красиво, а если кто-то из поклонников дарил ему цветы, то уже за кулисами непременно отдавал их возлюбленной.

Айше ласково называла мужа «своим Гриней», а он ее - Венерой, Шишкой или Махой. Шишка - это из-за роста, который у Айше составлял всего 155 сантиметров (против 198 у Гринько!). К слову, столь внушительная разница им отнюдь не мешала - они о ней просто не вспоминали за всю свою счастливую совместную жизнь, которая продлилась 30 лет. И, когда однажды снова измерили рост, оказалось, что Айше подросла до 158 сантиметров, а Николай Григорьевич, наоборот, «уменьшился» до 195 - словно супруги подсознательно тянулись друг к другу …

Скончался Гринько в 1989 году от лейкемии - так же тихо и скромно, как жил. Айше продала все драгоценности, которые у нее были, чтобы поставить ему надгробный памятник, - оставила только два кольца: подарок отца и подарок мужа.

КАК ЭТО БЫЛО

Всесоюзный шарманщик

Фильм «Приключения Буратино» вышел в кино 1 января 1976 года, и за минувшие без малого полвека на нем выросло не одно поколение детей. А ведь поначалу бюрократы признали картину вредной и ни в какую не хотели показывать ребятам…

На худсовете, принимавшем решение, выпускать ленту на экраны или нет, «Буратино» произвел настоящий переполох. О том, какой была реакция чиновников от культуры, режиссер Леонид Нечаев впоследствии вспоминал: «Критики негодовали: «Безобразная картина! Ужас! Как это может быть - кот без хвоста, лиса в платье, Буратино издевается над пожилым человеком (имелся в виду Карабас Барабас)?!» Фильм выпустили на экраны только потому, что был конец года и невыполнение плана грозило лишением премий».

Более того, еще на стадии съемок на «Беларусьфильме» картина рисковала остаться без Гринько в роли всеми любимого Папы Карло. Поначалу чиновники наотрез отказались утверждать его на роль отца деревянной куклы: «Актер он, конечно, неплохой, но с таким ростом ему не Карло играть, а Гулливера!» Тогда режиссер на свой страх и риск плюнул на запрет и начал съемки фильма с участием Николая Григорьевича. Неизвестно, влетело ли ему за это (или чиновники просто забыли про свои эстетические опасения), однако советская и не только ребятня осталась в восторге: для нее лучшего Папы Карло не было и быть не могло. Сам же актер отвечал маленьким зрителям полной взаимностью: детей он очень любил, хотя своих родных (как и его персонаж) не имел. И на всю жизнь, даже сыграв в великих фильмах Тарковского, все равно для многих оставался тем самым «старым шарманщиком из каморки»…

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно