К 75-летию Великой Победы многие телеканалы подготовили для своей многочисленной зрительской аудитории премьеры фильмов на военную тематику. Одной из телепремьер 9 Мая стал 4-х серийный мини-сериал «Алеша», снятый по заказу НТВ.
В основу картины легла повесть «Найдорф» Ивана Пташникова ‑ классика белорусской литературы, заслуженного работника культуры БССР, лауреата Государственной премии БССР им. Якуба Коласа, автора многочисленных прозаических произведений, переведенных на многие языки мира, писателя, который входит в 100 лучших писателей мира, писавших о войне. Именно за повесть «Найдорф» Иван Пташников в 1978 г. был удостоен звания лауреата Государственной премии БССР.
Путь к зрителю
Предыстория создания этого фильма долгая и непростая. Девять лет назад Артур Ильиных (режиссер-постановщик, драматург, сценарист, доцент кафедры режиссуры кино и телевидения Белорусской государственной академии искусств) написал киносценарий по повести «Найдорф».
‑ Эту идею мне подсказал известный сценарист Александр Денисович Зайцев, ‑ рассказал в интервью «АиФ» Артур ИЛЬИНЫХ. – Оказывается, Александр Зайцев предлагал снять на основе повести «Найдорфу» фильм режиссеру Виктору Турову, но эта тема не прошла, и в итоге была снята картина «Я родом из детства» с Владимиром Высоцким в главной роли. А кто знает, если бы звезды сошлись, может быть, именно Владимир Семенович Высоцкий сыграл бы Жаворонка, ‑ рассуждает сценарист. ‑ Так я загорелся идеей и стал писать сценарий: Александр Денисович взял надо мной шефство. За пять лет нашего сотрудничества я практически освоил высшую школу драматургии… Вечная ему память.
«Найдорф» очень интересен тем, что показывает людей в предлагаемых обстоятельствах войны ‑ с точки зрения любви к конкретным людям – жена, дети, товарищи, близкие люди. Иван Пташников запечатлел в своих произведениях ту невидимую суть настоящей любви к жизни, на которую сейчас в обществе «цены нет».
Сценарий и сама идея постановки фильма киностудией «Беларусьфильм» рассматривались лет пять, но заявку то отклоняли, то выводили на конкурс в Министерство культуры и прочее…
Годы спустя
‑ В 2019 г. я решил представить сценарий на конкурс военных фильмов в России, приуроченных к 75-летию Великой Победы в ВОВ, продолжает сценарист. ‑ И среди всех претендентов со значительным отрывом получил одобрение и право на постановку фильма кинокомпанией «КИТ» и последующий его показ на канале НТВ. Сериал получил название по имени одного из главных героев фильма. Хотя первоначальный вариант названия сценария был цитатой из повести «Найдорф» и обращением главного героя Жаворонки, его слов, к мальчишке Алёше: «Смерть, Алеша, не про нас!».
Над фильмом работал российский кинорежиссер Юрий Попович. Кстати, финансы, выделяемые в России на кинематограф, тратятся только на граждан России! И здесь мое имя в титрах - исключительный случай на НТВ!
О чем фильм
Действие фильма разворачивается осенью 1944 г. после завершения крупномасштабной наступательной операции «Багратион» на территории Беларуси в местности, где советская армия и отряды партизан завершают «зачистку» оставшихся группировок фашистской армии, пытающихся прорваться к малочисленным остаткам основных сил, отходящим на запад.
Чтобы отразить всю многосложность переплетения сюжетных линий и человеческих судеб в войне, режиссер совместил стиль блокбастера, отражающий динамизм и напряжённость действия, с одной стороны, и показ психологических мотивов и логики характеров персонажей - с другой. В результате получился держащий в напряжении до последнего момента фильм. Фильм, несущий жизнеутверждающий пафос, пронизанный любовью ко всему живому. Фильм, который в очередной раз напоминает нам и обращает нас к тому, что же лежит в основе нашего нынешнего мирного существования ‑ та кровь, те жизни, тот вынужденный грех убийства теми, кто не хотел, но вынужден был убивать, потому что по-другому зло было не остановить.
Кинолента повествует о той безграничной трагичности ситуации, в которой оказывается человек на войне. И о той психологической реакции в зависимости от внутренних установок на ситуации сложнейшего экзистенциального выбора, стоящего перед каждым. И все персонажи фильма демонстрируют ту философию, то мировоззрение, ту внутренню свою основу, суть, которыми они руководствуются в критический момент, в «момент истины», когда перед ним становится вопрос жизни и смерти. Идея, которую несёт эта лента, заключается в глубоко антивоенном пафосе, показывающем антигуманность агрессивной, насильнической стороны человеческого естества, будь то проявленной фашистским захватчиком или же односельчанином-полицаем.
Это фильм в том числе о тех бесчисленных безымянных героях войны, в частности партизанах, которые защищали свои семьи, отвоевывали свою родную землю, свою малую Родину (край, природу, милые сердцу и душе места), то кровное, что питает человека силами, энергией, поддерживает его дух, наполняет душу любовью. Это фильм о мужестве и великом непобедимом духе героев войны в целом и главных героев фильма в частности, а именно ‑ опытного партизана Жаворонки и 16-летнего пацана-сироты Алёши, которые оказались в эпицентре военных действий.
- Это фильм о том, как природа выбирает, кому жить, а кому умирать. Герои должны доказать свое право на жизнь перед природой, перед Богом, – считает А. Ильиных.
Роли и актеры
- Премьерный показ сериала «Алёша» ‑ фильма с белорусскими мотивами и колоритом, созданного на основе национального произведения Ивана Пташникова, ‑ состоялся 9 Мая, в День Великой Победы, в прайм-тайм на центральном федеральном российском канале НТВ, и среди премьер других каналов продемонстрировал очень высокий зрительский рейтинг просмотров и оценки, - говорит сценарист. – Что касается исполнителей ролей, то главная роль партизана-пулеметчика Ефрема Жаворонки была доверена известному российскому актеру Владимиру Епифанцеву, который необыкновенно талантливо и органично раскрылся в образе героя-богатыря.
Анна Попова, актриса, сыгравшая роль Клани, жены Жаворонки, создала образ глубоко верующей женщины, смелой матери и преданной жены. Может, именно ее верой и молитвами каждый раз оставался в живых любимый муж…
В сериале очень ярко, талантливо и мощно проявили себя белорусские актеры, показавшие своей великолепной игрой достоверно и откровенно белорусский национальный характер во всех его особенностях и аутентичности. Например, Алешу в картине сыграл юный актер Максим Сапрыкин - очень старательно, предельно искренне. Да и все остальные актеры наши, белорусские – Игорь Денисов, Вячеслав Павлють, Руслан Чернецкий чего стоят!
О киноиндустрии
Артур Ильиных отметил: немалая заслуга в том, что сценарий смог воплотиться в кино, принадлежит компании «Белроскино», занимающейся производством телевизионных и кинофильмов.
- Эта компания уже много лет собирает и присматривает белорусских сценаристов и режиссеров, двигает наши проекты на многомиллионную аудиторию соседней страны. Благодаря их производству удаётся продвигать не только сценарии и фильмы, но и наших белорусских актеров, которые по профессиональному уровню и мастерству нередко по некоторым позициям даже превосходят зарубежных актёров! – высказывает мнение сценарист фильма. ‑ Очень радует, что фильм, демонстрирующий на своем примере большой потенциал белорусской культуры, добился такого очевидного успеха. Я горд, что лично был знаком с Иваном Николаевичем Пташниковым: он читал первую версию сценария и одобрил его. Сейчас пишу сценарий еще по одной повести классика. Надеюсь, его судьба тоже будет счастливой.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть