100 лет назад родился актер, который для Андрея Тарковского был талисманом, а для детей брежневской эпохи навсегда остался Папой Карло в истории про Буратино и профессором Громовым в «Приключениях Электроника».
Даром что в фильмографии Николая Гринько полторы сотни лент. Снимался он много, с удовольствием. Бывало, за год успевал поработать в 12 фильмах. Главных ролей, правда, было до обидного мало. Но лучшие советские режиссеры — Сергей Бондарчук, Алексей Герман, Александр Зархи, Ролан Быков, Сергей Параджанов, Владимир Бортко, Динара Асанова, Александр Алов и Владимир Наумов — предлагали ему участие в своих картинах. А Гринько запоминался и в небольшой роли: высокий, обаятельный, с выразительными глазами и доброй, как будто с хитрецой, улыбкой…
«Студебеккер» ему не достался
Он родился в семье актеров. И сам с детства мечтал играть. Но в 1940 году его призвали в армию. А потом Великая Отечественная отодвинула мечту на задний план. Всю войну Гринько служил стрелком-радистом на бомбардировщиках дальнего действия. А в 1946-м уже выходил на сцену Запорожского драмтеатра, работал помощником режиссера. Спустя три года окончил театральную студию при театре. Вот и все его «университеты».
Дальше был Киевский эстрадно-джазовый оркестр «Днiпро», где Николай Гринько служил не только актером, но и художественным руководителем. Он работал в качестве конферансье, выступал с интермедиями, играл в комедиях и пародиях. Но в 1956-м стал актером киевской киностудии им. Довженко. И кино затянуло.
Дебют на экране состоялся пятью годами ранее в фильме «Тарас Шевченко», где Гринько досталась роль крепостного крестьянина, правда, упоминания в титрах актера не удостоили. Прорыв случился на картине «Мир входящему» Алова и Наумова. В 1961 году на международном кинофестивале в Венеции фильм завоевал спецприз жюри за лучшую режиссёрскую работу и награду итальянских кинокритиков за лучший иностранный фильм — «Кубок Пазинетти». Николаю Гринько, сыгравшему американца-водителя «Студебеккера», был присужден легковой автомобиль этой марки. За рекламу. Однако, кому досталась машина, история умалчивает. Во всяком случае, актер ее не получил.
«Буратино» признали вредной картиной
Гринько вообще не был избалован премиями и наградами. Не однажды его роли переозвучивали другие актеры. Званий в Советском Союзе он не получил — «заслуженного» и «народного» дала только родная Украина. А уж сколько проблем было с фильмами!
«Андрея Рублева» положили на полку. Спустя несколько лет выпустили ограниченным тиражом. И снова спрятали до лучших времен. Из-за негативного отзыва председателя Госкино Филиппа Ермаша малым тиражом показали «Зеркало». У «Сталкера» были трудности и со съемками, и с выходом на экраны… Да, это Тарковский. У него судьба такая. Однако проблемы возникли даже у «Приключений Буратино». Это потом картина стала культовой, и на ней выросло не одно поколение детей. А поначалу киночиновники признали ее вредной и ни в какую не хотели показывать ребятам…
Неожиданно открыл глаза и... крепко обнял ее
Актер не расстраивался из-за работы (главное, что она была). Или не показывал вида, что переживает. Он состоялся в профессии. Был любим зрителями, режиссерами. И обожаем женой. Что для творческой натуры немаловажно.
Правда, найти своего человека на долгие годы Николаю Гринько удалось лишь со второй попытки. Хотя и в первом браке с коллегой по Запорожскому драмтеатру он прожил несколько лет. Но была ли там настоящая любовь, если актер все-таки решился на развод?
С турчанкой Айше Чулак-оглы Гринько познакомился в оркестре «Днiпро», в котором оба работали: она играла на скрипке, он был конферансье.
Айше — 25, она готовится к свадьбе. Николаю — 37, он женат. И никакой любви с первого взгляда! Только «здрасьте — до свидания».
Каждый шел своей дорогой. Никто не хотел ничего менять. Лишь на гастролях находилось время для общения. Они говорили и не могли наговориться. Оказалось, им хорошо вместе. Есть что обсудить, чем поделиться.
Решение быть всегда вдвоем пришло внезапно. На гастролях в Одессе весь коллектив собрался в оперу. Айше тоже пришла. А в театре обнаружила, что в сумочке только одна туфля. Побежала в гостиницу за второй. На ходу у дежурной узнала, что Гринько еще не выходил. И поднялась к нему. Актер как будто спал. Но когда Айше тихонько подошла, неожиданно открыл глаза и… крепко обнял ее.
Продолжился ли тот вечер в театре, можно только гадать. Вернувшись с гастролей, Айше и Николай все для себя решили. Она отменила свадьбу. Он попросил у жены развода.
Шумного праздника не устраивали. Тихо расписались. По просьбе самого Николая Айше оставила девичью фамилию. А ее отец подарил будущему зятю свое кольцо…
Ушел во сне, никого не мучая
Чтобы быть все время с мужем, Айше бросила учебу в консерватории на пятом курсе, не защитив диплом. Она ездила с Николаем во все киноэкспедиции, вела дом. Но и он был очень внимательным. Не забывал поздравить с праздником, готовил сюрпризы. И при этом никогда не признавался… в любви. Слова были не нужны. Они слишком хорошо чувствовали друг друга. Спустя годы Айше расскажет в интервью: муж тоже когда-то учился игре на скрипке. Без любви к музыке они не поняли бы друг друга. И ничего бы не получилось…
Николай называл жену киевской Венерой, Махой, Айше его — Гриней. В мире, любви и согласии супруги прожили больше 30 лет. Бог не дал им детей. Тем не менее они могли бы еще долго быть счастливы вдвоем. Если бы не лейкемия…
Лежа на больничной койке, Николай Гринько оставался джентльменом. Однажды Айше сидела рядом. Оба задремали. И он тихо, не мучая любимую, ушел в другой мир. Ему было 68 лет.
Айше продала все драгоценности, чтобы поставить красивый памятник на могиле Николая Гринько. Сохранила только два кольца — от отца, турецкого подданного, и мужа, которого продолжала любить после смерти. Еще 24 года…
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть