2263

Актриса малых форм. Та самая Рина - Зеленая снаружи и «золотая» внутри

"Аргументы и факты" в Беларуси № 3. Товары из прошлого 18/01/2022
Про роль миссис Хадсон шутила: «Мебель мне еще не приходилось играть...»
Про роль миссис Хадсон шутила: «Мебель мне еще не приходилось играть...» Кадр из фильма

Рина Зеленая была актрисой, что называется, малых форм. Точнее говоря, маленьких ролей - хотя таланта с лихвой хватило бы и на большие. В некоторых картинах на ее долю не наберется и минуты экранного времени, но не стоит «думать о секундах свысока»: даже крошечный эпизод в исполнении Рины Васильевны блистал не хуже настоящего бриллианта.

Имя как корона

Кстати, Риной Васильевной актрису называли редко - в основном по имени и фамилии, так уж повелось. Это про нее киновед Виктор Шкловский писал: «Очень немногие могут носить свое имя как корону. Без отчества. Это больше, чем с отчеством. С отчеством ходят все, а с четким именем остаются очень немногие...»

«Четкий» псевдоним Рина появился у Зеленой потому, что на афише любительского одесского театра, где она выступала в юности, не помещалось настоящее имя - Екатерина. Недолго думая, девушка решительно откромсала лишнее, оставив только последние четыре буквы (опять малые формы!). А вот фамилия у нее как раз настоящая.

Главные роли уже тогда обходили молодую актрису стороной: режиссеры предпочитали типаж «роковой красавицы», которому Зеленая не соответствовала ни в малейшей степени. «Она была похожа на мальчика, который похож на девочку», - так охарактеризовала ее писательница Вера Инбер. Но стоило Рине заговорить - и никто уже не мог отвести от нее глаз: столько в ней было обаяния и потрясающего чувства юмора!

«Роковой героиней» не была, зато очаровывала с первого кадра. К/ф «Подкидыш», 1939 г.
«Роковой героиней» не была, зато очаровывала с первого кадра. К/ф «Подкидыш», 1939 г. Фото: Кадр из фильма

Сорок лет не ерунды

Ничего удивительного, что Зеленая неизменно пользовалась успехом у мужчин. Уже в 18 лет она вышла замуж за адвоката Владимира Блюмельфельда, которого за маленький рост и покладистый нрав окрестила «Птичкой». Впрочем, это прозвище больше подходило ей самой - озорной и жизнерадостной. Муж был значительно старше Рины и попросту не выдерживал бурного натиска ее кипучих идей и неистощимых шуток. Довольно скоро они расстались по-дружески и впоследствии всю жизнь поддерживали добрые отношения.

После развода у Зеленой завязался роман с журналистом Михаилом Кольцовым. Влюбленные часто расставались: Кольцов постоянно ездил в командировки, а главное - был женат, и разрушать чужую семью Рина не хотела. Когда он в очередной раз надолго уехал за границу, актриса решила: больше так продолжаться не может. По счастливой случайности именно тогда она встретила мужчину своей мечты - архитектора и художника Константина Топуридзе, который позднее стал автором знаменитых фонтанов на ВДНХ в Москве.

«Так в моей жизни образовалась новая профессия - жена архитектора. Сначала я думала: а, ерунда! Потом вижу: нет, не ерунда!» - говорила Зеленая. «Не ерунда» продлилась в жизни актрисы сорок счастливых лет…

Супруги ссорились на совесть, но друг без друга не могли.
Супруги ссорились на совесть, но друг без друга не могли. Фото: Кадр из фильма

Стихийное бедствие

Про мужа Рина Васильевна рассказывала: «Я выясняла довольно долго, что это за человек. Потом поняла, что он не человек, а явление особого рода». Определение вполне точное - в кавказском темпераменте Котэ, как его называли дома, было нечто поистине стихийное. О бурных ссорах супругов слагали легенды, причем Топуридзе, чаще всего выступавший их инициатором, свою вину никогда не признавал. Спустя некоторое время, правда, подходил к жене и объявлял: «Ну ладно, я тебя прощаю!»

Несмотря на сложный характер Котэ, Зеленая называла его «мой ангел» - и особенно ценила, что он прощал ей полную бытовую беспомощность. Готовить она не умела - проголодавшись, обычно просила домашних: «Меня пора кормить». Если из закрытого с большим усилием чемодана торчали вещи - ножницами отрезала лишнее. И регулярно меняла квартиры - лишь бы не делать ремонт. «Единственное, чем я могу помочь своим близким, - пореже бывать дома», - признавалась сама актриса.

Последняя шутка

Детей у Топуридзе и Зеленой не было, зато она очень сдружилась с его сыновьями от первого брака. Старший, Роман, в годы войны присылал ей весточки с передовой: «Дорогой Рине, снаружи Зеленой, внутри золотой, от сына, идущего на фронт». Сама Рина Васильевна, уезжая на гастроли, тоже ежедневно строчила мужу длинные письма - это было его непременное условие: «Читать письмо я, может, и не буду, но оно должно лежать у меня на столе». На прогулках они всегда держались за руки и не изменили этой привычке даже в преклонном возрасте...

После смерти любимого мужа из-за инфаркта в 1977 году Рина Васильевна сильно сдала. Но шутить, прежде всего над собой, не перестала - хотя много лет боролась с раком, практически ослепла… Однажды, упав на улице, крикнула прохожему: «Обратите внимание! Здесь валяется Рина Зеленая!» Когда в 1991-м, в День смеха, актриса ушла из жизни, друзья и знакомые не сразу поверили. Решили: это очередной Ринин розыгрыш...

Нечеловеческие роли

Способность экспромтом «отмочить» что-нибудь искрометное - талант на вес золота. К примеру, неподражаемые афоризмы Фаины Раневской практически мгновенно растаскивались на «народные мудрости», едва только слетали с ее уст. А ведь у Рины Васильевны, ее подруги, язык был ничуть не менее острый…

Именно Зеленая порекомендовала Раневскую на роль в фильме «Подкидыш», сценарий к которому она написала совместно с Агнией Барто. А еще это она «подарила» приятельнице бессмертную фразу про Мулю. Да и сама Зеленая на съемках импровизировала направо и налево, чем приводила режиссеров в полный восторг. Чего стоит только знаменитое: «Такие губы сейчас не носят» в «Весне»! Или история, рассказанная ее героиней все в том же «Подкидыше», - про старушку, которая зашла попить воды, а потом «хватились - пианина нету!..»

Или еще: «У меня под кроватью лежит неразорвавшаяся бомба. Нет-нет, она мне совсем не мешает. Я только хотела узнать, можно ли ее мыть мылом?» («Встреча на Эльбе»); «Иванова, почему вы разговариваете? Вы же не член художественного совета!» («Девушка без адреса»); «С места не сойду, пока не умру! А умру я не скоро!» («Иностранка»)…

Поскольку режиссеры не баловали Зеленую не то что главными, но даже просто стоящими ролями, она придумала молитву: «Господи, помоги мне материально» - за эпизоды ведь и платили гроши.

Когда Рина Васильевна получила приглашение сыграть Тортилу в «Приключениях Буратино», то шутила: «Видно, человеческих ролей мне уже не дождаться, вот я и согласилась на черепаху». Причем она в этом фильме еще и пела бесподобно, но и тут не упускала случая сострить: «Когда по радио передают: «Романс Тортилы. Исполняет Рина Зеленая», чувствую себя тенором в опере». Роль миссис Хадсон в шерлокиане Игоря Масленникова была удостоена следующего отзыва: «Мебель мне еще не приходилось играть...». А самому режиссеру на съемках Зеленая предлагала: «Зовите меня просто Руиной Васильевной».

Последний фильм про Шерлока стал последним и для 85-летней актрисы: «Я всю жизнь ждала большую настоящую роль... Мне ужасно не везло. И не везет постоянно. Режиссеры меня игнорируют. Вот Никита Михалков - я его на руках качала! - встретил как-то на улице, бросился на колени: «Богиня! Вы гениальны!» - «Ну так сними же эту богиню у себя - она абсолютно свободна!» Нет, не снял…»

А еще Рине Васильевне никак не давали звания народной артистки СССР. Она и по этому поводу шутила: «Если и дадут - то за 40 минут до смерти». Примерно так и получилось: 1 апреля 1991 года Горбачев наконец подписал указ о присвоении звания. Как раз в этот день Зеленая ушла из жизни…

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно